Неблагополучные семьи: различные подходы к их классификации

Неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно. Это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.

Существуют различные классификациях неблагополучных семей. Так, Л.С. Алексеева различает следующие виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически некомпетентная, асоциальная семья. Г.П. Бочкарева выделяет:

- семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю;

- семьи с отсутствием эмоциональных контактов, безразличием к потребностям ребенка при внешней благополучности отношений. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;

- семьи с нездоровой нравственной атмосферой, где ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, где он вовлекается в аморальный образ жизни. В основу этой классификации положено содержание переживаний ребенка.

Б.Н. Алмазов выделяет 4 типа неблагополучных семей, способствующих появлению педагогически запущенных детей:

1) семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся:

а) разрушенные или неполные семьи;

б) семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможность оказывать детям помощь в учебе;

в) семьи, где подросток или юноша тратят много времени и сил на поддержание её материального благополучия. Эти семьи сами по себе не формируют «трудных» детей. Известно много случаев, когда в таких семьях вырастают нравственно совершенные люди. Но все  же часто эти семьи создают неблагоприятный фон для воспитания детей.

2 ) конфликтные семьи:

а) где родители не стремятся исправить недостатки своего характера;

б) где один родитель нетерпим к манере поведения другого (в таких семьях дети часто держатся оппозиционно, подчас конфликтно-демонстративно. Более старшие протестуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей).

В конфликтных семьях десоциализирующее влияние на детей проявляется не прямо через образцы аморального поведения, а косвенно, вследствие хронически осложненных, фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладание конфликтного взаимодействия. Конфликтными союзами называются такие семьи, в которых постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех членов семьи (супругов, детей, других родственников, проживающих совместно), порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь супругов друг к другу. Конфликт – хроническое состояние такой семьи.

Независимо от того, является ли такая семья шумной, скандальной или тихой, где супружеские отношения отмечены полным отчуждением, она отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения. В конфликтных семьях часто отсутствует моральная, психологическая поддержка. Характерной особенностью конфликтных семей является также нарушение между ее членами общения. Как правило, за затяжными ссорами и неразрешенными конфликтами скрывается неумение общаться.

3) нравственно-неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого.В этих семьях супруги вступают в противоречия уже не только в отношениях друг с другом, но и с нормами морали и правилами нравственного поведения в целом. В такой семье ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни. Общим признаком всех неблагополучных семей из данной классификации является деформация семейных отношений.

4) педагогически некомпетентные семьи: в них надуманные или устаревшие представления о ребенке заменяют реальную картину его развития (например, уверенность в полной самостоятельности ребенка, ведет к безнадзорности). В этих семьях низкая педагогическая культура сочетается с нежеланием что-либо исправить или изменить. Родители сознательно или непроизвольно настраивают ребенка против учителя, предъявляющего определенные требования. Также конфликты переносятся постепенно на школу в целом, на любые внешние воздействия по отношению к детям. Это становится причиной отклоняющегося поведения, так как родители провоцируют неуважение к общественным требованиям. Протест против грубости, отчужденности от коллектива, а затем от семьи. Все это порождает в личности подростка отрицательные качества, из которых самым нежелательным является нравственная невосприимчивость к педагогическим воздействиям.

В классификации М.А. Галагузовой выделены типы семей по уровню социальной адаптации:

    1. Благополучные семьи: успешно справляются со своими функциями и практически не нуждаются в поддержке социально педагога. В случае возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

    2. Семьи группы риска: характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.

    3. Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями. В зависимости характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

    4. Асоциальные семьи. Семьи, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и в которых жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами и органами опеки и попечительства.

        


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: