Каковы же характерные черты творческой личности?
1. Независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, отсутствует конформность.
2. Открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому, необычному.
3. Конструктивная активность в неопределенных и неразрешимых ситуациях.
4. Развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.
И.Андреев различает 7 стадий (уровней) развития творческой личности:
1. Избирательная мотивационно-творческая направленность на определенный вид деятельности. На этой стадии развития личность как бы интуитивно чувствует в какой сфере творческой деятельности она может проявить себя наилучшим образом. Напр., дошкольник без какого-либо внешнего стимула все сколько-нибудь свободное время лепит или рисует.
2. Интеллектуально-творческая активность личности к определенному виду деятельности, характерна для учащихся среднего и старшего возраста.
3. Повышенная профессионально-творческая активность в определенном виде деятельности. Характерно интенсивное овладение профессиональными приемами, методами и средствами деятельности.
|
|
4. Стадия первых значительных творческих достижений личности (первая книга, диссертация).
5. Индивидуально-творческий стиль деятельности и мастерства
6. Стадия расцвета таланта, т.е. личность далеко превосходит достижения современников в определенной сфере творческой деятельности (Ростропович, Маяковский и т.д.).
7. Гениальность – наивысший уровень развития творческих способностей личности.
Эти стадии развития творческие личности проходят неравномерно:
Эйнштейн в 25 лет, Ньютон в 27 лет, Лобачевский в 33 года, Луи Брайль в 12 лет изобрел азбуку для слепых, Моцарт в 4 года сочинил несколько концертов, Надя Рушева рисовала прекрасно в 10-12 лет, Л.Д.Ландау стал студентом в 14 лет сразу 2-х факультетов: физико-технического и химического и т.д.
Вместе с тем педагоги не замечали потенциальные творческие возможности своих учеников: как уже говорилось, А.Эйнштейн был признан школьными учителями неспособным к математике, Эдисона считали бездарным, А.П.Чехов получал в школе за сочинения не больше 3, а Ф.Шаляпин не был принят в хор.
Дифференциация всех детей в каждом возрасте по их творческому потенциалу весьма значительна – от умственной отсталости до высокой талантливости и одаренности. К сожалению, современное дошкольное и школьное обучение ориентировано на среднего ребенка. Более того, известный старейший педагог М.Н.Скаткин в одной из своих книг отметил: «Современное образование, цель которого сообщить известную и одинаковую для всех сумму знаний, выглядит как массовое убийство талантов».
|
|
А ведь еще с древних времен велся поиск одаренных детей.
Почти 2,5 тыс. лет назад один из первых философов в истории человечества основоположник древнекитайской философии «Жу цзя» Конфуций размышлял об особо одаренных детях и предлагал их отбирать и интенсивно развивать. Идеи конфуцианства распространились и приобрели влияние. И эта идея также была подхвачена. Особо одаренные дети получали образование при дворе правителя Китая. В этих детях высоко ценились все формы творческой фантазии. В этих детях видели гарантов будущего национального богатства и высоко чтили их.
Греческий философ Платон (427-347 век до н.э.) также полагал, что надо специально отбирать и развивать особо одаренных детей, т.к. общество должно заставить лучшие натуры изучить все, что нужно государству.
В 16 веке турецкий султан Сулейман Великолепный рассылал по турецкой империи искателей талантов, которые планомерно отбирали таких детей и обучали их естественным наукам, философии, военному искусству и др.
Одаренные дети – очень ценная, но и весьма хрупкая часть нашего общества. Вопреки распространенному убеждению, что одаренность сама может пробить себе дорогу, научные исследования показывают обратную картину. Одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску. Одним из источников риска являются трудности контактов со сверстниками, свойственные в особенности исключительно одаренным детям. По данным исследований существует уровень «социально оптимального интеллекта», примерно соответствующего IQ в 125-155 и обеспечивающего его обладателю хорошие способности к пониманию людей и ситуаций и, как следствие, к обучению со сверстниками. При меньшем уровне IQ ребенку, подростку, да и взрослому хуже удается понимать ситуацию и строить свое поведение адекватным образом. Однако и при более высоком интеллекте общение может резко нарушаться. Дело в том, что ребенок со столь высокими интеллектуальными способностями очень далеко отрывается от сверстников (на 3-4 года умственного развития и более), у него возникают особые интересы, в результате он оказывается в изоляции от своей группы, часто подвергается гонениям и насмешкам.
Дополнительной проблемой является так называемая «диссинхрония развития», свойственная многим одаренным детям, на что особое внимание обращали французские специалисты. Диссинхрония заключается в том, что при опережающем развитии отдельных функций одаренные дети в других отношениях не отличаются от своих сверстников или даже иногда уступают им. Распространенный пример: слабое развитие мелкой моторики у некоторых интеллектуально одаренных детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Мелкая моторика, как известно, является важнейшим компонентом развития письма, т.е. условием успешного освоения правописания в младших классах. В результате в младших классах некоторые интеллектуально одаренные дети оказываются слабо успевающими и их особые возможности и потребности невостребованными. У них теряется учебная мотивация и может развиться стойкое отвращение к школе.
Другим, менее распространенным, но более драматичным примером диссинхронии является дислексия, т.е. слабое развитие речи у некоторых одаренных детей. Биографы донесли до нас, что Микельанджело, Р.Бернс, О.Роден, А.Эйнштейн, У.Черчилль страдали в детстве расстройством речи, что сильно затрудняло возможность учиться со своими сверстниками. Далее тот же механизм: низкая успеваемость, потеря учебной мотивации, невостребованность способностей, утрата интереса к школе – уход в свои проблемы.
По этому механизму, видимо, происходит образование случаев так называемой «скрытой» одаренности, которая не проявляется в высокой школьной успеваемости или каких-либо явных достижениях ребенка и не является очевидной для тех, кто окружает ребенка – семьи, учителей, сверстников. Более того, дети со скрытой одаренностью часто бывают просто неуспевающими. Так, Торранс сообщает драматические цифры, согласно которым 30% детей, отчисляемых из школ за неуспеваемость, составляют одаренные. Наиболее известный пример – А.Эйнштейн в 15 лет исключенный из гимназии за неуспеваемость.
|
|
Диссинхрония развития доставляет неприятности и тем детям, чья одаренность явна. Такие дети часто перепрыгивают через классы. С одной стороны, это очень полезно, т.к. одаренный ребенок получает адекватную загрузку своих способностей, не скучает на уроках. Но с другой стороны, такие дети не только физически менее развиты, но и в эмоциональном, личностном отношении, социальном являются менее взрослыми. Особенно это ярко проявляется у вундеркиндов, которые поступают в университеты в 12-15 лет. Будучи вполне зрелыми для усвоения учебных дисциплин, они часто оказываются исключенными из неформальной студенческой жизни.
Потеря мотивации к учебе у одаренных детей может привести к опасным последствиям: одаренные люди, не нашедшие себе полезного применения в обществе, образуют костяк сил, направленных на разрушение общества. Так, французскими исследователями в арабских кварталах Парижа были зафиксированы процессы образования «неформальных ядер» вокруг способных людей, оказавшихся за бортом образовательной и профессиональной системы. Способные дети, не нашедшие себя в школе и не продолжившие образования, все равно будут искать приложения своим большим возможностям, что и приводит к риску асоциального поведения.
Необходимо помнить, что у одаренной личности в творческой деятельности возможен естественный выход эмоций, который необходим для созидания. В противном случае эмоции проявляются в агрессии, упрямстве, злости, раздражительности и неприязни. Поэтому важна возможность перенесения накопленного энергетического потенциала ребенка в эмоциональное положительное русло творчества, направив его не на разрушение, а на созидание.
|
|
Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к детям, проявляющим неординарные способности. Появились образовательные учреждения, учебные и социальные программы и фонды, общественные организации и фонды, ставившие основной своей целью выявление, обучение, развитие одаренных детей. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны.
Однако при работе с этими детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, подготовленных к работе с одаренными детьми.
С психологической точки зрения одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. Во-вторых, одаренность многолика, ее проявления зависят от возраста и характеризуются большой индивидуальностью, что определяется исключительно своеобразным сочетанием разных сфер психики одаренного человека. В-третьих, различны критерии, используемые для оценки феномена одаренности.
Вследствие этого одаренность различают по:
· широте проявления – общая или специальная;
· типу предпочитаемой деятельности – интеллектуальная, академическая, творческая, художественная, психомоторная (спортив7ная), конструкторская, лидерская (организаторская) и т.д.;
· интенсивности проявления – повышенная готовность к обучению: одаренные, высокоодаренные, исключительно или особо одаренные (таланты и вундеркинды);
· виду проявления – явная или скрытая;
· темпу психического развития – одаренные с нормальным типом возрастного развития или же со значительным его опережением;
· возрастным особенностям проявления – стабильная или преходящая (возрастная);
· личностным, гендерным (социально-половым) и иным особенностям.
Указанным видам одаренности соответствует определенная типология одаренных детей. Целесообразно дифференцировать следующие две группы:
1. дети с гармоничным развитием познавательных, эмоциональных, регуляторных, психомоторных, личностных и других сторон психики;
2. дети, психическое развитие которых отличается диссинхронией в уровне сформированности указанных психических процессов. Например, ребенок с высокоразвитым интеллектом может отличаться эмоциональной неустойчивостью, недоразвитием психомоторной сферы и т.д. Во вторую группу чаще всего попадают высоко или исключительно одаренные дети. Эта особенность их развития во многом обусловливает необходимость оказания им психологической помощи и поддержки.