Актуализация знаний
Изучение нового материала Мы приступаем к изучению большой темы «Вещества и их свойства». Изучение веществ начинаем с самой многочисленной и разнообразной группы - металлов. Цель урока: обобщить систематизировать знания о Ме, которые вы получили при изучении химии в 8,9,10 классах и повседневной жизни.
1.Еще в глубокой древности люди обратили внимание на металлы, обладавшие привлекательной двойственностью свойств; им можно было придать любую форму, расплавив на костре, и после этого получить очень твердые наконечники для стрел и копий, несгибаемые в самом жарком бою. Металлы легко доказывали свои преимущества перед обработанным камнем во всех сферах человеческой деятельности, даже в домашнем хозяйстве.
Жизнь без металлов невозможна,
И эта аксиома непреложна:
Твердые, блестящие, ток проводящие,
Для человека металлы – друзья настоящие!
Учитель: И так, запишем в тетрадь тему нашего урока «Металлы» и запишем определение, которое мы с вами сформулировали.
|
|
Металлы - химические элементы, характеризующиеся небольшим числом электронов на внешнем энергетическом уровне, низкой электроотрицательностью и низкой энергией ионизации.
Из 114 элементов 92 являются металлами. Они – внушительное большинство в Периодической системе, занимают 4/5 всей таблицы. В Периодической системе элементы металлы расположены в начале периодов, а так же в побочных подгруппах.
- В древности людям было известно 7 металлов. Их число соотносилось числу известных тогда планет. Сатурн – свинец, Меркурий – ртуть, Марс – железо, Луна – серебро, Солнце – золото, Венера – медь, Юпитер – олово.
Алхимики считали, что излучения этих планет рождают в недрах Земли металлы. Давайте докажем, что вы знаете больше древних алхимиков.
ІІ. План урока. Конспектируем в виде схемы или таблицы
план урока (учащиеся записывают в тетрадях):
1. Хим. элементы металлы (Ме):
а) положение в ПСХЭ Д.И.Менделеева
б) особенности электронного строения атомов.
2 .Простые вещества Ме:
а) структура простых веществ, общие физические свойства.
б) общие химические свойства.
1.-Понятие металлов. Положение в периодической системе
- Где располагаются металлы в периодической системе?
- Составьте полную электронную формулу, формулу внешнего энергетического уровня для элементов: Na, Al,
- Расположите в ряд по возрастанию числа валентных электронов металлические элементы: стронций, хром, рубидий, марганец, олово, галлий, осмий ванадий.
- Как периодически изменяются свойства элементов при продвижении по периодам (слева направо) и по А-группам (сверху вниз)?
|
|
Металлы – это химические элементы, атомы которых способны только отдавать электроны, имеют низкие значения электроотрицательности (от 0,7 до 2,0), им соответствуют простые вещества – металлы..
Металлы
Все s-элементы Все f-элементы и d-элементы некоторые р-элементы (3-6 групп)
Низшая степень окисления Ме = 0, высшая = № группы (искл. I-Б и VII-Б гр.)
Щелочные и щелочноземельные металлы расположены в I и II группах главных подгруппах. Это s-элементы. Валентные электроны расположены на внешнем энергетическом уровне, s-подуровне. У щелочных металлов ns1 — один s-электрон, поэтому С.О. +1; у щелочноземельных металлов ns2 — два s-электрона, С.О. +2. У металлов побочных подгрупп заполняется d-подуровень, предвнешнего энергетического уровня. Валентные электроны расположены на s-подуровне внешнего энергетического уровня иd-подуровня предвнешнего энергетического уровня. С.О. они проявляют в зависимости от того, какие электроны участвуют в образовании соединения. Если участвуют s-электроны, то С.О. будет минимальной. Если участвуют s- и d- электроны, то С.О. может быть и максимальной, равной номеру группы элемента, и промежуточной.большее значение степеней окисления у элементов побочных подгрупп, это связано с большими валентными возможностями атомов.
Учитель: Переходим к рассмотрению простых веществ Ме.
Как объяснить существование большой группы твердых веществ, именуемых металлами, легко поддающихся механической обработке? Они гнутся, куются, прокатываются в листы, превращаются в проволоку и тонкую фольгу. Всем хорошо знакомы лепестки золотой фольги, покрывающие купола старинных соборов; вольфрамовые спирали, сияющие ярким светом в лампах накаливания; медные и алюминиевые провода линии электропередач…
Ковалентные и ионные химические связи не позволили бы металлам вести себя столь странно.
1. Какую связь называют металлической?
2. Какой тип кристаллической решётки в металлах?
3. Какие физические свойства характерны для веществ с металлической кристаллической решёткой?
На основании особого строения атомов у Ме существует особый вид связи.
Вопрос: Какой тип связи характерен для простых веществ Ме?
МЕ связь – это связь в металлах и сплавах между катионами металлов, нейтральными атомами за счёт свободных электронов. (Ученики записывают в тетради определение металлической связи).
Учитель: Раз у всех металлов одинаковый вид связи, то и тип кристаллической решётки, тоже одинаковый. Какой? металлическая кристаллическая решетка
Что находится в узлах кристаллической решётки металлов? отдельные атомы и ионы
Чем они связаны? (ученики отвечают на вопросы). метал. связью
Учитель: (демонстрирует таблицу «Кристаллическая решетка металлов»).Изображение условно, так как атом, теряя электрон, превращается в ион, а ион, присоединяя электрон, превращается в атом. То есть система динамическая. Поскольку у металлов тип кристаллической реш е тки один, то и физические свойства металлов общие.
Рассмотрим образцы металлов и изучим физические свойства и химическое строение металлов.