Современные ДОУ функционируют в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). В Стандарте прописывается, что дошкольные учреждения должны обеспечивать социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей (п. 2.6.). Поэтому, разрабатывая календарно-тематический план НОД, воспитатель должен учесть занятия, реализуемые в форме ДИ. Тематический план должен предусматривать игры, которые по своим учебным задачам соответствуют требованиям стандарта.
Таблица: картотека дидактических игр в младших группах
Направление развития ребёнка | Название | Задачи | Описание | ||
Речевое | «Чудесный сундучок» | · Формировать активный словарь; · развивать культуру речи. | Воспитатель-педагог достаёт различные предметы из сундучка (коробочки), дети называют предмет либо знакомятся с новым предметом. | ||
«Лото» | · Развивать речевую культуру; · способность образования множественного числа. | У педагога иллюстрации предметов в единственном числе, у детей аналогичные картинки, где предметов несколько. Ребёнок, картинка которого совпадает с той, что демонстрирует воспитатель, говорит, что на ней изображено. | |||
Познавательное
| «Матрёшки» | Формировать представления об окружающих объектах (форме, части и целом). | Воспитатель предлагает детям совершить разнообразные действия с игрушкой: рассмотреть, собрать, разобрать. | ||
«Пирамидка» | Формировать представления об окружающих объектах (форме, цвете, размере, части и целом). | Педагог раскладывает несколько разобранных пирамидок с разноцветными колечками и перемешивает их. Даёт по колечку одного размера и цвета детям и поручает найти идентичную пару к своему колечку. | |||
Физическое | «Узнаём цвет и действуем!» | · Формировать опыт двигательной деятельности; · развивать готовность к осознанной физической активности. | Педагог оставляет себе и раздаёт предметы разного цвета детям. Показывает предметы то одного, то другого цвета. Если цвет предмета у ребёнка и воспитателя совпадает, ребёнок совершает действие (бежит, прыгает и т. п.), если не совпадает, то активность не проявляется. | ||
«Пустое место» (вариант народной игры) | Формировать волевые качества и контроль за своим поведением. | Участники с разных сторон обегают круг. Выигравший занимает место, например, стул, проигравший — водит. Водящим выбирает себе партнёра. | |||
Социально-коммуникативное | «Что выбрал Петрушка?» | Развивать у детей организованность, взаимовыручку. | Воспитатель поочерёдно демонстрирует звуки разных инструментов, затем продолжает эти действия, но уже за ширмой, дети угадывают, какой предмет издаёт звук. | ||
«Молчанки» | Формировать готовность к самоконтролю. | После команды «молчок» наступает тишина. Если ребёнок рассмеётся, заговорит или пошевелится, то отдаёт ведущему фант. Фанты «выкупают» в конце игры. | |||
Художественно-эстетическое
| «Море» | · Формировать готовность к восприятию музыки; · развивать предпосылки понимания произведений искусства. | Музыкальный работник (педагог) исполняет музыкальную пьесу, дети говорят о возникающих у них чувствах, эмоциях, делятся своими впечатлениями. | ||
«Собери узор» | · Формировать элементарные представления о видах искусства; · развивать способность восприятия фольклора. | Дети собирают картинки из фрагментов с изображениями народных промыслов. |
Таблица: картотека дидактических игр в средней группе
Направление развития ребёнка | Название | Задачи | Описание |
Речевое | «Горячий — холодный» | Закрепить в активном словаре антонимы. | Воспитатель произносит прилагательное, ребёнок в ответ называет прилагательное с противоположным значением. Можно использовать мяч, другие предметы. |
«Зверь и его детёныш» | · Формировать активный словарь; · развивать интонационную и звуковую культуру речи. | Мячик перебрасывается от воспитателя к ребёнку, бросок сопровождается названием взрослого животного, ребёнок в ответ называет детёныша этого животного. | |
Познавательное | «Угадай время года!» | Формировать представление о планете Земля, её природе, свойствах объектов окружающего мира. | Педагог читает текст, стихотворение, загадку о временах года и спрашивает детей, о каком времени года говорится. |
«Хорошо — плохо» | · Развить любознательность и познавательную мотивацию; · формировать представление о свойствах объектов окружающего мира. | Педагог озвучивает проблемную тему (например, снегопад). Дети дают свою оценку явлению. | |
Физическое | «Собираем урожай» | Формировать двигательную деятельность, координацию, моторику. | Педагог говорит детям, что они садоводы, а мячики — это фрукты, которые нужно собрать в корзинки. По очереди дети бросают «фрукты» в корзинку: левой рукой — «яблочки», а правой — «груши». |
«Рыбак и рыбки» | Формировать опыт двигательной деятельности, направленной на развитие координации. | Рыбаки стремятся захватить сетью (верёвкой) как можно больше детей-рыбок. | |
Социально-коммуникативное | «Давайте поздороваемся!» | · Формировать готовность к взаимодействию со сверстниками и взрослыми; · развивать навыки социального и эмоционального интеллекта. | Педагог и дети говорят о разных способах приветствия как среди людей, так и среди животных, придумывают свои, демонстрируют их. |
«Расскажи о себе» | · Развивать навыки социального и эмоционального интеллекта; · формировать навыки самопрезентации. | Ребёнку предлагают назвать своё имя, кратко рассказать о своих увлечениях, привычках и т. п. | |
Художественно-эстетическое | «Закончи картинку» | Развивать фантазию, воображение посредством изобразительной деятельности. | На картинках частично нарисованы предметы, нужно дорисовать и раскрасить недостающие части. |
«Распиши платок» | · Формировать способность эстетического отношения к окружающему миру; · развивать готовность к самостоятельной творческой деятельности. | Во время игры ребёнок составляет несложные узоры из различных декоративных элементов. |