Кайков Павел Александрович

 

Лейтенант Кайков произвел 177 боевых вылетов. Участвовал в 5 воздушных боях. 29 ноября 1941 г. погиб в воздушном бою, таранив при лобовой атаке самолет противника в районе Лоухи. П.А.Кайкову присвоено звание Героя Советского Союза.

 

3 ученик. Александр Константинович Горовец 13 июля 1943 года в неравном бою, один против 20 немецких самолетов, сбил 9 бомбардировщиков. История сражений не знала такого подвига.

 

4 ученик. Алексей Петрович Маресьев – родился в городе Камышине. В марте 1942 года самолет Маресьева был подбит, тяжело раненный летчик сумел посадить свой самолет в тылу врага и 18 суток пробирался к фронту. После ампутации голеней обеих ног освоил протезы и вернулся в строй. Совершил 86 боевых вылетов. Участвовал в боях на Курской дуге, где сбил 7 самолетов. Алексей Маресьев – человек легенда. Борис Полевой написал книгу «Повесть о настоящем человеке», в которой рассказывает о подвиге героя. Умер Алексей Маресьев 18 мая 2001 года.

 

5 ученик. Александр Иванович Покрышкин, маршал авиации трижды Герой Советского Союза совершил 600 боевых вылетов, лично сбил 59 самолетов противника.

 

6 ученик. Иван Никитович Кожедуб, генерал- полковник авиации, трижды Герой Советского Союза, совершил 330 вылетов, сбил 62 самолета противника.

 

Развитие речи учащихся (из семейного архива: рассказ об участнике войны).

 

- Ни одну семью в нашей стране не обошла стороной война. Коснулась она и ваших семей. Давайте послушаем небольшие рассказы о ваших родственниках.(сообщение обучающихся о родственниках, участвовавших в ВОВ)

 

В нашей школе учились юноши и девушки, которые в годы войны встали на защиту родины и одним из таких был и Кузякин Матвей Яковлевич (рассказ о Герое Советского союза)

 

 

7 ученик. Победа далась тяжелой ценой. По приблизительным подсчетам война унесла почти 27 миллионов человеческих жизней.

 

Советский Союз не хотел войны, стремился ее избежать, но она ворвалась в каждый дом.

 

Вот уже 70 лет каждый год 9 Мая мы вспоминаем тех, кто не пришел с той войны, и говорим слова благодарности тем, кто выстоял и вернулся.

В чём особенность раскрытия темы памяти в творчестве Е.И. Носова?

 

Постижение смысла рассказа.

 

Тётя Оля, глядя на расцветшие «живым» пламенем маки на клумбе и через два дня закончившие своё цветение, постигает некий философский смысл гибели своего сына – лётчика, протаранившего вражеский самолёт. Писатель заставляет нас задуматься над нравственной сущностью жизни, заставляет стремиться не к безликому существованию, а к жизни, полной глубокого смысла.

 

- Почему рассказ называется «Живое пламя»? С чем у вас ассоциируется эта метафора?

 

 

(Живое пламя – это большой костёр маков, напоминающий искры Вечного огня в честь солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны. Это Память о них, которая живёт в сердцах родных и совсем незнакомых людей).

- давайте вернемся к эпиграфу: …Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие

 

Солдаты и солдатские жёны, участники и очевидцы, пока

 

ещё живы,…передали бы своим детям и внукам

Священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу.

Е.И.Носов

 

 

- Удалось ли Е.И.Носову передать нам священную память о павших в годы ВОВ?

Подведение итогов.

 

- Удалось ли нам ответить на вопросы, которые мы поставили с вами в начале урока?

 

Маки - это символ возвышенного, восторженного, героического у Е.Носова. Не случайно автор сравнивает маки с зажженными факелами, с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени, а осыпающиеся лепестки их «с искрами». Рассматривая «еще совсем свежие в капельках росы лепесток», мать вспоминает сына вспыхнувшего могуществом человеческого духа и сгоревшего «без оглядки». Любуясь «большим костром маков», автор наблюдает, как «снизу из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». Над чем заставляет задуматься этот рассказ?

Итак, мы с вами убедились, что Е.И. Носов – замечательный мастер слова. На страницах небольшого произведения он сумел нам показать жестокость войны. Строки рассказа скупы и не описывают подробно ни жизнь, ни подвиг Алексея, но мы проникаемся глубокой любовью и уважением к нему, ко всем тем, кто отдал свои жизни за Родину. Мы обязаны помнить, чтобы жить. Память! Она всегда с нами.

 

Учащийся читает наизусть стихотворение Екатерины Акимовой «Маки».

 

Война прошла, минуло много лет,

Из памяти стирая эти годы.

Но не забудь, Россия, этих бед,

О них тебе напомнят маков всходы.

 

Алеют маки искрой на земле,

Горят они в степных просторах, в поле

И обжигают сердце всей стране,

Как капли крови, да, горячей крови.

 

Цветут они и не дают забыть

О тех боях за жизнь и за свободу,

О тех, кто смог себя не пощадить,

Своею кровью обогреть всю воду.

 

Алеют маки искрой на земле,

И пламень тот горит не угасая,

Он обжигает сердце всей стране,

О горьких годах ей напоминая.

 

И сердце наше память ту хранит,

И слёзы скорби на глазах усталых,

И память прошлого в душе земли горит,

Как тот пожар в траве из маков алых.

 

Алеют маки искрой на земле,

Как капли крови, да горячей крови.

И обжигают сердце всей стране,

Своим огнём до страшной нашей боли.

 

Рефлексия.

Ребята, если сегодняшний урок не оставил вас равнодушными и произведение Носова тронуло ваше сердце, я предлагаю вам взять с собой символ памяти – красный мак.

 

Выставление оценок

11. д\з: письменно ответьте на вопрос: Что я знаю о ВОВ?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: