Лейтенант Кайков произвел 177 боевых вылетов. Участвовал в 5 воздушных боях. 29 ноября 1941 г. погиб в воздушном бою, таранив при лобовой атаке самолет противника в районе Лоухи. П.А.Кайкову присвоено звание Героя Советского Союза.
3 ученик. Александр Константинович Горовец 13 июля 1943 года в неравном бою, один против 20 немецких самолетов, сбил 9 бомбардировщиков. История сражений не знала такого подвига.
4 ученик. Алексей Петрович Маресьев – родился в городе Камышине. В марте 1942 года самолет Маресьева был подбит, тяжело раненный летчик сумел посадить свой самолет в тылу врага и 18 суток пробирался к фронту. После ампутации голеней обеих ног освоил протезы и вернулся в строй. Совершил 86 боевых вылетов. Участвовал в боях на Курской дуге, где сбил 7 самолетов. Алексей Маресьев – человек легенда. Борис Полевой написал книгу «Повесть о настоящем человеке», в которой рассказывает о подвиге героя. Умер Алексей Маресьев 18 мая 2001 года.
5 ученик. Александр Иванович Покрышкин, маршал авиации трижды Герой Советского Союза совершил 600 боевых вылетов, лично сбил 59 самолетов противника.
|
|
6 ученик. Иван Никитович Кожедуб, генерал- полковник авиации, трижды Герой Советского Союза, совершил 330 вылетов, сбил 62 самолета противника.
Развитие речи учащихся (из семейного архива: рассказ об участнике войны).
- Ни одну семью в нашей стране не обошла стороной война. Коснулась она и ваших семей. Давайте послушаем небольшие рассказы о ваших родственниках.(сообщение обучающихся о родственниках, участвовавших в ВОВ)
В нашей школе учились юноши и девушки, которые в годы войны встали на защиту родины и одним из таких был и Кузякин Матвей Яковлевич (рассказ о Герое Советского союза)
7 ученик. Победа далась тяжелой ценой. По приблизительным подсчетам война унесла почти 27 миллионов человеческих жизней.
Советский Союз не хотел войны, стремился ее избежать, но она ворвалась в каждый дом.
Вот уже 70 лет каждый год 9 Мая мы вспоминаем тех, кто не пришел с той войны, и говорим слова благодарности тем, кто выстоял и вернулся.
В чём особенность раскрытия темы памяти в творчестве Е.И. Носова?
Постижение смысла рассказа.
Тётя Оля, глядя на расцветшие «живым» пламенем маки на клумбе и через два дня закончившие своё цветение, постигает некий философский смысл гибели своего сына – лётчика, протаранившего вражеский самолёт. Писатель заставляет нас задуматься над нравственной сущностью жизни, заставляет стремиться не к безликому существованию, а к жизни, полной глубокого смысла.
- Почему рассказ называется «Живое пламя»? С чем у вас ассоциируется эта метафора?
|
|
(Живое пламя – это большой костёр маков, напоминающий искры Вечного огня в честь солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны. Это Память о них, которая живёт в сердцах родных и совсем незнакомых людей).
- давайте вернемся к эпиграфу: …Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие
Солдаты и солдатские жёны, участники и очевидцы, пока
ещё живы,…передали бы своим детям и внукам
Священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу.
Е.И.Носов
- Удалось ли Е.И.Носову передать нам священную память о павших в годы ВОВ?
Подведение итогов.
- Удалось ли нам ответить на вопросы, которые мы поставили с вами в начале урока?
Маки - это символ возвышенного, восторженного, героического у Е.Носова. Не случайно автор сравнивает маки с зажженными факелами, с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени, а осыпающиеся лепестки их «с искрами». Рассматривая «еще совсем свежие в капельках росы лепесток», мать вспоминает сына вспыхнувшего могуществом человеческого духа и сгоревшего «без оглядки». Любуясь «большим костром маков», автор наблюдает, как «снизу из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». Над чем заставляет задуматься этот рассказ?
Итак, мы с вами убедились, что Е.И. Носов – замечательный мастер слова. На страницах небольшого произведения он сумел нам показать жестокость войны. Строки рассказа скупы и не описывают подробно ни жизнь, ни подвиг Алексея, но мы проникаемся глубокой любовью и уважением к нему, ко всем тем, кто отдал свои жизни за Родину. Мы обязаны помнить, чтобы жить. Память! Она всегда с нами.
Учащийся читает наизусть стихотворение Екатерины Акимовой «Маки».
Война прошла, минуло много лет,
Из памяти стирая эти годы.
Но не забудь, Россия, этих бед,
О них тебе напомнят маков всходы.
Алеют маки искрой на земле,
Горят они в степных просторах, в поле
И обжигают сердце всей стране,
Как капли крови, да, горячей крови.
Цветут они и не дают забыть
О тех боях за жизнь и за свободу,
О тех, кто смог себя не пощадить,
Своею кровью обогреть всю воду.
Алеют маки искрой на земле,
И пламень тот горит не угасая,
Он обжигает сердце всей стране,
О горьких годах ей напоминая.
И сердце наше память ту хранит,
И слёзы скорби на глазах усталых,
И память прошлого в душе земли горит,
Как тот пожар в траве из маков алых.
Алеют маки искрой на земле,
Как капли крови, да горячей крови.
И обжигают сердце всей стране,
Своим огнём до страшной нашей боли.
Рефлексия.
Ребята, если сегодняшний урок не оставил вас равнодушными и произведение Носова тронуло ваше сердце, я предлагаю вам взять с собой символ памяти – красный мак.
Выставление оценок
11. д\з: письменно ответьте на вопрос: Что я знаю о ВОВ?