Практические занятия по психологии

Как уже отмечалось ранее, лекция представляет собой основную форму организации учебного процесса в высшем учебном заведении. При этом учебные задачи решаются в основном посредством теоретических рассуждений преподавателя. При этом лекция – не единственная форма аудиторной работы в вузе. Другие занятия, практические в широком смысле этого слова, призваны эти теоретические выводы «приложить к практике». Все формы практических занятий служат тому, чтобы студенты отработали на них практические действия по психологическому анализу и оценке действий и поступков (поведения) людей в разнообразных ситуациях, складывающихся в реальной действительности.

Формы организации работы студентов на практических занятиях:

v в зависимости от количества задействованных студентов:

§ фронтальная – все студенты выполняют одно и то же задание;

§ групповая – работа выполняется в группах, состоящих из нескольких человек;

§ индивидуальная – каждый студент выполняет индивидуальное задание, что дает возможность последующего обмена опытом выполнения работы.

v в зависимости от степени активизации мыслительной, мнемической деятельности студентов:

§ репродуктивная – предполагает активизацию прежде всего мнемических способностей студентов – они должны пересказать определенный учебный материал на основе лекции, учебников, первоисточников. Предъявляются определенные требования к степени точности воспроизведения, к возможности выражения знаний «своими словами», высказыванию собственного мнения и оценки;

§ продуктивная – предполагает активизацию мыслительных способностей студентов. Они должны сравнить, проанализировать, обобщить, критически оценить, сделать умозаключение на основе изученного материала.

Традиционно все практические занятия можно разделить на семинарские, лабораторные и собственно практические.

Семинарские занятия Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к античности. Слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» – рассадник и связано с функциями «посева знаний», передаваемых от учителя к ученикам, с развития самостоятельных суждений и воспроизведения и углубления полученных знаний.

Цели семинарских занятий:

· углубленное изучение прежде всего теоретического материала;

· формирование навыка переработки научных текстов, обобщение материала, развитие критичности мышления;

· развитие самостоятельности при освоении знаний, творческой инициативы и творческих способностей;

· формирование навыка публичных выступлений, развитие способности к рассуждениям перед аудиторией и защите своей точке зрения и т.п.

Следует ориентировать студентов на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленных тем, заслушиванием рефератов. В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Процесс усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия. Поэтому семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. При таком подходе реализуется общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинара обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.

План подготовки к семинарскому занятию

1. Выбор темы, определение задач.

2. Подбор дополнительной литературы.

3. Подготовка вопросов для обсуждения.

4. Распределение заданий и тем для сообщений.

5. Организация предварительной работы, консультации.

6. Определение критериев оценки выступлений.

7. Выбор методов и приемов проведения.

8. Подбор средств наглядности.

9. Составление плана проведения семинара.

Структура семинарского занятия может быть различной, она зависит от сложности обсуждаемых вопросов, дидактических задач, степени подготовленности студентов к самостоятельной работе. В практике обучения психологии семинары традиционно организуются с целью повторения и обобщения знаний учащихся по теме или разделу и сводятся к следующей структуре:

1. Вводное слово преподавателя: формулировка задач, постановка проблемы, знакомство с планом проведения семинара.

2. Выступления студентов (сообщения по заданным вопросам).

3. Обсуждение вопросов семинара в процессе беседы. 4. Подведение итогов (анализ сообщений учащихся, оценка их выступлений).

Виды семинарских занятий

v Семинар-конференция, предполагающий студенческие выступления с докладами и их последующим обсуждением; учитывается связь теории с практикой работы специалиста.

v Семинар-дискуссия. При такой организации работы делается упор на инициативу студентов как в поиске материала, так и в ходе дискуссии. Важной является обязательная предварительная подготовка студентов, использование разнообразных источников и точек зрения на интересующий вопрос. Преподаватель выполняет направляющую роль.

v Вопросно-ответная форма, традиционно используемая для обобщения пройденного материала.

v Развернутая беседа на основе плана. Используется при освоении трудного материала; инициатива – у преподавателя, студенты готовят материал, сообщения, в ходе обсуждения которых опираются и на собственное мнение.

v Обсуждение кинофильмов, опытов, экспериментов.

v Деловые игры.

Среди возможностей семинарских занятий – снятие психологического барьера у студентов; активизация познавательной деятельности студентов; преподаватель может детальнее и глубже донести учебный материал до студентов, добавить информацию; лучше узнать студентов, их типичные ошибки и свои недочеты и, следовательно, своевременно внести коррективы.

Методические аспекты работы на семинаре

§ Не превращать семинар в лекцию и не увлекаться монологами, стремясь все объяснить студентам: собственная активность учащегося в разрешении трудных вопросов является значительно более эффективным методом усвоения знаний.

§ Делать все, чтобы в процесс семинарского занятия были включены все студенты, избегать всеми способами ситуации, когда кто-то «бубнит по бумажке», а аудитория тихо дремлет.

§ Не поддаваться на провокации, когда студенты задают вопросы, аргументируя тем, что «непонятно», за чем часто скрывается неготовность к семинару и желание «включить» преподавателя, чтобы заполнить время семинара и увести от необходимости отвечать.

§ Строить взаимодействие со студентами на семинаре «на равных», избегая нравоучительности и жесткости оценок; это позволяет учащимся преодолеть робость, неуверенность в себе и проявить активность.

Приемы активизации студентов на семинарах

ü Чистый стол – работа студента без опоры на конспект или учебник.

ü Цветовые сигналы. Прием применяется в дискуссионных моментах и диалогах. Студент имеет набор карточек и, поднимая карточку того или иного цвета, он должен точно понимать, что скажет, имея четкую формулировку своего «заявления»: напр., красная карточка – «не согласен», синяя – «могу дополнить выступавшего», зеленая – «есть вопрос к выступавшему» и т.п.

ü Я – докладчик. Вводится правило: каждый студент в течение семестра должен не менее одного раза побывать в роли докладчика – дать развернутый ответ на тот или иной вопрос (1-2 мин.). Прием формирует умение говорить четко, последовательно, доказательно, улучшает знания, заставляет тщательнее готовиться к занятиям, способствует преодолению стеснительности, нежелания говорить и т.п.

ü Умный вопрос. Кто-то готовит и выступает с докладом, а кто-то готовит «умные вопросы». Лучшие вопросы – причинно-следственные, проблемные, гипотетические.

ü Прием аналогий, сравнений, ассоциаций (определить тип темперамента Винни-Пуха, Пятачка, Ежика в тумане и пр.)

ü Эхо. Диалог идет как бы по цепочке: один начинает обсуждении проблем, другие развертывают его, углубляют, но именно тот тезис, который выдвинул первый выступающий. Прием требует концентрации внимания на информации, которую дает другой учащийся, умения подхватить его мысль и развернуть.

ü Круг общения. В рамках заданной проблемы каждая микрогруппа создает для другой тест, анкету, кроссворд, задачу, проблемную ситуацию. Далее следует ответ другой группы и обсуждение, затем – смена ролей. Так продолжается до тех пор, пока список вопросов не будет исчерпан. Коллективно обсуждаются лучшие вопросы и лучшие ответы, затем каждая группа сама выставляет баллы тем студентам, которые проявляли инициативу в формулировании вопросов, в ответах или в тои и другом одновременно.

ü ШИК – школа интеллектуального общения. Суть приема – в необходимости быстрой реакции студентов на все вопросы преподавателя или друг друга по данной теме. Прием может быть использован при опросе, закреплении, обобщении знаний.

ü Аукцион идей. Прием целесообразно применять в начале изучения темы, раздела для определения уровня наличных знаний, при первом знакомстве с новым понятием. Сам преподаватель может выступать в роли эксперта, определяя наиболее ценные идеи, или в роли скептика, «сбивающего цену» идеи. Последнее необходимо делать очень осторожно, чтобы не подавить инициативу.

ü Два взгляда на один факт или Мысли о… Напр., можно столкнут различные точки зрения на проблему источника активности личности. В ходе семинара должны звучать доводы и контрдоводы. Прием способствует формированию собственной системы взглядов, убеждений, умению их отстаивать в приемлемой форме, развитию коммуникативной культуры.

ü Эстафета знаний или творческой мысли. К семинару каждому студенту или группам дается задание написать статью для научно-популярного журнала или газеты по определенной проблеме.

ü Пресс-диалог. Дискуссия между «психологами», придерживающимися различных точек зрения на определенную проблему. Создаются группы «любителей» определенной точки зрения по заявленной проблеме, избирается пресс-центр во главе с ведущим и оппонентом, обеспечивающими корректность диалога, его верную линию, соревнование в компетентности, оригинальности задаваемых вопросов. В обсуждении участвуют все: каждый пишет свой вопрос на листке, предложенным ведущим, группа рассматривает их и посылает лучшие в пресс-центр для общего обсуждения. Каждую группу представляет свой корреспондент. Жребий решает, кто из них первым задает свой вопрос, кто следующий и т.д. Самое сложное – оказаться последним, так как вопрос уже может быть задан корреспондентом другой группы. Надо на ходу перестраиваться, а это значит – необходимы вопросы про запас. Начинает диалог ведущий, затем задается первый вопрос отвечающему (тоже по жребию), дается минута на обсуждение, в ходе которого все имеют право высказаться от своего имени или от имени группы. Ведущий периодически предоставляет слово оппоненту для уточнений, возражений, антитезисов отвечающим. Пресс-центр оценивает прозвучавшие и присланные вопросы, также – ответы корреспондентов и участие каждого студента в пресс-диалоге. Ведущий в конце семинара выступает с заключительным словом.

ü Телемост. Определяются проблема и оппоненты (учителя-ученики, детиродители и т.п.). Вопросы друг другу, претензии, предложения выдвигаются при соблюдении всех правил этикета, принципов эффективного общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: