Практические и лабораторные занятия

В современной литературе, посвященной проблемам методики преподавания в высшей школе, содержание лабораторных и практических занятий часто не дифференцируется, а сами названия форм занятий используются как синонимы. В то же время, при всем их сходстве, можно выделить и некоторые различия.

Лабораторные и практические занятия имеют различные дидактические цели. Ведущей дидактической целью лабораторных занятий является экспериментальное подтверждение и проверка определенных теоретических положений, зависимостей, закономерностей. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений – профессиональных или учебных. Во многих случаях они переплетаются. И лабораторные, и практические занятия способствуют закреплению теоретических знаний на практике; формированию умений исследовательской и практической психологической работы; применению теоретических знаний для решения практических задач; самопознанию и саморазвитию студентов. Лабораторные занятия

Лабораторное занятие – форма организации обучения, интегрирующая теоретико-методологические знания и практические умения студентов в процессе учебно-исследовательской деятельности. Основная цель лабораторных занятий – обучение студентов исследовательскому подходу к изучению психологии как науки. Функции лабораторных занятий

§ экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений;

§ получение на практике представления о том, как теоретическое положение может быть получено в реальном исследовании;

§ закрепление научных знаний через их проверку в самостоятельно проводимых мини-исследованиях;

§ усвоение учебной информации посредством подкрепления личным опытом студентов;

§ овладение технологией проведения эксперимента;

§ помощь студентам в выявлении тех или иных психических явлений, фактов, закономерностей, изучении социально-психологических механизмов взаимоотношений людей в группе и т.п.;

§ приобретение студентами навыков решения практических задач посредством постановки опытов;

§ формирование умений работать с различными приборами, аппаратурой, установками, другими техническими средствами.

Методические аспекты организации лабораторных занятий

ü Лабораторная работа должна предваряться проработкой теоретических оснований проводимых опытов и знакомством с процедурой проведения, а также правилами оформления хода и результатов исследования. Преподаватель должен убедиться, что все студенты готовы к работе.

ü Занятие не должно быть громоздким – необязательно демонстрировать использование многих методик или какой-то сложной методики в полном объеме и разнообразии исследовательских процедур. Достаточно дать студентам убедиться в принципиальной возможности получения достоверных данных с ее помощью для решения реальной исследовательской задачи; удостовериться в истинности какой-либо теории с помощью эксперимента или статистической обработки количественных показателей.

ü Преподаватель обязан помочь студентам правильно в теоретическом отношении интерпретировать результаты исследования, а если выполняется психодиагностическое обследование – качественных и количественных данных, полученных в нем.

ü Необходимо ориентировать студентов на соблюдение профессиональноэтических норм в процессе выполнения работы. Необходимо обеспечить психологическую безопасность учащихся и, даже сообщая результаты публично, сохранять анонимность.

ü Преподаватель должен обращать особое внимание студентов на четкость и правильность формулирования выводов по результатам проведенной работы.

ü Выводы из анализа преподаватель должен делать не только относительно возможностей самих исследовательских процедур, но и по содержанию самих психологических феноменов, которые стали объектом исследования.

Практические занятия

Собственно практические занятия проводятся обыкновенно в стенах самого учебного заведения или в местах практики студентов и направлены на обучение студентов решению специфических задач по профилю своей специальности. Основными целями практических занятий являются:

· помощь в осмыслении изученного материала;

 · формирование навыков и умений интеллектуальной, учебной деятельности;

· помощь в установлении связи теории и практики, обучению перенесению знаний в новые ситуации;

· помощь в осознании связи научных знаний с будущей профессиональной деятельностью студентов;

· формирование навыков решения практических задач, профессиональных ситуаций.

Существует два общих принципа подхода к разработке учебных задач для практических занятий:

ü «от теории – к практике». Подбираются вопросы и задачи из числа теоретических проблем, а студентам предлагается самим найти соответствующие примеры в жизни (в быту, в учебной, трудовой, общественнополитической, спортивной, трудовой и другой деятельности). Решая такие задачи, студент лучше усваивает теорию, а правильно ответив, демонстрирует уровень своего понимания проблемы.

ü «от жизни – к теории». В этом случае в задачах предлагаются различные практические ситуации, которые студент должен проанализировать с точки зрения известной теории.

Работа с понятиями на практических занятиях Содержанием практического занятия может быть и работа с понятиями. Особенно полезной такая работа может быть для студентов первого курса, только овладевающих основами специальности и сталкивающихся с большим количеством специфических и часто малопонятных терминов. Г.А. Ключникова предлагает следующие приемы работы с понятиями на практических занятиях.

· Кто глубже проникнет в суть понятия? (можно – по группам, с последующей защитой своей точки зрения и составлением общего определения).

· Смысловое расщепление понятия. Облегченный вариант первого приема – не надо создавать группы: преподаватель излагает понятие, каждый желающий называет тот или иной признак понятия, пока не будет вычерпано все содержание данного понятия. Этот прием стимулирует активный поиск точного словесного выражения своих мыслей.

· Иерархизация понятия – традиционное объяснение дополняется графическим или схематическим изображением данного понятия в системе уже известных и определением места и вида в этой системе.

· Объяснение понятия с использованием рисунков и метафор. · Введение более простого, чем в учебнике, понятия (психика – субъективный образ объективного мира).

· Использование фольклора (лиса – хитрая, петушок – смелый и пр.).

· Использование типичных жизненных ситуаций.

· Свободные ассоциации.

· Нахождение семантической связи между значением слова и содержанием понятия (акцентуация – акцент – заострение…).

· Введение игровых элементов (объяснить понятие, написанное на карточке, невербальными средствами).

· Использование наглядности, демонстрация опытов, проведение эксперимента.

· Задача с подсказкой (составить определение эмоций, основываясь на хаотично записанных существенных признаках понятий).

· Пошаговый разбор. Этот прием связан с умением формулировать цепочку наводящих вопросов, чтобы учащиеся пришли самостоятельно к определению нового понятия.

· Проблематизация ситуации.

· Сравнение нескольких точек зрения на то или иное понятие.

· Ведение словариков психологических понятий.

 

Задания для самостоятельной работы

Разработайте тематику лекционных, семинарских, лабораторных и практических занятий по одному из курсов (на выбор): например, «Общая психология», содержательный модуль «Психические познавательные процессы»; «История психологии», содержательный модуль «Развитие психологических знаний в Средние века и в эпоху Возрождения»; «Экспериментальная психология», содержательный модуль «Неэкспериментальные методы современной психологии»; «Дифференциальная психология», содержательный модуль «Психосоциальная основа индивидуальности»; «Возрастная психология», содержательный модуль «Общие закономерности психического развития» и т.п.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: