Кафедра художественной обработки металла

Практическое задание

По дисциплине: «Практика петербургских художников-прикладников второй половины ХХ – начала ХХI вв.»

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса группы ИГН М -1

Егорова В.А.

 

Принял:

ст. преп., к. иск.

Сталинская Е.П.

 

Санкт-Петербург, 2020

 


 


Спассков Кирилл Александрович

 

 

Доцент, заведующий кафедрой художественной обработки металла СПГХПА им. А. Л. Штиглица.

 

«Студенты художники нашей Академии – это живой материал для искусствоведов!»

Кафедра художественной обработки металла

 

12 февраля. СПГХПА им. А.Л. Штиглица

По началу я даже не представляла, что кафедра художественной обработки метала будет настолько интересной. Я предполагала, что мы увидим тяжелые для восприятия предметы: всё в металлических оттенках, грубые изделия, не представляющие особого интереса для непросвещенных людей, вроде меня. Но я сильно ошибалась.

Пройдя по длинным коридорам нашего «Хогвартса», мы вошли в большую светлую комнату кафедры, где обстановка напоминала по большей части средневековый зал: большой круглый стол, огромная люстра, вдоль стен массивные работы студентов и прозрачные шкафы, в которых стоят самые разные изделия: тарелки, фигурки животных и исторических персонажей, необычной формы ювелирные изделия и еще много всякого разного и необычного.  

Кафедрой заведует молодой и энергичный Спассков Кирилл Александрович. Я хочу отметить особую важность и необходимость современного образования в нехватке именно молодых преподавателей, которые прекрасно подкованы знаниями в области своей преподавательской деятельности, и к тому же, эти специалисты находят быстро общий язык со студентами. Я испытываю особую симпатию к Кириллу Александровичу, поскольку заочно познакомилась с ним на мероприятии, посвященном проблеме реализации творчества современных молодых художников, и его высказывания, аргументы, ход мысли проявили на меня большое впечатление.

Во-первых, Кирилл Александрович отметил нехватку молодых, современных искусствоведов, которые были бы заинтересованы в сотрудничестве с такими же молодыми художниками по металлу, поскольку в данной области теоретиков очень мало, как в целом и в других направлениях художественного творчества. Он обратил внимание на такой важный момент, что у нас (искусствоведов), сейчас есть огромный неизученный «живой материал», с которым мы можем работать, а именно студенты Академии Штиглица. Поскольку, в настоящее время, мы можем изучать их работы, общаться с ними, заводить знакомства, писать различного рода работы, это важно и даже необходимо делать, чтобы в истории осталось как можно больше информации и о художниках (наших современниках) и об искусствоведах.


 

 

Я согласна с Кириллом Александровичем, существует нехватка искусствоведческого материала о художниках начиная со второй половины XX века (если не брать самых знаменитых и распиаренных). Однако, процесс написания даже самой обычной научной статьи может затянуться на большой срок, поскольку в работе искусствоведа и художника могут возникать недопонимание, разлад и конфликт интересов. Искусствовед захочет написать красочно, ярко, с применением бесчисленного множества эпитетов и метафор, или, к примеру, описать «историю», которая послужила мотивом создания произведения. Но, в то же время, художник скажет: «Я утром пил кофе и захотел сделать огромную железную рыбу с перламутровыми чешуйками из стекла. Вот и вся идея». Думаю, после разговора, искусствовед будет долго думать, что же ему написать.

Нелегкую судьбу имеет сама кафедра художественного металла. В 60-е все что остается от ранее процветающего ремесла - это ювелирное искусство и архитектурный металл, который у архитекторов имел чисто утилитарную функцию. Огромное внимание к культурному наследию средневековья России, восстановление и реставрация Московского Кремля, Соловецкого монастыря и большинства других исторических объектов, приводит

 

сначала к возрождению кузнечного мастерства, которое в свою очередь позволило художникам «выйти» на авторское видение, художественный язык и уникальный взгляд художника через материал. С 86 года кафедра возобновляется в Академии. Студенты на голом энтузиазме при помощи пластилина и пенька пытались «добыть из металла его душу».

«Предметы роскоши продаются только тогда, когда у населения появляются деньги, коллекционеры инвестируют в этот предмет искусства и только при таких условиях развивается художественный металл».

Во время разговора я осматривала стены помещения, на которых красовались различные изделия и большой и малой форм, с цветочными и животными орнаментами, абстрактные и классические образы. Меня заинтересовали небольшие квадратные плиточки, с разнообразными природными мотивами. Как оказалось, это первые работы студентов первого курса, профиля «Архитектурный метал». Задание называется «просечка» и выполняется с помощью зубила и молотка. При ударе молотком по зубилу можно высекать различные формы на металлической пластине. Студенты-ювелиры изготавливают подобные изделия, но уже из драгоценного материала.

Очень интересным подходом как для сплочения группы, так и поиска идей для первых работ, является недельный выезд студентов первого курса на «дачу-базу». Вместе с преподавателями они гуляют по лесам и полям, исследую при этом природный мир; делают эскизы, зарисовки, растений при максимальном приближении, изучают строение организма.

В шкафчиках мы видели множество интересных изделий, в основном животных и фигурок людей. Это следующие задания студентов уже старших курсов. Я узнала один из необычных способов работы с металлом «дифовка»- свободное формообразование изделия из обычного листа. Помимо данного способа, студенты овладевают обрабатывают материалы с помощью литья (один из простых способов), гравировки, гальванопластики (формообразование из цветного металла при помощи осаждения их из раствора под действием электрического тока), и конечно же работы с

 

 

 

 

эмалью и ее видами: ювелирная эмаль, выемчатая эмаль, перегородчатая эмаль и художественная эмаль. Мне особенно запомнились те «средневековые» сюжеты, помещенные на плиточках студентов, поскольку ряд нескольких абстрактных работ очень сильно выбивался, и мой взгляд частенько обращался к ним, как будто они мешали в этой гармоничной средневековой «тусовке». Мне кажется, есть несколько определенных материалов в мире искусства, которые подходят только своему времени, и в наши дни выглядят весьма необычно. 

 

Наверное, самым запоминающимся из нашего посещения оказалась кузница. И вовсе не потому, что там мы наконец увидели настоящих, молодых, мужественных мужчин. Нам показали огромные печи, процесс ковки металла. Из помещения валил дым, осыпались искры под молотами сильных ребят. По большей части они выполняют масштабные архитектурные изделия (в общем отличии от хрупких крохотных работ ювелиров), или различные наборы, например, для каминов.

 

Мне показалась наша прогулка и знакомство с кафедрой очень важным. В первую очередь мы узнали, то кроме искусствоведов в Академии есть еще люди, и они, работают руками. Во-вторых, мы познакомились не только с работами, но и узнали о многочисленных техниках, видах материалов, поисках идей и местах вдохновения студентов. В-третьих, мы узнали о способе изготовления очень прочного клея из косточек вишен и воды, и теперь хочется его сделать и приклеить что-то. В-четвертых, Кирилл Александрович еще раз указал нам на то, что мы можем сотрудничать и дружить с молодыми и прогрессивными художниками, тем самым обогащая теоретические сведения о них, писать живую биографию, в которой каждый день может быть значимым для будущего поколения


 


 

 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: