Обучение и контроль образовательной деятельности по географии в системе дистанционного обучения (при наличии доступа в Интернет)

Методические рекомендации

По организации освоения содержания образовательных программ по географии

в общеобразовательных организациях и учреждениях среднего профессионального образования в условиях использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий\

Е.В.Корякина, методист отдела обществоведческих дисциплин                          

Содержание.

1 Общие требования к организации обученияс использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 1- 2
2 Обучение и контроль образовательной деятельности по географии в системе дистанционного обучения (при наличии доступа в Интернет) 2 - 11
3 Обучение и контроль образовательной деятельности по географии в условиях отсутствия доступа в Интернет. 12-13
4 Приложения 1 13

Общие требования к организации обучения с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Основные нормативные документы разработаны Министерством просвещения РФ (приложение 1). Образовательным организациям рекомендуется предусмотреть:

- организацию контактной работы обучающихся и педагогических работников исключительно в электронной информационно-образовательной среде;

- использование различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

В соответствии с требованиями пункта 10.18 СанПиН необходимо учитывать продолжительность непрерывного применения технических средств обучения.

Таблица 1. Продолжительность непрерывного применения

технических средств обучения на уроках

Клас

сы

Непрерывная длительность (мин.), не более

просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения просмотр телепередач просмотр динамических изображений на экранах отраженного свечения работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой прослушива-ние аудиозаписи прослуши-вание аудиозаписи в наушниках

 

5 - 7 20 25 25 20 25 20

 

8 -11 25 30 30 25 25 25

 

Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет для учащихся 5-6 классов – 30 минут, 7 - 11 классов - 35 минут. С учетом требований по безопасности для здоровья рекомендуется в соответствии с пунктом 10.30 не превышать объем домашних заданий (по всем предметам), который должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

- 6–8-й классы – 2,5 часа в день;

- 9–11-й классы – 3,5 часа в день.

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить упражнения для профилактики утомления глаз и общего утомления, которое снижает качество обучения.

Для оперативного самообразования педагогов Министерство просвещения Российской Федерации стало инициатором онлайн-курса по организации процесса дистанционного обучения с помощью бесплатных приложений, курсов, видеолекций. Курс размещён на площадке учись-дома.онлайн.

Курс «Дистанционное обучение: организация процесса и использование бесплатных приложений, курсов, видеолекций» позволит учителям освоить дистанционные форматы обучения, познакомиться с лучшими бесплатными ресурсами для работы с учащимися.

В настоящее время на портале опубликованы три модуля курса: «Образовательные ресурсы для педагога: сайты, приложения, видеолекции, курсы и интерактивные приложения», «Технологии проведения дистанционного образования» и «Как создать свой контент для дистанционного образования: методики и векторы развития онлайн-образования».

Педагогам образовательных организаций рекомендуем использовать расширенный перечень онлайн-ресурсов для дистанционного обучения географии, в который вошли он-лайн ресурсы и сервисы Группы компаний «Просвещение» и Корпорации «Российский учебник»:

 

№ п/ п Ресурсы в свободном доступе АО «Издательство Просвещение» Корпорация   «Российский учебник»
1. Электронны е    формы учебников https://media.prosv.ru https://rosuchebnik.ru/uchebni k
2. Горячая линия vopros@prosv.ru   8 (495) 789-30-20 help@rosuchebnik.ru   8 800 700 6483
3. Методическ ие материалы https://catalog.prosv.ru/category/14   https://media.prosv.ru https://rosuchebnik.ru/distant
4. Вебинары webinar@prosv.ru rosuchebnik.ru/urok

 

Обучение и контроль образовательной деятельности по географии в системе дистанционного обучения (при наличии доступа в Интернет)

 

Основными инструментами для организации взаимодействия педагогов и обучающихся в данных условиях могут быть персональные компьютеры, планшеты, телефоны с выходом в Интернет. В данных условиях:

- учитель создаёт соответствующие образовательной программе учебного предмета, доступные для обучающихся ресурсы (тексты, памятки, алгоритмы, презентации, видеоролики, ссылки) и задания;

- учитель организует рассылку ресурсов и заданий по электронной почте или с помощью мессенджеров (WhotsApp и др.), устанавливает сроки их выполнения;

- обучающиеся выполняют задания (изучают тексты, обрабатывают информацию, выполняют задания в рабочих тетрадях, создают учебные продукты, участвуют в форумах и т.д.), обращаются к учителям за помощью в режиме онлайн;

- учителя оценивают результаты выполнения заданий, работ в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций; если предусмотрено балльное оценивание – выставляется отметка;

- все результаты деятельности автоматически собираются и хранятся в информационной среде образовательной организации; на их основании формируются портфолио обучающихся и информационные образовательные материалы у педагогов в соответствии с тематическим планированием учебного предмета;

- отметки лучше фиксировать в ведомостях (если данный документ предусмотрен локальным актом образовательной организации в условиях дистанционного обучения).

Для организации дистанционного обучения по учебному предмету «Биология» существуют следующие ресурсы:

 

Наименование ресурса Рекомендации Клас сы УМК, формы организации
Российская электронная школа http://resh.edu.ru/ В одном интерактивном видео- уроке образовательного ресурса РЭШ содержится материал двух часов программных занятий. Базовый уровень.Но можно рекомендовать всем, так как основные вопросы рассмотрены и даны дополнительные источники, где можно углубить знания. На сайте Министерства просвещения по данной ссылке https://docs.edu.gov.ru/document/05 f90dd8bdb927dec610bc68d93fe194/ можно найти методические рекомендации по использованию информационно-образовательной среды «Российская электронная школа» в общеобразовательных организациях в условиях дистанционного обучения. Специфика РЭШ предполагает акцент на использовании электронных образовательных ресурсов, которыми обучающиеся могут воспользоваться самостоятельно, в том числе в домашних условиях 5-11 Оснащение: короткий видеоролик,конспект урока, задания тренировочные, контрольные       задания В1 и В2.
ЯКласс https://www.yaklass.ru /p/biologia Материалы соответствуют ФГОС, можно использовать материал и для углубленного изучения 5-6, 7, 8, 9-11 Конспекты уроков, проверочные работы, видеоролики, но все, кроме теории, Доступно платно, поэтому удобно для тех, кто работает на данной платформе.
https://foxford.ru https://vk.com/foxford_ edu Как воспользоваться сервисом: 1. Перейдите по ссылке http://bit.ly/2I T64Y5 и кликните на кнопку «Получить бесплатный доступ». 2. Выберите свой класс. 3. Зарегистрируйтесь или войдите в свой личный кабинет. 4. Курсы по школьной программе автоматически появятся в личном кабинете пользователя Онлайн-подготовка школьников к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам, а также углубленное изучение школьных предметов в группах и индивидуально. ПЛАТНО! БЕСПЛАТНО! Акция проводится с 13 февраля по 31 марта 2020 года. Только базовый уровень, но можно всем, т.к. материал представлен наглядно и достаточно объемно. 3 — 11 клас сы Видеозапись занятия, теория

Сайт

«Просвещение» https://prosv.ru

https://digital.prosv.ru

1. Зайдите на сайт Медиатеки издательства

«Просвещение» https://media.prosv.ru/

2. Нажмите на кнопку «Войти» в верхней правой части экрана и пройдите процедуру регистрации

3. После завершения регистрации

откроется «Личный кабинет»

4. В верхнем меню выбираете раздел

«Библиотека»

5. В верхней части каталога находится набор фильтров, с помощью которых можно           найти необходимые

учебники

Электронные учебники – удобные решение для учителей, учеников, который обеспечивает доступ к образовательному контенту в нужное время с помощью приложения для компьютеров и планшетов.

Доступ к учебникам открыт

5-11

https://prosv.ru/subject/geography.html

Учебники ФПУ Методические файлы для скачивания

УМК География. Полярная звезда (5-9)

УМК География. Полярная звезда (10-11)

УМК География. Максаковский В. П. (10-11)

 
Российский учебник и LECTA https://rosuchebnik.ru/ Для получения бесплатного доступа к ЭФУ и сервисам LECTA: Зарегистрируйтесь на сайте https://lecta.rosuchebnik.ru/. Обратите внимание: на сайтах lecta.rosuchebnik.ru и rosuchebnik.ru единый личный кабинет.        Если        вы уже зарегистрированы          на сайте «Российского учебника», используйте те же логин и пароль для входа на сайт LECTA. УчимсяДома – код активации. Загрузите необходимые учебники в электронной форме из каталога на 30 календарных дней. 5-11   https://go.rosuchebnik.ru/search?query=география&type=50\ ЭФУ, атласы, тренинги Линия УМК В. П. Дронова. География (Роза ветров) (5-9) Линия УМК "Классическая география" (5-9) Линия УМК В. Н. Холиной. География (10-11) (углуб.) Линия УМК В. П. Дронова. География (Роза ветров) (10-11) (баз.)

 

Рекомендуем использовать следующие электронные ресурсы для изучения планируемых тем по географии с 30 марта 2020 г. до конца учебного года.

 

 

Предмет География.

 

Разделы и темы  РЭШ (российская электронная школа) Домашняя школа https://interneturok.ru Рекомендуемые формы организации деятельности
5-9 класс + + Видео уроки
10 углубл. + + Видео уроки
11 углубл. + + Видео уроки

 

О формах контроля

Учет результатов обучения осуществляется в порядке и формах, установленных организацией самостоятельно.

При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее - ЭО и ДОТ) организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса на бумажных носителях и/или в электронно-цифровой форме, в том числе, на основе ресурсов Виртуальной школы.

Для осуществления контроля за результативностью обучения обучающихсяважно использовать различные контрольно-измерительные материалы, так как именно они обеспечивают обратную связь от учащихся (измерение, оценка и просмотр результативности обучения). Основные формы контроля в новых условиях:

 

Форма контроля, домашнего задания Кто оценивает
вопросы, задания из учебника учитель
вопросы, задания из рабочих тетрадей учитель
задания, разработанные педагогом учитель
задания, размещенные на образовательных порталах, платформах, в тестирующих программах компьютерные программы (автоматическая проверка)
задания, разработанные педагогом, размещенные в тестирующих программах образовательных платформ компьютерные программы (автоматическая проверка)
устные ответы (скайп) учитель

 

Не следует забывать актуальную форму фиксации результатов текущего контроля и промежуточной аттестации - Виртуальная школа. Здесь можно использовать функции электронного дневника.

Учитель может создать виртуальный класс, выдавать задания для диагностики усвоения материала и другие ресурсы в зависимости от контекстных условий.

Основные возможности оценивания в условиях дистанционного обучения приведены в следующей таблице.

 

Средства контроля Формы контроля Кто оценивает
Скайп Электронная почта Тестирующие программы Устные ответы Тесты Задания в виде файлов (с ответами) Проектная деятельность Учитель Компьютерные программы Самооценка

 

Устные ответы с использованием скайпа оцениваются на основе следующих критериев:

"5" баллов ставится, если ученик: показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Набран максимальный балл за решение задачи.

"4" балла ставится, если ученик: показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов. Набрано 2 балла за задачу.

"3" балла ставится, если ученик: усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно. Набран 1 балл за решение задачи

"2" балла ставится, если ученик: не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

3. Обучение и контроль образовательной деятельности по географии в условиях отсутствия доступа в Интернет.

При отсутствии доступа в Интернет о сновным инструментом для организации взаимодействия педагогов и обучающихся в данных условиях может быть телефон. В данных условиях:

- в соответствии с имеющимися у обучающихся учебниками/учебными пособиями/рабочими тетрадями учитель формулирует задания, вопросы, разрабатывает памятки, алгоритмы небольшого объема, устанавливает сроки выполнения;

- учитель делает рассылку материалов с помощью SMS-сообщений (малый объем), голосовых сообщений;

- обучающиеся выполняют задания;

- по согласованию с обучающимисядля осуществления текущего контроля или промежуточной аттестации школьники могут высылать педагогу фото–ответы; не следует требовать от школьников фотоматериалов с ответами за каждый урок;

- школьники имеют возможность консультироваться с учителем по телефону;

- если в учебниках/учебных пособиях/рабочих тетрадях есть ответы, то обучающиеся имеют возможность осуществлять самоконтроль и самооценку.

О формах контроля

В данных условиях необходимо учесть, что:

- основным источником для организации контроля являются учебники и рабочие тетради УМК по биологии, а именно, система вопросов и заданий к каждой теме урока, учитель определяет периодичность контроля и сам проверяет выполненные работы учеников;

- самоконтроль и самооценка становятся самыми регулярными формами контроля, и, как следствие, снижается требование объективности оценивания;

- задания, разработанные педагогом, должны быть небольшого объема, доступны, удобны для оценивания учащимися и могут относится одновременно к нескольким темам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: