Методические рекомендации
По организации освоения содержания образовательных программ по географии
в общеобразовательных организациях и учреждениях среднего профессионального образования в условиях использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий\
Е.В.Корякина, методист отдела обществоведческих дисциплин
Содержание.
1 | Общие требования к организации обученияс использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий | 1- 2 |
2 | Обучение и контроль образовательной деятельности по географии в системе дистанционного обучения (при наличии доступа в Интернет) | 2 - 11 |
3 | Обучение и контроль образовательной деятельности по географии в условиях отсутствия доступа в Интернет. | 12-13 |
4 | Приложения 1 | 13 |
Общие требования к организации обучения с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Основные нормативные документы разработаны Министерством просвещения РФ (приложение 1). Образовательным организациям рекомендуется предусмотреть:
|
|
- организацию контактной работы обучающихся и педагогических работников исключительно в электронной информационно-образовательной среде;
- использование различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В соответствии с требованиями пункта 10.18 СанПиН необходимо учитывать продолжительность непрерывного применения технических средств обучения.
Таблица 1. Продолжительность непрерывного применения
технических средств обучения на уроках
Клас сы | Непрерывная длительность (мин.), не более | |||||
просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения | просмотр телепередач | просмотр динамических изображений на экранах отраженного свечения | работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой | прослушива-ние аудиозаписи | прослуши-вание аудиозаписи в наушниках |
5 - 7 | 20 | 25 | 25 | 20 | 25 | 20 |
8 -11 | 25 | 30 | 30 | 25 | 25 | 25 |
Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет для учащихся 5-6 классов – 30 минут, 7 - 11 классов - 35 минут. С учетом требований по безопасности для здоровья рекомендуется в соответствии с пунктом 10.30 не превышать объем домашних заданий (по всем предметам), который должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):
|
|
- 6–8-й классы – 2,5 часа в день;
- 9–11-й классы – 3,5 часа в день.
После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить упражнения для профилактики утомления глаз и общего утомления, которое снижает качество обучения.
Для оперативного самообразования педагогов Министерство просвещения Российской Федерации стало инициатором онлайн-курса по организации процесса дистанционного обучения с помощью бесплатных приложений, курсов, видеолекций. Курс размещён на площадке учись-дома.онлайн.
Курс «Дистанционное обучение: организация процесса и использование бесплатных приложений, курсов, видеолекций» позволит учителям освоить дистанционные форматы обучения, познакомиться с лучшими бесплатными ресурсами для работы с учащимися.
В настоящее время на портале опубликованы три модуля курса: «Образовательные ресурсы для педагога: сайты, приложения, видеолекции, курсы и интерактивные приложения», «Технологии проведения дистанционного образования» и «Как создать свой контент для дистанционного образования: методики и векторы развития онлайн-образования».
Педагогам образовательных организаций рекомендуем использовать расширенный перечень онлайн-ресурсов для дистанционного обучения географии, в который вошли он-лайн ресурсы и сервисы Группы компаний «Просвещение» и Корпорации «Российский учебник»:
№ п/ п | Ресурсы в свободном доступе | АО «Издательство Просвещение» | Корпорация «Российский учебник» |
1. | Электронны е формы учебников | https://media.prosv.ru | https://rosuchebnik.ru/uchebni k |
2. | Горячая линия | vopros@prosv.ru 8 (495) 789-30-20 | help@rosuchebnik.ru 8 800 700 6483 |
3. | Методическ ие материалы | https://catalog.prosv.ru/category/14 https://media.prosv.ru | https://rosuchebnik.ru/distant |
4. | Вебинары | webinar@prosv.ru | rosuchebnik.ru/urok |
Обучение и контроль образовательной деятельности по географии в системе дистанционного обучения (при наличии доступа в Интернет)
Основными инструментами для организации взаимодействия педагогов и обучающихся в данных условиях могут быть персональные компьютеры, планшеты, телефоны с выходом в Интернет. В данных условиях:
- учитель создаёт соответствующие образовательной программе учебного предмета, доступные для обучающихся ресурсы (тексты, памятки, алгоритмы, презентации, видеоролики, ссылки) и задания;
- учитель организует рассылку ресурсов и заданий по электронной почте или с помощью мессенджеров (WhotsApp и др.), устанавливает сроки их выполнения;
- обучающиеся выполняют задания (изучают тексты, обрабатывают информацию, выполняют задания в рабочих тетрадях, создают учебные продукты, участвуют в форумах и т.д.), обращаются к учителям за помощью в режиме онлайн;
- учителя оценивают результаты выполнения заданий, работ в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций; если предусмотрено балльное оценивание – выставляется отметка;
- все результаты деятельности автоматически собираются и хранятся в информационной среде образовательной организации; на их основании формируются портфолио обучающихся и информационные образовательные материалы у педагогов в соответствии с тематическим планированием учебного предмета;
- отметки лучше фиксировать в ведомостях (если данный документ предусмотрен локальным актом образовательной организации в условиях дистанционного обучения).
Для организации дистанционного обучения по учебному предмету «Биология» существуют следующие ресурсы:
Наименование ресурса | Рекомендации | Клас сы | УМК, формы организации | ||||
Российская электронная школа http://resh.edu.ru/ | В одном интерактивном видео- уроке образовательного ресурса РЭШ содержится материал двух часов программных занятий. Базовый уровень.Но можно рекомендовать всем, так как основные вопросы рассмотрены и даны дополнительные источники, где можно углубить знания. На сайте Министерства просвещения по данной ссылке https://docs.edu.gov.ru/document/05 f90dd8bdb927dec610bc68d93fe194/ можно найти методические рекомендации по использованию информационно-образовательной среды «Российская электронная школа» в общеобразовательных организациях в условиях дистанционного обучения. Специфика РЭШ предполагает акцент на использовании электронных образовательных ресурсов, которыми обучающиеся могут воспользоваться самостоятельно, в том числе в домашних условиях | 5-11 | Оснащение: короткий видеоролик,конспект урока, задания тренировочные, контрольные задания В1 и В2. | ||||
ЯКласс https://www.yaklass.ru /p/biologia | Материалы соответствуют ФГОС, можно использовать материал и для углубленного изучения | 5-6, 7, 8, 9-11 | Конспекты уроков, проверочные работы, видеоролики, но все, кроме теории, Доступно платно, поэтому удобно для тех, кто работает на данной платформе. | ||||
https://foxford.ru https://vk.com/foxford_ edu Как воспользоваться сервисом: 1. Перейдите по ссылке http://bit.ly/2I T64Y5 и кликните на кнопку «Получить бесплатный доступ». 2. Выберите свой класс. 3. Зарегистрируйтесь или войдите в свой личный кабинет. 4. Курсы по школьной программе автоматически появятся в личном кабинете пользователя | Онлайн-подготовка школьников к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам, а также углубленное изучение школьных предметов в группах и индивидуально. ПЛАТНО! БЕСПЛАТНО! Акция проводится с 13 февраля по 31 марта 2020 года. Только базовый уровень, но можно всем, т.к. материал представлен наглядно и достаточно объемно. | 3 — 11 клас сы | Видеозапись занятия, теория | ||||
Сайт
«Просвещение» https://prosv.ru https://digital.prosv.ru 1. Зайдите на сайт Медиатеки издательства «Просвещение» https://media.prosv.ru/ 2. Нажмите на кнопку «Войти» в верхней правой части экрана и пройдите процедуру регистрации 3. После завершения регистрации откроется «Личный кабинет» 4. В верхнем меню выбираете раздел
«Библиотека» 5. В верхней части каталога находится набор фильтров, с помощью которых можно найти необходимые учебники | Электронные учебники – удобные решение для учителей, учеников, который обеспечивает доступ к образовательному контенту в нужное время с помощью приложения для компьютеров и планшетов. Доступ к учебникам открыт | 5-11 | https://prosv.ru/subject/geography.html Учебники ФПУ Методические файлы для скачивания УМК География. Полярная звезда (5-9) УМК География. Полярная звезда (10-11) УМК География. Максаковский В. П. (10-11) | ||||
Российский учебник и LECTA https://rosuchebnik.ru/ | Для получения бесплатного доступа к ЭФУ и сервисам LECTA: Зарегистрируйтесь на сайте https://lecta.rosuchebnik.ru/. Обратите внимание: на сайтах lecta.rosuchebnik.ru и rosuchebnik.ru единый личный кабинет. Если вы уже зарегистрированы на сайте «Российского учебника», используйте те же логин и пароль для входа на сайт LECTA. УчимсяДома – код активации. Загрузите необходимые учебники в электронной форме из каталога на 30 календарных дней. | 5-11 | https://go.rosuchebnik.ru/search?query=география&type=50\ ЭФУ, атласы, тренинги Линия УМК В. П. Дронова. География (Роза ветров) (5-9) Линия УМК "Классическая география" (5-9) Линия УМК В. Н. Холиной. География (10-11) (углуб.) Линия УМК В. П. Дронова. География (Роза ветров) (10-11) (баз.) |
Рекомендуем использовать следующие электронные ресурсы для изучения планируемых тем по географии с 30 марта 2020 г. до конца учебного года.
Предмет География.
Разделы и темы | РЭШ (российская электронная школа) | Домашняя школа https://interneturok.ru | Рекомендуемые формы организации деятельности |
5-9 класс | + | + | Видео уроки |
10 углубл. | + | + | Видео уроки |
11 углубл. | + | + | Видео уроки |
О формах контроля
Учет результатов обучения осуществляется в порядке и формах, установленных организацией самостоятельно.
При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее - ЭО и ДОТ) организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса на бумажных носителях и/или в электронно-цифровой форме, в том числе, на основе ресурсов Виртуальной школы.
Для осуществления контроля за результативностью обучения обучающихсяважно использовать различные контрольно-измерительные материалы, так как именно они обеспечивают обратную связь от учащихся (измерение, оценка и просмотр результативности обучения). Основные формы контроля в новых условиях:
Форма контроля, домашнего задания | Кто оценивает |
вопросы, задания из учебника | учитель |
вопросы, задания из рабочих тетрадей | учитель |
задания, разработанные педагогом | учитель |
задания, размещенные на образовательных порталах, платформах, в тестирующих программах | компьютерные программы (автоматическая проверка) |
задания, разработанные педагогом, размещенные в тестирующих программах образовательных платформ | компьютерные программы (автоматическая проверка) |
устные ответы (скайп) | учитель |
Не следует забывать актуальную форму фиксации результатов текущего контроля и промежуточной аттестации - Виртуальная школа. Здесь можно использовать функции электронного дневника.
Учитель может создать виртуальный класс, выдавать задания для диагностики усвоения материала и другие ресурсы в зависимости от контекстных условий.
Основные возможности оценивания в условиях дистанционного обучения приведены в следующей таблице.
Средства контроля | Формы контроля | Кто оценивает |
Скайп Электронная почта Тестирующие программы | Устные ответы Тесты Задания в виде файлов (с ответами) Проектная деятельность | Учитель Компьютерные программы Самооценка |
Устные ответы с использованием скайпа оцениваются на основе следующих критериев:
"5" баллов ставится, если ученик: показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Набран максимальный балл за решение задачи.
"4" балла ставится, если ученик: показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов. Набрано 2 балла за задачу.
"3" балла ставится, если ученик: усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно. Набран 1 балл за решение задачи
"2" балла ставится, если ученик: не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
3. Обучение и контроль образовательной деятельности по географии в условиях отсутствия доступа в Интернет.
При отсутствии доступа в Интернет о сновным инструментом для организации взаимодействия педагогов и обучающихся в данных условиях может быть телефон. В данных условиях:
- в соответствии с имеющимися у обучающихся учебниками/учебными пособиями/рабочими тетрадями учитель формулирует задания, вопросы, разрабатывает памятки, алгоритмы небольшого объема, устанавливает сроки выполнения;
- учитель делает рассылку материалов с помощью SMS-сообщений (малый объем), голосовых сообщений;
- обучающиеся выполняют задания;
- по согласованию с обучающимисядля осуществления текущего контроля или промежуточной аттестации школьники могут высылать педагогу фото–ответы; не следует требовать от школьников фотоматериалов с ответами за каждый урок;
- школьники имеют возможность консультироваться с учителем по телефону;
- если в учебниках/учебных пособиях/рабочих тетрадях есть ответы, то обучающиеся имеют возможность осуществлять самоконтроль и самооценку.
О формах контроля
В данных условиях необходимо учесть, что:
- основным источником для организации контроля являются учебники и рабочие тетради УМК по биологии, а именно, система вопросов и заданий к каждой теме урока, учитель определяет периодичность контроля и сам проверяет выполненные работы учеников;
- самоконтроль и самооценка становятся самыми регулярными формами контроля, и, как следствие, снижается требование объективности оценивания;
- задания, разработанные педагогом, должны быть небольшого объема, доступны, удобны для оценивания учащимися и могут относится одновременно к нескольким темам.