Компоненты профессиональной речи

Сущность и критерии профессионально-речевой культуры. Нормативный, коммуникативный и этический компоненты культуры речи.

Контрольные вопросы

1. Понятие о профессионально – речевой культуре.

2. Сущность и критерии профессионально-речевой культуры.

  1. Компоненты культуры речи.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Каждый человек, который трудится в какой-либо профессиональной сфере, использует язык не только как средство общения, но и как инструмент своей деятель­ности. Его речь специализирована, насыщена определенными терминами и профессионализмами — слова­ми, понятными и доступными, в первую очередь, кол­легам, специалистам из этой или смежной области зна­ний. Таким образом, профессиональная речь — это языковое общение, характеризующееся исполь­зованием профессиональной лексики. Профессиональную речь характеризуют следующие компоненты:

•  установка на специфическое, специализированное общение;

• ориентация на процесс непосредственной комму­никации;

• связь профессиональной речи с языковой систе­мой;

• обязательное соответствие профессиональных вы­сказываний различным стилям и жанрам речи.

Однако представители многих профессий, осуществ­ляя свою трудовую деятельность, используют, помимо речи, разнообразные средства и орудия производства: инструменты, приборы, машины, компьютеры. Среди немногих профессий, где слово представляет собой одно из главных и действенных средств профессиональной са­мореализации, являются профессии педагога и медицинского работника. Эти профессии ориентированы на владение речью во всей ее полноте и значимости. Являясь сред­ством передачи информации, профессиональная речь в то же время является тем инструментом, с помощью которого решаются задачи лечения.

Профессионально-речевая культура это совокупность свойств личности, оказывающая успешное воздействие коммуникантов и позволяющая наиболее эффективно организовать производственный процесс и регулировать речевую деятельность в процессе принятия решений.
Хороший профессионал должен:

1) владеть различными видами речевой деятельности, уметь квалифицированно вести беседу, переговоры, чувствовать себя уверенно как в обиходно-бытовой, так и в профессиональной сфере общения;
2) выражать мысли не только правильно, в соответствии с нормами литературного языка, но и находить для них самые удачные, целесообразные речевые средства;
3) владеть национально ориентированной социально обусловленной системой ценностей;
4) в совершенстве владеть речевым этикетом, правилами коммуникативного кодекса;
5) владеть системой аргументации, правилами убеждения, делать корректные обобщения и выводы;
6) правильно и грамотно составлять любой деловой документ, вести деловую переписку;
7) быть готовым к любым публичным выступлениям.

Критерии профессионально-речевой культуры включают в себя культуру языка грамотность, собственно культуру речи, включая речевой этикет, культуру мышления, культуру соматического поведения.
Если со­отнести характеристики индивидуальной культуры лич­ности и профессиональной культуры специалиста, оп­ределенные в современной науке, то можно прийти к такому выводу:

Индивидуальная культура личности включает в себя следующие компоненты:

— культура мыслительная,

— культура этическая

— культура деятельности,

—  культура нравственная,

—  культура эмоциональная,

—  культура речевая,

—  культура коммуникативная.

Профессиональная культура личности, помимо вы­шеназванных компонентов, содержит:

— умение мыслить самостоятельно,

— наличие глубокой эрудиции,

— осознание профессиональной этики,

— знание методов, форм и средств воздействия,

— высокую коммуникативную культуру,

— свободное владение речью.

Как видим, понятие профессиональной культуры, в частности, культуры медицинского работника, объединяет в себе как личностные человеческие качества, так и такие, которые, в первую очередь, базируются на владении речью и речевой деятельностью во всех ее механизмах — чтении, говорении, аудировании и письме.

Профессиональная речь существует не сама по себе, она — отражение внутреннего мира, особенностей интеллек­туального и духовного развития его личности. Ведь при желании и соответствующем старании говорить красиво и правильно можно. Но если моральные прин­ципы и ценностные установки личности далеки от со­вершенства, то не стоит испытывать судьбу, стремясь стать медиком-профессионалом. В этом случае не по­могут ни знания, ни коммуникативная компетентность, ни опыт работы, ни дар живописного изложения. Настоящий профессионал должен быть личностью.

Суммировать сказанное можно в следующей таблице.

Культура речи и профессиональная культура

Таблица 1.

ИКЛ – индивидуальная культура личности ПКМР – профессиональная культура медицинского работника
- культура мыслительная - культура этическая - культура деятельности - культура нравственности - культура эмоциональности - культура речевая - культура коммуникативная   - культура мыслительная - культура этическая - культура деятельности - культура нравственности - культура эмоциональности - высокая культура речи - умение мыслить самостоятельно - эрудиция - осознание профессиональной этики - знание методов, форм, средств воздействия

 









Компоненты профессиональной речи

Таблица 2.

- качество языкового оформления речи, - ценностные установки личности,    коммуникативная компетентность, - четкий отбор информации для создания высказывания, -   ориентация на процесс непосредственной коммуникации

 

Специфика общения в профессиональной деятельности медицинской сестры заключается в следующем:

• общение ориентировано на больного человека, личность которого изменяется и дополняется теми особенностями, которые привносит в нее болезнь;

• характер поведения медицинской сестры оказывает влияние на течение болезни и состояние больного;

• в профессиональной деятельности медсестры существуют мероприятия, которые можно обеспечить исключительно профессиональным общением;

• профессиональное общение медсестры с пациентом одновременно является и деловым, и межличностным.

Культура речи содержит три со­ставляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический.

 Нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших. «Умение правиль­но говорить — еще не заслуга, а неумение — уже позор, — писал знаменитый Цицерон, — потому что правильная речь не столько достоинство хорошего ора­тора, сколько свойство каждого гражданина».

Ошибки в речи малограмотного человека свидетель­ствуют о его низкой общей культуре, ошибки в речи образованного человека свидетельствуют о его небреж­ном отношении к своей речи, о безответственном отно­шении к своей работе, своим обязанностям. Последнее в первую очередь относится к тем работникам, кому по своей должно­сти приходится часто выступать перед аудиторией.

 Культура речи требует от говорящего или пишу­щего умения отбирать те языковые средства, кото­рые соответствуют задачам общения.

Выбор необходимых для поставленной цели язы­ковых средств — основа коммуникативного аспекта культуры речи.

Коммуникативный компонент культуры речи несет основную нагрузку в наиболее эффективном достижении поставленных целей общения.
Коммуникативный компонент культуры речи включает три основные составляющие: 1) определение цели коммуникации; 2) определение прагматических условий коммуникативного акта; 3) диктуемые целью и прагматикой основы выбора и организации языковых средств, формирующих соответствующие тексты в их письменной или устной реализации.
Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые фор­мулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарнос­ти, поздравления и т.п.; обращение на «ты» и «вы»; выбор полного или сокращенного имени, формулы обращения и др.).

На использование речевого этикета большое влия­ние оказывают: возраст участников речевого акта, их социальный статус, характер отношений между ними (официальный, неофициальный, дружеский, интим­ный), время и место речевого взаимодействия и т.д.

Этический компонент культуры речи накладыва­ет строгий запрет на сквернословие в процессе обще­ния, осуждает разговор на «повышенных тонах».



Домашнее задание.

Задание 1. Перед Вами список отечественных врачей –писателей и священнослужителей. Подготовьте сообщение об одном из них по темам: «Жизненный путь» или «Самое яркое событие из жизни».

Врачи-писатели         «Профессия врача — подвиг. Она требует самоотверженности, чистоты духа и чистоты помыслов» — А. П. Чехов

Даль Владимир Иванович

Пирогов Николай Иванович

Леонтьев Константин Николаевич

Чехов Антон Павлович

Вересаев Викентий Викентьевич

Богданов Александр Александрович (Малиновский)

Булгаков Михаил Афанасьевич

Наши современники:

Крелин Юлий Зусманович

Арканов Аркадий Михайлович (Штейнбок)

Горин Григорий Израилевич (Офштейн)

Розенбаум Александр Яковлевич

Врачи-священнослужители и монахи В жизни земной у врача «есть только два пути: путь добра и путь зла. И каждый выбирает один из них» — Архиепископ Лука

«Страдание не всегда можно снять, но человеку помочь (медицински или душевно) его вынести — можно. И человек может вырасти в громадную меру своего достоинства через это сотрудничество тела и души, в котором врач играет свою значительную роль, потому что он может поддерживать тело и может вдохновлять человека на жизнь» — Антоний Сурожский

Св. Исповедник Архиепископ Лука (Ясене́цкий-Войно Валентин Феликсович)

Митрополит Антоний Сурожский (Блум Андрей Борисович)

Монахиня Игнатия (Пузик Валентина Ильинична)

Ныне здравствующие:

Архиепископ Константин (Горянов Олег Александрович)

Иерей Георгий Шевченко (Шевченко Юрий Леонидович) - Министр здравоохранения России (1999 — 2004)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: