Сущность и критерии профессионально-речевой культуры. Нормативный, коммуникативный и этический компоненты культуры речи.
Контрольные вопросы
1. Понятие о профессионально – речевой культуре.
2. Сущность и критерии профессионально-речевой культуры.
- Компоненты культуры речи.
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Каждый человек, который трудится в какой-либо профессиональной сфере, использует язык не только как средство общения, но и как инструмент своей деятельности. Его речь специализирована, насыщена определенными терминами и профессионализмами — словами, понятными и доступными, в первую очередь, коллегам, специалистам из этой или смежной области знаний. Таким образом, профессиональная речь — это языковое общение, характеризующееся использованием профессиональной лексики. Профессиональную речь характеризуют следующие компоненты:
• установка на специфическое, специализированное общение;
• ориентация на процесс непосредственной коммуникации;
• связь профессиональной речи с языковой системой;
|
|
• обязательное соответствие профессиональных высказываний различным стилям и жанрам речи.
Однако представители многих профессий, осуществляя свою трудовую деятельность, используют, помимо речи, разнообразные средства и орудия производства: инструменты, приборы, машины, компьютеры. Среди немногих профессий, где слово представляет собой одно из главных и действенных средств профессиональной самореализации, являются профессии педагога и медицинского работника. Эти профессии ориентированы на владение речью во всей ее полноте и значимости. Являясь средством передачи информации, профессиональная речь в то же время является тем инструментом, с помощью которого решаются задачи лечения.
Профессионально-речевая культура — это совокупность свойств личности, оказывающая успешное воздействие коммуникантов и позволяющая наиболее эффективно организовать производственный процесс и регулировать речевую деятельность в процессе принятия решений.
Хороший профессионал должен:
1) владеть различными видами речевой деятельности, уметь квалифицированно вести беседу, переговоры, чувствовать себя уверенно как в обиходно-бытовой, так и в профессиональной сфере общения;
2) выражать мысли не только правильно, в соответствии с нормами литературного языка, но и находить для них самые удачные, целесообразные речевые средства;
3) владеть национально ориентированной социально обусловленной системой ценностей;
4) в совершенстве владеть речевым этикетом, правилами коммуникативного кодекса;
5) владеть системой аргументации, правилами убеждения, делать корректные обобщения и выводы;
6) правильно и грамотно составлять любой деловой документ, вести деловую переписку;
7) быть готовым к любым публичным выступлениям.
|
|
Критерии профессионально-речевой культуры включают в себя культуру языка — грамотность, собственно культуру речи, включая речевой этикет, культуру мышления, культуру соматического поведения.
Если соотнести характеристики индивидуальной культуры личности и профессиональной культуры специалиста, определенные в современной науке, то можно прийти к такому выводу:
Индивидуальная культура личности включает в себя следующие компоненты:
— культура мыслительная,
— культура этическая
— культура деятельности,
— культура нравственная,
— культура эмоциональная,
— культура речевая,
— культура коммуникативная.
Профессиональная культура личности, помимо вышеназванных компонентов, содержит:
— умение мыслить самостоятельно,
— наличие глубокой эрудиции,
— осознание профессиональной этики,
— знание методов, форм и средств воздействия,
— высокую коммуникативную культуру,
— свободное владение речью.
Как видим, понятие профессиональной культуры, в частности, культуры медицинского работника, объединяет в себе как личностные человеческие качества, так и такие, которые, в первую очередь, базируются на владении речью и речевой деятельностью во всех ее механизмах — чтении, говорении, аудировании и письме.
Профессиональная речь существует не сама по себе, она — отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности. Ведь при желании и соответствующем старании говорить красиво и правильно можно. Но если моральные принципы и ценностные установки личности далеки от совершенства, то не стоит испытывать судьбу, стремясь стать медиком-профессионалом. В этом случае не помогут ни знания, ни коммуникативная компетентность, ни опыт работы, ни дар живописного изложения. Настоящий профессионал должен быть личностью.
Суммировать сказанное можно в следующей таблице.
Культура речи и профессиональная культура
Таблица 1.
ИКЛ – индивидуальная культура личности | ПКМР – профессиональная культура медицинского работника |
- культура мыслительная - культура этическая - культура деятельности - культура нравственности - культура эмоциональности - культура речевая - культура коммуникативная | - культура мыслительная - культура этическая - культура деятельности - культура нравственности - культура эмоциональности - высокая культура речи - умение мыслить самостоятельно - эрудиция - осознание профессиональной этики - знание методов, форм, средств воздействия |
Компоненты профессиональной речи
Таблица 2.
- качество языкового оформления речи, - ценностные установки личности, коммуникативная компетентность, - четкий отбор информации для создания высказывания, - ориентация на процесс непосредственной коммуникации |
Специфика общения в профессиональной деятельности медицинской сестры заключается в следующем:
• общение ориентировано на больного человека, личность которого изменяется и дополняется теми особенностями, которые привносит в нее болезнь;
• характер поведения медицинской сестры оказывает влияние на течение болезни и состояние больного;
• в профессиональной деятельности медсестры существуют мероприятия, которые можно обеспечить исключительно профессиональным общением;
• профессиональное общение медсестры с пациентом одновременно является и деловым, и межличностным.
Культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический.
|
|
Нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших. «Умение правильно говорить — еще не заслуга, а неумение — уже позор, — писал знаменитый Цицерон, — потому что правильная речь не столько достоинство хорошего оратора, сколько свойство каждого гражданина».
Ошибки в речи малограмотного человека свидетельствуют о его низкой общей культуре, ошибки в речи образованного человека свидетельствуют о его небрежном отношении к своей речи, о безответственном отношении к своей работе, своим обязанностям. Последнее в первую очередь относится к тем работникам, кому по своей должности приходится часто выступать перед аудиторией.
Культура речи требует от говорящего или пишущего умения отбирать те языковые средства, которые соответствуют задачам общения.
Выбор необходимых для поставленной цели языковых средств — основа коммуникативного аспекта культуры речи.
Коммуникативный компонент культуры речи несет основную нагрузку в наиболее эффективном достижении поставленных целей общения.
Коммуникативный компонент культуры речи включает три основные составляющие: 1) определение цели коммуникации; 2) определение прагматических условий коммуникативного акта; 3) диктуемые целью и прагматикой основы выбора и организации языковых средств, формирующих соответствующие тексты в их письменной или устной реализации.
Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления и т.п.; обращение на «ты» и «вы»; выбор полного или сокращенного имени, формулы обращения и др.).
На использование речевого этикета большое влияние оказывают: возраст участников речевого акта, их социальный статус, характер отношений между ними (официальный, неофициальный, дружеский, интимный), время и место речевого взаимодействия и т.д.
Этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения, осуждает разговор на «повышенных тонах».
|
|
Домашнее задание.
Задание 1. Перед Вами список отечественных врачей –писателей и священнослужителей. Подготовьте сообщение об одном из них по темам: «Жизненный путь» или «Самое яркое событие из жизни».
Врачи-писатели «Профессия врача — подвиг. Она требует самоотверженности, чистоты духа и чистоты помыслов» — А. П. Чехов
Даль Владимир Иванович
Пирогов Николай Иванович
Леонтьев Константин Николаевич
Чехов Антон Павлович
Вересаев Викентий Викентьевич
Богданов Александр Александрович (Малиновский)
Булгаков Михаил Афанасьевич
Наши современники:
Крелин Юлий Зусманович
Арканов Аркадий Михайлович (Штейнбок)
Горин Григорий Израилевич (Офштейн)
Розенбаум Александр Яковлевич
Врачи-священнослужители и монахи В жизни земной у врача «есть только два пути: путь добра и путь зла. И каждый выбирает один из них» — Архиепископ Лука
«Страдание не всегда можно снять, но человеку помочь (медицински или душевно) его вынести — можно. И человек может вырасти в громадную меру своего достоинства через это сотрудничество тела и души, в котором врач играет свою значительную роль, потому что он может поддерживать тело и может вдохновлять человека на жизнь» — Антоний Сурожский
Св. Исповедник Архиепископ Лука (Ясене́цкий-Войно Валентин Феликсович)
Митрополит Антоний Сурожский (Блум Андрей Борисович)
Монахиня Игнатия (Пузик Валентина Ильинична)
Ныне здравствующие:
Архиепископ Константин (Горянов Олег Александрович)
Иерей Георгий Шевченко (Шевченко Юрий Леонидович) - Министр здравоохранения России (1999 — 2004)