Трансформация, может пойти не только по пути выворачивания формы предмета, но и, например, в направлении увеличения различных его частей, как в данном натюрморте, где непропорционально «разрослись» носки ботинок.
Ещё один приём видится в первом варианте преобразования чайника. Когда мы смотрим на предмет, то понимаем, что смотрим на него как бы одновременно с двух ракурсов: тело чайника с фронтального ракурса, а крышку и донышко - сверху. Такое многоракурсное видение использовали кубисты, когда у них не только отдельные предметы, виделись с разных сторон, но и плоскость стола или подносы, на которых стояли предметы как бы разворачивались. Такой способ стилизации применяется не только для того чтобы сделать изображение более интересным и разнообразным, этот приём дает преимущество выбора наиболее выгодного ракурса для предмета. Блюдо, например, лучше воспринимается в «развёрнутом» виде, при взгляде на него сверху. А силуэт вазы лучше читается сбоку, чтобы понять какого объёма горловина той же вазы, опять лучше посмотреть на неё сверху.
|
|
Н.Н. Купреянов. Натюрморт с лампой. У табурета, тени от лампы и тарелок дан ракурс сверху, у остальных предметов – сбоку.
Жорж Брак. Натюрморт. Студенческая работа, в которой предметы и их детали развёрнуты к зрителю в разных ракурсах
Как уже было сказано выше, можно выполнить композицию и без стилистических трансформаций, в таком случае главный акцент может быть сделан на орнаментальные ритмы или выявление пластических мотивов в натюрморте.
Выявление орнаментально-пластических ритмов в натюрморте на этапе линейной разработки.
Причем орнамент не надо понимать узко, только как узор. Орнаментальным началом обладают многие простые вещи из повседневной жизни, такие как газеты, ветки деревьев, складки и рисунки тканей, сухие травы, «рисунки» на срезе фруктов и овощей, чешуя рыбы, оперенье птицы, древесные годовые кольца на спиле дерева, кирпичная кладка стены и др.