· Установление и регулирование дипломатических отношений между государствами.
· Налаживание союзнических отношений между государствами.
· Участие в деятельности международных организаций. Средства внешней политики - это орудия, с помощью которых обеспечивается достижение целей внешней политики. При всем своем разнообразии они могут быть сведены к двум типам: насильственным и мирным.
Средства внешней политики бывают:
(сх. 8)
1. Информационно-пропагандистские (идеологические), предназначенные для продвижения политики через средства массовой коммуникации.
2. Политические, используемые в дипломатических отношениях: переговоры, переписка, личное общение, участие в деятельности международных организаций.
3. Экономические — займы, инвестиции, регулирование и осуществление внешней торговли, экономическая блокада или угроза ее применения, установление, пересмотр или отмена различного рода тарифов и преференций.
4. Военные — армия, оружие, военные базы. Формы военного воздействия могут быть самыми различными, от военных учений на границе сопредельных государств до испытания новых видов оружия.
|
|
В общем международные субъекты делятся на:
- государственные (т.е., само государство)
- негосударственные (т.е. другие субъекты)
Особое внимание следует обратить на тот факт, что среди негосударственных участников международных отношений в настоящее время выделяются следующие их типы:
1. международные межправительственные организации;
2. международные неправительственные организации;
3. международные компании, транснациональные корпорации.
Все эти участники данной категории характеризуются общими чертами, а именно:
o являются международными институтами;
o характеризуются политической волей к сотрудничеству, которая зафиксирована в соответствующих учредительных документах;
o располагают постоянным управленческим аппаратом, который обеспечивает преемственность в функционировании и развитии организации;
o характеризуются автономностью (самостоятельностью) в принятии решений и проведении их в жизнь.
В свою очередь, каждый из названых типов участников международных отношений имеет свои специфические особенности.
Так, особенностями международных межправительственных организаций являются:
1. учреждение на основе международного договора группой государств;
2. стабильность объединение государств;
3. определенная согласованная компетенция и постоянные органы;
4. функционирование основано на обобщении внешней политики участников по тем вопросам, которые являются предметом деятельности соответствующей организации.
|
|
Эти международные организации возможно классифицировать по двум признакам: по географическому и по сферам и направлениям их деятельности.
Первая группа включает в себя такие виды международных организаций как: универсальные организации; межрегиональные; региональные.
Вторая группа включает: общецелевые организации; экономические организации; военно-политические организации; финансовые организации; технические организации т.д.
Для международных межправительственных организаций характерно:
1. нетерриториальность образования, поскольку их участниками не являются суверенные государства;
2. образование не на основе договора между государствами, а путем объединения физических или юридических лиц;
3. осуществление деятельности вне рамок официальной внешней политики государства;
4. международный характер состава и целей, частный характер учредительства, добровольный характер деятельности.
С учетом этих характеристик международные неправительственные организации могут рассматриваться как один из элементов формирующегося глобального гражданского общества.
Сущность, роль неправительственных субъектов в системе международных отношений проявляются в их функциях, среди которых выделяются следующие:
· постановка вопросов, не затрагиваемых деятельностью государств;
· сбор, обработка и распространение информации о международных проблемах, требующих общественного внимания;
· мобилизация международного общественного мнения;
· инициирование конкретных методов решения международных проблем;
· наблюдение за деятельностью правительств и за выполнением ими взятых на себя обязательств;
· оказание давления на международные межправительственные организации и непосредственно на те или иные государства;
· способствование возникновению чувства причастности «простого человека» к крупным международным проблемам.
Третьим специфическим субъектом международных отношений выступают крупные международные компании (в т.ч. транснациональные корпорации). Основной их особенностью является тот факт, что большинство из них – это частные институты. Причиной включения их в структуру участников международных отношений стало значительное и возрастающее влияние таких институтов на систему международных отношений. Основными способами влияния следует назвать такие:
· финансирование политических процессов в различных странах;
· постоянное финансирование различных партий, международных организаций;
· подкуп, взятки крупным чиновникам, в т.ч. в международных организациях;
· оказание финансовой, экономической помощи отдельным государствам, особенно развивающимся;
· проведение определенной инвестиционной политики, размещение промышленных предприятий, компаний в различных странах с учетом экономических и политических интересов своих стран; и наоборот изъятие капиталов, перевод своих предприятий из одних стран в другие.
Таким образом, международные компании, обладая определенной экономической силой и автономией в своей деятельности, могут оказывать значительное влияние, вносить значительные изменения в систему международных отношений.