Формы осуществления внешней политики

· Установление и регулирование дипломатических отношений между государствами.

· Налаживание союзнических отношений между государствами.

· Участие в деятельности международных организаций. Средства внешней политики - это орудия, с помощью которых обеспечивается достижение целей внешней политики. При всем своем разнообразии они могут быть сведены к двум типам: насильственным и мирным.

Средства внешней политики бывают:

 (сх. 8)

1. Информационно-пропагандистские (идеологические), предназначенные для продвижения политики через средства массовой коммуникации.

2. Политические, используемые в дипломатических отношениях: переговоры, переписка, личное общение, участие в деятельности международных организаций.

3. Экономические — займы, инвестиции, регулирование и осуществление внешней торговли, экономическая блокада или угроза ее применения, установление, пересмотр или отмена различного рода тарифов и преференций.

4. Военные — армия, оружие, военные базы. Формы военного воздействия могут быть самыми различными, от военных учений на границе сопредельных государств до испытания новых видов оружия.

 

 В общем международные субъекты делятся на:

- государственные (т.е., само государство)

- негосударственные (т.е. другие субъекты)

Особое внимание следует обратить на тот факт, что среди негосударственных участников международных отношений в настоящее время выделяются следующие их типы:

1. международные межправительственные организации;

2. международные неправительственные организации;

3. международные компании, транснациональные корпорации.

Все эти участники данной категории характеризуются общими чертами, а именно:

o являются международными институтами;

o характеризуются политической волей к сотрудничеству, которая зафиксирована в соответствующих учредительных документах;

o располагают постоянным управленческим аппаратом, который обеспечивает преемственность в функционировании и развитии организации;

o характеризуются автономностью (самостоятельностью) в принятии решений и проведении их в жизнь.

В свою очередь, каждый из названых типов участников международных отношений имеет свои специфические особенности.

Так, особенностями международных межправительственных организаций являются:

1. учреждение на основе международного договора группой государств;

2. стабильность объединение государств;

3. определенная согласованная компетенция и постоянные органы;

4. функционирование основано на обобщении внешней политики участников по тем вопросам, которые являются предметом деятельности соответствующей организации.

Эти международные организации возможно классифицировать по двум признакам: по географическому и по сферам и направлениям их деятельности.

Первая группа включает в себя такие виды международных организаций как: универсальные организации; межрегиональные; региональные.

Вторая группа включает: общецелевые организации; экономические организации; военно-политические организации; финансовые организации; технические организации т.д.

Для международных межправительственных организаций характерно:

1. нетерриториальность образования, поскольку их участниками не являются суверенные государства;

2. образование не на основе договора между государствами, а путем объединения физических или юридических лиц;

3. осуществление деятельности вне рамок официальной внешней политики государства;

4. международный характер состава и целей, частный характер учредительства, добровольный характер деятельности.

С учетом этих характеристик международные неправительственные организации могут рассматриваться как один из элементов формирующегося глобального гражданского общества.

Сущность, роль неправительственных субъектов в системе международных отношений проявляются в их функциях, среди которых выделяются следующие:

· постановка вопросов, не затрагиваемых деятельностью государств;

· сбор, обработка и распространение информации о международных проблемах, требующих общественного внимания;

· мобилизация международного общественного мнения;

· инициирование конкретных методов решения международных проблем;

· наблюдение за деятельностью правительств и за выполнением ими взятых на себя обязательств;

· оказание давления на международные межправительственные организации и непосредственно на те или иные государства;

· способствование возникновению чувства причастности «простого человека» к крупным международным проблемам.

Третьим специфическим субъектом международных отношений выступают крупные международные компании (в т.ч. транснациональные корпорации). Основной их особенностью является тот факт, что большинство из них – это частные институты. Причиной включения их в структуру участников международных отношений стало значительное и возрастающее влияние таких институтов на систему международных отношений. Основными способами влияния следует назвать такие:

· финансирование политических процессов в различных странах;

· постоянное финансирование различных партий, международных организаций;

· подкуп, взятки крупным чиновникам, в т.ч. в международных организациях;

· оказание финансовой, экономической помощи отдельным государствам, особенно развивающимся;

· проведение определенной инвестиционной политики, размещение промышленных предприятий, компаний в различных странах с учетом экономических и политических интересов своих стран; и наоборот изъятие капиталов, перевод своих предприятий из одних стран в другие.

Таким образом, международные компании, обладая определенной экономической силой и автономией в своей деятельности, могут оказывать значительное влияние, вносить значительные изменения в систему международных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: