Классический сонатно-симфонический цикл

Примерно в последней трети 18 века в музыке сложился сонатно- симфонический цикл. Свой классический облик (4-х частный) приобретает у представителей Венской классической школы - Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена.

Первая часть, как правило, написана в сонатной форме. Она идет в быстром или умеренно быстром темпе, чаще всего Allegro. Такую часть принято называть сонатным аllegro. Музыка в нем зачастую имеет энергичный, действенный характер, нередко напряжённый драматический.

Вторая часть всегда контрастирует первой по темпу и общему характеру. Часто она - медленная, самая лирическая и певучая. Но она может быть и другой, например похожей на неспешное повествование или танцевально-грациозной.

В 3-х частном цикле последняя, третья часть, финал. Она вновь быстрая, обычно более стремительная, но внутренне менее напряженная по развитию в сравнении с первой. Финалы классических сонатно-симфонических циклов (особенно симфоний) нередко рисуют картины многолюдного праздничного веселья, а их темы близки народным песням и танцам. При этом часто используется форма рондо.

Все это отличает и многие финалы 4-х частных циклов. Но в них между крайними частями помещены две средние части. Одна - медленная в сонате, симфонии, концерте обычно бывает второй, а в квартете — третьей.

Третьей частью классических симфонии 18 века является менуэт (позже скерцо), который в квартете занимает второе место.

 

 

 

 

Термины

Симфония - произведение для оркестра, написанное в форме сонатного цикла. Встречаются симфонии в виде расширенного цикла - до 6-7 частей, и в виде неполного - вплоть до одночастных. Слово происходит от греческого «simphonia» - созвучие. Широкой известностью пользуются симфонии В.-А. Моцарта, Л. Бетховена, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича. Некоторые симфонии являются программными - «Фантастическая» Г. Берлиоза, «Патетическая» П. И. Чайковского, «Пасторальная» Л. Бетховена.

Соната - произведение для одного или двух инструментов, написанное в форме сонатного цикла. Слово происходит от итальянского «sonare» - играть на каком-либо инструменте.

Тема - мелодия, обычно короткая, выражающая основную мысль произведения и являющаяся материалом для дальнейшего развития. По-гречески «thema» - то, что лежит в основе.

Мотив - мельчайший элемент музыкальной формы, любой наименьший отрезок мелодии, который обладает ясным, определенным музыкальным содержанием. Порой по мотиву мы можем вспомнить известную музыкальную пьесу или рассказать о ее характере.

 

 

Тест

1) В каком городе родился Бетховен?

 

а) Вена   б) Бонн    в) Берлин

 

2) Сколько симфоний у Бетховена?

 

a) 104 б) 41 в) 9  г) 2

 

 

3) Про мотив какой симфонии говорят «Так судьба стучится в дверь»

a) № 5   б) № 3 в) № 6 г) № 9

 

4) Бетховен вырос в семье потомственных музыкантов?

 

a) Нет    б) Да

 

5) Сколько частей в 5 симфонии?

 

a) 1  б) 2   в) 3 г) 4

 

6) В каком году была написана 5 симфония?

 

 a) 1812    б) 1809 в) 1808 г) 1799

 

7) Основополагающая тема в творчестве Бетховена

 

a) Любовная лирика б) жизнь и смерть в) религия г) борьба с судьбой

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: