1. Общая характеристика внешних эффектов
1.1. Природа, причины возникновения и формы проявления внешних эффектов.
1.2. Внешние эффекты и эффективность
2. Внешние эффекты: проблема неэффективности и пути ее решения
2.1. Государственное регулирование отрицательных экстерналий
2.2. Государственное регулирование положительных экстерналий
3. «Провалы рынка» и практика государственного регулирования внешних эффектов
3.1. Анализ мирового опыта решения проблемы экстерналий
3.2. Российская практика регулирования внешних эффектов (на конкретном примере)
Тема 10. Экономия на масштабе в теории и на практике.
1. Поведение фирмы в долгосрочном периоде
1.1. Особенности долгосрочного периода деятельности фирмы
1.2. Эластичность предложения в долгосрочном периоде
2. Эффект масштаба и структура отраслей экономики
2.1. Факторы экономии и дезэкономии на масштабах производства
2.2. Оптимальный размер предприятия и процессы интеграции
3. Последствия действия эффекта масштаба
3.1. Эффект масштаба и монополизация экономики
|
|
3.2. Эффект масштаба производства и научно-технический прогресс
Тема 11. Анализ функционирования рынка труда.
1. Сущность и особенности функционирования рынка труда
1.1. Развитие взглядов классиков на проблемы ценообразования на рынке труда
1.2. Концепция человеческого капитала
2. Рынок труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
2.1. Равновесие на конкурентных рынках труда
2.2. Процесс двухсторонней монополизации рынка труда
3. Анализ современного состояния рынка труда
3.1. Формирование и развитие рынка труда в переходной российской экономике
3.2. Анализ состояния рынка труда (на примере города, региона, отрасли…)
Тема 12. Рынок и неполнота информации.
1. Выбор в условиях риска и неопределенности
1.1. Ожидаемая полезность
1.2. Измерение риска и пути его снижения
2. Асимметрия информации и неполные рынки
2.1. Сущность и последствия ассиметричной информации. Преодоление асимметрии информации
2.2. Необходимость рыночных сигналов в условиях неопределенности
3. Рынок труда как рынок с ассиметричной информацией
3.1. Рыночные сигналы на рынке труда
3.2. Теория эффективной заработной платы
Тема 13. Потери от монополизации: теория и российская практика.
1. Экономическая сущность и причины образования монополий
1.1. Монополизация экономики как результат действия объективных экономических законов
1.2. Монополизация экономики как один из «провалов» рынка
2. Источники и измерение монопольной власти
2.1. Источники монопольной власти (эластичность рыночного спроса, положительный эффект масштаба, взаимодействие между фирмами…)
|
|
2.2. Методы измерения степени монополизации рынка
3. Монополизм экономики России и его последствия
3.1. Оценка монополизации экономики страны и ее отраслей
3.2. Издержки монопольной власти для общества и пути ее ограничения
Тема 14. Экономическая политика государства и ее влияние на микроэкономические процессы.
1. Государственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов на микроуровне
1.1. Цели и средства государственного регулирования экономики
1.2. Антимонопольная политика государства
2. Государственное воздействие на цены
2.1. Последствия прямого вмешательства в ценообразование
2.2. Воздействие на цены посредством налогов и дотаций
3. Эффективность государственного вмешательства в экономику России в к.ХХ – н.ХIХ века
3.1. Особенности российского антимонопольного законодательства
3.2. Воздействие государства на в период становления и развития рыночной экономики
Тема 15. Фирма как субъект рыночной экономики.
1. Природа фирмы
1.1. Сущность и основные концепции фирмы
1.2. Типы предпринимательских фирм, их преимущества и недостатки
2. Общие принципы поведения фирмы на рынке
2.1. Мотивация деятельности фирмы, ее цели и задачи
2.2. Производственная функция фирмы
3. Роль фирмы в рыночной экономике
3.1. Фирма и трансакционные издержки
3.2. Роль фирмы в регулировании микроэкономических процессов
Тема 16. Домохозяйства как субъекты рыночных отношений. Рациональное поведение потребителя в рыночной экономике.
1. Роль сектора домохозяйств в рыночной экономике
1.1. Домашние хозяйства как собственники факторов производства
1.2. Домашние хозяйства как потребители товаров и услуг
2. Теории потребительского выбора
2.1. Кардиналистская концепция и оптимальный выбор потребителя
2.2. Оптимальный выбор в ординалистской концепции
3. Практическое применение теорий потребительского поведения
3.1. Построение функций спроса на анализируемые товары
3.2. Анализ эффектов дохода и замещения на базе ординалистских моделей потребительского выбора
Тема 17. Поведение фирмы в краткосрочном периоде.
1. Мотивация деятельности предпринимательской фирмы
1.1. Издержки производства и прибыль: бухгалтерский и экономический подходы к их оценке
1.2. Производственная функция и издержки
2. Оптимизация деятельности фирмы в краткосрочном периоде
2.1. Условие максимизации прибыли
2.2. Условие банкротства фирмы в краткосрочном периоде
3. Особенности поведения фирм на разных типах рынка в краткосрочном периоде
3.1. Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции
3.2. Поведение фирмы на рынках несовершенной конкуренции (желательно с использованием реальных данных и примеров)
Тема 18. Концепция эластичности спроса и ее практическое применение.
1. Сущность концепции эластичности
1.1. Понятие и основные свойства эластичности
1.2. Виды эластичности спроса и предложения
2. Методы расчета коэффициентов эластичности
2.1. Точечная эластичность спроса
2.2. Дуговая эластичность спроса
3. Практическая значимость исследований эластичности
3.1. Анализ эластичности и его роль в принятии решений фирмой
3.2. Использование эластичности при разработке программ государственного регулирования рынка
Тема 19. Функционирование рынка капитала.
1. Капитал как фактор производства
1.1. Денежный и реальный капитал.
1.2. Критерии целесообразности приобретения факторов производства
2. Ценообразование на рынке денежного капитала
2.1. Спрос и предложение на рынке денежного капитала. Номинальная и реальная процентная ставка.
2.2. Целесообразность реальных инвестиций. Процедура дисконтирования
3. Анализ российского рынка капитала.
3.1. Формирование рынка капитала в условиях переходной экономики
|
|
3.2. Реальные инвестиции в экономику России как процесс превращения денежной формы капитала в производительную: проблемы и перспективы.
Тема 20. Рынок природных ресурсов.
1. Развитие взглядов на функционирование рынка земли.
1.1. Особенности земли как фактора производства. Классические теории земельной ренты
1.2. Ценообразование в условиях неэластичного предложения
2. Рынок невозобновляемых природных ресурсов
2.1. Равновесие на рынке невозобновляемых ресурсов
2.2. Роль невозобновляемых ресурсов в современной российской экономике
3. Рынок возобновляемых природных ресурсов
3.1. Особенности аграрного сектора экономики.
3.2. Аграрный рынок России.