В стихотворении «Жалобы турка» поэт пишет о стране, где «стонет человек от рабства и цепей», и с горечью признается: «Друг! этот край… моя отчизна».
Обреченный на одиночество, герой лермонтовской лирики напряженно переживает свое отношение к Родине. Но социальная несправедливость, царящая в обществе, не способна искоренить его влечение к отчизне.
Боюсь сказать! — душа дрожит!
Что, если я со дня изгнанья
Совсем на Родине забыт!
(«Спеша на север издалека…»)
В 1840—1841 годах поэт пишет два стихотворения («Прощай, немытая Россия…» и «Родина»), в которых ярко отразилось противоречивое чувство автора к России. «Прощай, немытая Россия…» — самое резкое политическое стихотворение Лермонтова. Неприятие всех сторон русской действительности — вот идея произведения:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Родина для поэтического героя — это место рождения и смерти, это страна родных и близких ему людей, «тех добрых, милых, благородных, деливших молодость мою».
…Я родину люблю
И больше многих: средь ее полей
Есть место, где я горесть начал знать,
Есть место, где я буду отдыхать,
Когда мой прах, смешавшийся с землей,
Навеки прежний вид оставит свой.
(«Я видел тень блаженства; но вполне…»)
Прославление героического прошлого России
Поэт постоянно ищет идеалы в современной жизни и, не найдя их, обращается к историческому прошлому.. Лермонтовская концепция русского национального характера находит свое развитие в стихотворении «Бородино», написанном в 1837 году по поводу празднования двадцатипятилетнего юбилея Бородинской битвы. Стихотворение имеет форму своеобразного диалога поколения поэта с поколением героев 1812 года. Рассказ доверен старому солдату, который говорит народным языком с характерными просторечными оборотами («постой-ка», «мусью», «бусурманы» и проч.) — отражение народного взгляда на войну. Впрочем, следы романтической стилистики («И вот на поле грозной сечи н очная пала тень», «Звучал булат») естественно включены в повествование — они подчеркивают либо напряженность битвы, либо значительность происходящих событий. Благодаря тому, что авторский голос непосредственно не выявляется, а лишь проступает через голос повествователя, Лермонтов добивается единства рассказчика со всей солдатской массой — солдат получает право говорить от имени народа.
Тринадцать из четырнадцати куплетов — монолог старого солдата о Бородинском сражении — начинаются характерным для Лермонтова противопоставлением нынешнего поколения предыдущему: «Да, были люди в наше время / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри — не вы!» В стихотворении звучит «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел». Пафос стихотворения героический, появляются мотивы патриотизма, раскрывается русский национальный характер с его готовностью постоять головою «за родину свою». Лермонтов также полемизирует с концепцией славянофилов, для которых народ — патриархальная масса. Для него народ — это совокупность сильных личностей.[6;56]
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы.
В «Бородино» отражен контраст между «цивилизацией» и «природой». Русские встречают французов в открытом бою, противопоставляют им не умственные ухищрения, а силу, ловкость, умение:
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою За родину свою!
Характерно прославление рукопашного боя:
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Не богатство, не мундир, не принадлежность к разным социальным группам определяют отношения между людьми, а личные достоинства:
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Лермонтов взял кризисную для народа ситуацию. Художественный ее смысл определяется тем, что перед лицом смерти отступают сиюминутные проблемы и противоречия:
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.
В. Г, Белинский о «Бородино»:
«Вся основная идея стихотворения выражена во втором куплете, которым начинается ответ старого солдата, состоящий из тринадцати куплетов. Зта мысль — жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел».
В аллегорической форме тема героического прошлого отражена в стихотворении «Два великана» (1832) (события войны 1812 г.):.
В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких, чуждых стран.
За морями, за горами
Уж гремел о нем рассказ,
И помериться главами
Захотелось им хоть раз…
.
По утверждению Добролюбова, Лермонтов, «умевший рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе».
Для Лермонтова характерен интерес к национальной истории, это объясняется стремлением найти в прошлом героические характеры, которых так не хватало в современном ему обществе. В поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» он создает образ Калашникова, связанный с романтической концепцией русского нацио-нального характера. По словам В. Г. Белинского, поэт от неудовлетворяющей его русской действительности переносится в историческое прошлое, подслушивает биение его пульса, проникает в глубочайшие тайники его духа, сливается с ним всем существом своим, усваивает склад старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувств. Удалой купец, изображенный Лермонтовым, — настоящий русский богатырь, честный, отважный, сильный духом, способный стоять за правду до последнего.