О чём думают лошади

Каждый раз, когда мы проходили мимо согнанных в ночное лошадей, Рувим спрашивал меня, о чём думают лошади ночью.

Мне казалось, что лошади ни о чём не думают. Они слишком уставали за день, и им было не до размышлений.

Однажды мы вышли на рыбную ловлю в два часа ночи; в лугах было сумрачно от звёздного света, а на востоке уже занималась, синея, заря.

По дороге на озеро стояло несколько ив, под ивами спал сивый мерин. Когда мы проходили мимо него, он проснулся, махнул тощим хвостом, подумал и побрёл следом за нами. Попросту ему было скучно стоять одному всю ночь, скучно прислушиваться, не ржёт ли где-нибудь его приятель, не зовёт ли его одноглазый конь.

На озере, пока мы разводили костёр, старый мерин подошёл к воде, долго её нюхал, но пить не захотел. Потом он осторожно пошёл в воду.

— Куда, дьявол! — в один голос закричали мы оба, боясь, что мерин распугает рыбу.

Мерин покорно вышел на берег, остановился у костра и долго смотрел, помахивая головой, как мы кипятили в котелке чай, потом тяжело вздохнул. Мы дали ему корку хлеба. Он осторожно взял её тёплыми губами, сжевал и снова уставился на костёр — задумался.

— Всё-таки, — сказал Рувим, — он, наверное, о чём-нибудь думает.

Мне казалось, что если мерин о чём-нибудь и думает, то главным образом о людской неблагодарности. Что он слышал за всю свою жизнь? Одни только несправедливые окрики. А он таскал, хрипя и надсаживаясь, по пескам, по грязи, по косогорам, по «битым» дорогам скрипучие, плохо смазанные телеги с сеном, картошкой, яблоками и капустой…

Мерин опустил голову к самой земле, из его глаз выкатилась одинокая старческая слеза, и он уснул.

Утром, когда роса горела от солнца на травах так сильно, что весь воздух вокруг был полон влажного блеска, мерин проснулся и громко заржал. Из лугов шёл к нему с недоуздком, перекинутым через плечо, колхозный конюх Петя, недавно вернувшийся из армии белобрысый красноармеец. Мерин медленно


пошёл к нему навстречу, потерся головой о плечо Пети и безропотно дал надеть на себя недоуздок.

Петя привязал его к изгороди около стога, а сам подошёл к нам — побеседовать.

— Старик своё отработал, — сказал я.

— Известно, отработал, — согласился Петя. — Старик хороший, душевный.

Он помолчал. Мерин оглянулся на него и тихо заржал.

— Подождёшь, — сказал Петя. — Председатель колхоза — ну, знаете, этот сухорукий — хотел было отправить его к коновалу, снять шкуру, а я воспрепятствовал. Не то чтобы жалко, а так… Для людей — дома отдыха, а для него — что? Так вот и живет у меня…

Он увёл мерина. Тихое утро было полно такой свежести, будто воздух промыли родниковой водой. В озере отражались белые, как первый снег, цветы, под ними медленно проплывали маленькие рыбки. И где-то далеко, в цветущих лугах, добродушно заржал мерин.

 

439 слов                                                        По К. Паустовскому*

 

 

* Константи́ н Гео́ ргиевич Паусто́ вский (1892-1966) — русский писатель, сценарист и педагог, журналист, военный корреспондент. Книги К. Паустовского неоднократно переводились на многие языки мира.


Творческое задание

Напишите подробное изложение.

Дополните текст изложения размышлениями о том, как вы оцениваете поступок героя, сохранившего жизнь лошади.



Текст 29 Отец

На севере вятской земли, в селе Пестове, был случай, о котором хочется рассказать.

Когда началась кампания по сносу маленьких деревень, в посёлке километрах в двенадцати от Пестова жил хозяин. Он жил бобылем. Похоронив жену, больше не женился, тайком от всех ходил на кладбище, сидел подолгу у могилки жены, клал на холмик полевые и лесные цветы. Дети у них были хорошие, работящие, жили своими домами, жили крепко (сейчас, конечно, все разорены), старика навещали. Однажды объявили ему, что его деревня попала в число неперспективных, что ему дают квартиру на центральной усадьбе, а деревню эту снесут, расширят пахотные земли. Что такой процесс идет по всей России. «Подумай, – говорили сыновья, – нельзя же к каждой деревне вести дорогу, тянуть свет, подумай по-государственному».

Ничего не сказал старик. Оставшись один, вышел во двор. Почти всё, что было во дворе, хлевах, сарае, – всё должно было погибнуть. Старик глядел на инструменты и чувствовал, что предает их. Он затопил баню, старая треснутая печь дымила, ело глаза, и старик думал, что плачет от дыма. Заплаканным и перемазанным сажей он пошёл на кладбище.

Назавтра он объявил сыновьям, что никуда не поедет. Они говорили: «Ты хоть посмотри квартиру. Ведь отопление, ведь электричество, ведь водопровод!» Старик отказался наотрез.

Так он и зимовал. Соседи все перебрались. Старые дома разобрали на дрова, новые раскатали и увезли. Проблемы с дровами у старика не было: керосина ему сыновья достали, а что касается электричества и телевизора, то старик легко обходился без них. Изо всей скотины у него остались три курочки и петух, да еще кот, да еще песик, который жил в сенях. Даже в морозы старик был непреклонен и не пускал его в избу.

Весной вышел окончательный приказ. Сверху давили: облегчить жизнь жителям неперспективных деревень, расширить пахотные угодья. Коснулось и старика. Уже не только сыновья, но и начальство приезжало его уговаривать. Кое-какие остатки сараев, бань, изгородь сожгли. Старик жил как на пепелище, как среди выжженной фронтовой земли.

И ещё раз приехал начальник: «Ты сознательный человек, подумай. Ты тормозишь прогресс. Твоей деревни уже нет ни на каких картах. Скажу тебе больше: даже приказано распахивать кладбища, если со дня последнего захоронения прошло пятнадцать лет».


Вот это – о кладбищах – поразило старика больше всего. Он представил, как по его Анастасии идёт трактор, как хрустит и вжимается в землю крест… Нет, это было невыносимо.

Но сыновьям, видно, крепко приказали что-то решать с отцом. Они приехали на тракторе с прицепом, стали грузить вещи старика: постель, посуду, настенное зеркало. Старик молчал. Они подошли к нему и объявили, что, если он не поедет, его увезут насильно. Он не поверил, стал вырываться. Про себя решил, что будет жить в лесу, выкопает землянку. Сыновья связали отца – «Прости, отец!» – посадили в тракторную тележку и повезли. Старик мотал головой и скрипел зубами. Песик бежал за трактором, а кот на полдороге вырвался из рук одного из сыновей и убежал обратно в деревню.

Больше старик не сказал никому ни слова.

468 слов                                                        По В. Н. Крупину*

* Крупин Владимир Николаевич (род. в 1941 г.) – русский православный писатель, публицист и педагог. Главный редактор журнала «Москва». Лауреат Патриаршей литературной премии. Кавалер орденов Дружбы народов и Ф. Достоевского первой степени


Творческое задание

Напишите подробное изложение, передавая содержание текста от 3-го

лица.

Дополните текст рассуждением о ситуации, изложенной автором, и почему

«больше старик не сказал никому ни слова».



Текст 30 Пари

Была темная, осенняя ночь. Старый банкир вспоминал, как пятнадцать лет тому назад он заключил пари на два миллиона с молодым юристом. Условились, что в продолжение пятнадцати лет он будет лишён права видеть людей, слышать человеческие голоса и получать письма и газеты. Всё, что нужно: книги, ноты, вино — он мог получать по записке, но только через окно. Малейшая попытка со стороны юриста нарушить условия освобождала банкира от обязанности платить ему два миллиона.

В первый год заключения юрист страдал от одиночества и скуки. Из его флигеля днём и ночью слышались звуки рояля. В первый год юристу посылались книги легкого содержания.

Во второй год музыка смолкла, и юрист требовал только классиков. В пятый год снова послышалась музыка, и узник попросил вина. Говорили, что весь этот год он только ел, пил, лежал на постели и разговаривал сам с собою.

Во второй половине шестого года узник занялся изучением языков, философией и историей.

После десятого года юрист неподвижно сидел за столом и читал евангелие. В последние два года заточения узник читал чрезвычайно много, без всякого разбора. Старик банкир вспоминал это и думал: «Завтра он получает

свободу. Если я уплачу, то всё погибло: я окончательно разорен...»

Пятнадцать лет тому назад он не знал счеёта своим миллионам, теперь же боялся спросить себя, чего у него больше — денег или долгов?

Единственное спасение от банкротства — смерть этого человека! Стараясь не издавать ни звука, он достал из несгораемого шкафа ключ от двери, которая не отворялась в продолжение пятнадцати лет, надел пальто и вышел из дому.

Подойдя к тому месту, где находился флигель, он раза окликнул сторожа. Ответа не последовало. «Если у меня хватит духа исполнить своё намерение, — подумал старик, — то подозрение падет на сторожа». Банкир нащупал в потемках ступени, вошёл в переднюю флигеля, сорвал с двери печати и вложил ключ в замочную скважину. За столом неподвижно сидел человек. Это был скелет, обтянутый кожей. Он спал… Перед его склоненною головой лежал лист бумаги, на котором было что-то написано.

Банкир взял лист и прочел следующее: «Завтра я получаю свободу. Но прежде считаю нужным сказать вам несколько слов. Перед Богом заявляю, что я презираю и свободу, и жизнь, и всё, что называется благами мира.


Пятнадцать лет я изучал земную жизнь. В ваших книгах я творил чудеса, убивал, сжигал города, проповедовал новые религии, завоевывал целые царства...

Ваши книги дали мне мудрость. Всё ничтожно, бренно и призрачно. Чтоб показать на деле презрение к тому, чем живёте вы, я отказываюсь от двух миллионов, которые теперь презираю. Чтобы лишить себя права на них, я выйду отсюда за пять часов до условленного срока и таким образом нарушу договор...» Прочитав это, банкир заплакал, поцеловал странного человека в голову и вышел из флигеля. Никогда он не чувствовал такого презрения к самому себе,

как теперь.

Утром ему сообщили, что человек, живущий во флигеле, пролез через окно в сад, пошел к воротам, затем куда-то скрылся.

463 слова                                                      По А.П. Чехову*

 

*Антон Павлович Чехов (1860-1904) – писатель, прозаик, драматург, классик мировой литературы, врач по образованию, академик Императорской академии наук.

Творческое задание

Напишите подробное изложение.

Завершите изложение ответом на вопрос: о чём в этом рассказе печалится А. П. Чехов как писатель и как человек?



Текст 31 Разлука

Бим долго бежал. И наконец, еле переводя дух, пал между рельсами, вытянув все четыре лапы, задыхаясь и тихонько скуля. Надежды не оставалось никакой. Не хотелось никуда идти, да он и не смог бы, ничего не хотелось, даже жить не хотелось.

Когда собаки теряют надежду, они умирают естественно — тихо, без ропота, в страданиях, неизвестных миру. Не дело Бима и не в его способностях понять, что если бы не было надежды совсем, ни одной капли на земле, то все люди тоже умерли бы от отчаяния. Для Бима всё было проще: очень больно внутри, а друга нет, и всё тут.

Нет на земле ни единого человека, который слышал бы, как умирает собака. Собаки умирают молча. Ах, если бы Биму сейчас несколько глотков воды! А так, наверно, он не встал бы никогда, если бы...

Подошла женщина. Сильная, большая женщина. Видимо, она сначала подумала, что Бим уже мёртв, — наклонилась над ним, став на колени, и прислушалась: Бим ещё дышал. Он настолько ослабел со времени прощания с другом, что ему, конечно, нельзя было устраивать такой прогон, какой он совершил за поездом, — это безрассудно. Но разве имеет значение в таких случаях разум, даже у человека!

Женщина взяла в ладони голову Бима и приподняла:

— Что с тобой, собачка? Ты что, Чёрное ухо? За кем же ты так бежал, горемыка?

У этой грубоватой на вид женщины был теплый и спокойный голос. Она спустилась под откос, принесла в брезентовой рукавице воды, снова приподняла голову Бима и поднесла рукавицу, смочив ему нос. Бим лизнул воду. Потом, в бессилии закачав головой, вытянул шею, лизнул ещё раз. И стал лакать. Женщина гладила его по спине. Она поняла всё: кто-то любимый уехал навсегда, а это страшно, тяжко до жути — провожать навсегда, это всё равно что хоронить живого.

Она каялась Биму:

— Я вот — тоже... И отца, и мужа провожала на войну... Видишь, Чёрное ухо, старая стала... а всё не забуду... Я тоже бежала за поездом... и тоже упала... и просила себе смерти... Пей, мой хороший, пей, горемыка...

Бим выпил из рукавицы почти всю воду. Теперь он посмотрел женщине в глаза и сразу же поверил: хороший человек. И лизал, лизал её грубые, в трещинах, руки, слизывая капельки, падающие из глаз. Так второй раз в жизни Бим узнал вкус слёз человека: первый раз — горошинки хозяина, теперь вот —


эти, прозрачные, блестящие на солнышке, густо просоленные неизбывным горем.

Женщина взяла его на руки и снесла с полотна дороги под откос:

— Лежи, Чёрное ухо. Лежи. Я приду, — и пошла туда, где несколько женщин копались на путях.

Бим смотрел ей вслед мутными глазами. Но потом с огромным усилием приподнялся и, шатаясь, медленно побрёл за нею. Та оглянулась, подождала его. Он приплёлся и лёг перед нею.

— Хозяин бросил? — спросила она. — Уехал? Бим вздохнул. И она поняла.

 

444 слова                                             По Г. Н. Троепольскому*

 

* Троепольский Гавриил Николаевич (1905-1995) – русский писатель, драматург и сценарист. Заслуженный работник культуры РСФСР. Лауреат Государственной премии СССР.


Творческое задание

Напишите подробное изложение, передав содержание текста от 3-го лица.

Поделитесь своими размышлениями о фразе «мы в ответе за тех, кого приручили…» (Антуан де Сент-Экзюпери).



Текст 32

Сердце матери

О матерях можно рассказывать бесконечно.

Уже несколько недель город был обложен тесным кольцом врагов, закованных в железо; по ночам зажигались костры, и огонь смотрел из черной тьмы на стены города множеством красных глаз. Со стен видели, как всё теснее сжималась петля врагов, как мелькают вкруг огней их черные тени; было слышно ржание сытых лошадей, доносился звон оружия, громкий хохот, раздавались веселые песни людей, уверенных в победе.

Гражданка и мать, она думала о сыне и родине: во главе людей, разрушавших город, стоял ее сын, веселый и безжалостный красавец; еще недавно она смотрела на него с гордостью, как на драгоценный свой подарок родине, как на добрую силу, рожденную ею в помощь людям города…Теряло сердце матери ближайшего ему человека и плакало: было оно подобно весам, но, взвешивая любовь к сыну и городу, не могло понять – что легче, что тяжелей.

Ходила она ночами по улицам, и многие принимали черную фигуру за олицетворение смерти…

– Убейте меня за то, что мой сын стал врагом вашим, или откройте мне ворота, я уйду к нему...

Стражники открыли ворота пред нею, и долго смотрели со стены, как она шла по родной земле, густо насыщенной кровью, пролитой ее сыном: шла она медленно, с великим трудом отрывая ноги от этой земли, кланяясь трупам защитников города, брезгливо отталкивая ногою поломанное оружие…

И вот она пред человеком, которого знала за девять месяцев до рождения его, пред тем, кого она никогда не чувствовала вне своего сердца.

Опьяненный подвигами своими, обезумевший в жажде еще большей славы, он говорил ей с дерзким жаром молодости:

– Я щадил этот город ради тебя. Но теперь – завтра – я разрушу гнездо упрямцев!

Говорил он с нею до заката солнца, она всё реже перебивала его безумные речи, и всё ниже опускалась ее гордая голова.

Мать – творит, она – охраняет, и говорить при ней о разрушении значит говорить против нее, а он не знал этого и отрицал смысл ее жизни. Мать – всегда против смерти; рука, которая вводит смерть в жилища людей, ненавистна и враждебна Матерям, – её сын не видел этого, ослепленный холодным блеском славы, убивающим сердце.

Мать сказала ему:


– Иди сюда, положи голову на грудь мне, отдохни, вспоминая, как весел и добр был ты ребенком и как все любили тебя... Он послушался, прилег на колени к ней и закрыл глаза.

И задремал на груди матери, как ребенок. Тогда она, накрыв его своим черным плащом, воткнула нож в сердце его, и он, вздрогнув, тотчас умер – ведь она хорошо знала, где бьется сердце сына. И, сбросив труп его с колен своих к ногам изумленной стражи, она сказала в сторону города:

– Человек – я сделала для родины всё, что могла; Мать – я остаюсь со своим сыном! Мне уже поздно родить другого, жизнь моя никому не нужна.

И тот же нож, еще теплый от крови его – её крови, – она твердой рукою вонзила в свою грудь и тоже верно попала в сердце, – если оно болит, в него легко попасть.

 

476 слов                                                                  По М. Горькому*

*Максим Горький (настоящее имя – Алексей Максимович Пешков; 1868-1936) – русский писатель, прозаик, драматург, основоположник литературы социалистического реализма, инициатор создания Союза писателей СССР и первый председатель правления этого Союза.

Творческое задание

Напишите подробное изложение.

Согласны ли вы с мнением М. Горького о том, что о матерях можно рассказывать бесконечно? Какую роль играет мать в жизни человека, в формировании его личности?



Текст 33


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: