Институциональные основы развития предпринимательской деятельности в условиях цифровой экономики

Разнообразие складывающихся на текущий период времени подходов, в том числе в отношении правовых основ и практического опыта в сфере регулирования применения цифровых технологий, стимулирует государства формировать законодательные основы, которые, в свою очередь, опираются на успешную практику. И здесь нужно сказать о том, что, учитывая весьма решительный скачок в развитии цифровой индустрии, практический опыт регулирования применения цифровых технологий даже у ведущих зарубежных государств на сегодняшний день фактически не сложился, что в свою очередь соответствующим образом влияет на становление и развитие законодательного регулирования.

Вместе с тем на сегодняшний день возможно смело говорить о наличии сложившихся концептуальных подходах в сфере регулирования применения цифровых технологий ведущими зарубежными государствами.

Опыт ведущих зарубежных государств в сфере регулирования цифровых технологий позволяет сформулировать следующие основные подходы, реализация которых дает государствам возможность стимулировать внедрение и развитие цифровых технологий:

1) запуск регулятивной песочницы;

2) открытие различных виртуальных приемных и других контактных центров регулятора для консультирования цифровых компаний по вопросам, связанным с регламентацией их деятельности;

3) разработка регулятором руководящих принципов, публикаций, разъяснений, других разъяснительных и консультационных документов, проведение исследований;

4) подготовка и реализация государственных стратегий, инициатив и программ, в том числе соответствующее финансирование;

5) формирование регулятором рабочих групп, центров, советов, комитетов;

6) разработка и принятие законодательных актов по развитию и поддержке цифровых технологий, в том числе предоставление налоговых и других льгот;

7) трансграничное сотрудничество между государствами по вопросам развития отрасли цифровых технологий.

Наиболее прогрессивным подходом является внедрение регулятивной песочницы, которая в подавляющем большинстве государств представляет собой определенный режим, позволяющий организациям, разрабатывающим цифровые технологии, протестировать свой продукт и услуги под непосредственным контролем со стороны регулятора в течение определенного времени, при соблюдении определенных, установленных регулятором условий (например, относительно срока тестирования, количества потребителей тестируемых продуктов и услуг) и, как правило, в условиях существенного послабления традиционных законодательных требований (например, отсутствие необходимости получения лицензии и др.).

Регулятивная песочница — особый правовой режим, который позволяет юридическим лицам, осуществляющим разработку новых услуг и продуктов, проводить в ограниченной среде эксперименты по их внедрению, не рискуя нарушить действующее законодательство.

В Японии с июня 2017 г. Кабинетом министров утверждена Стратегия роста 2017, в рамках которой определена сфера деятельности регулятивной песочницы: инновации в сфере ИТ, больших данных, технологии распределенных баз данных (DLT) и др. В Корее Комиссией по финансовым услугам (FSC) внедрена регулятивная песочница для тестирования проектов, развивающих роботизированное финансовое консультирование (robo-advisers). Компании, одобренные к участию в песочнице, освобождаются от применения некоторых норм закона о финансовых услугах и рынках капитала (FSCMA), в первую очередь, от ограничения, по которому управление финансовыми активами может осуществляться только с участием человека

В Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) в рамках специальных экономических зон (ADGM и DIFC) регуляторы реализуют следующие инициативы: ADGM FSRA (Регуляторный орган по регулированию финансовых услуг ADGM (FSRA) запустил регулятивную песочницу/регулятивную лабораторию RegLab, участники которой не подлежат стандартным требованиям, предъявляемым к компаниям, оказывающим финансовые услуги

Регулятивная лаборатория (RegLab) — адаптированный режим для авторизированных компаний, осуществляющих разработку и тестирование инновационных финансовых технологий, действующих на территории Глобального рынка Абу Даби (Abu Dhabi Global Market, ADGM) в рамках которой реализуется индивидуальный подход: регулятор устанавливает применимый правовой режим для каждого конкретного проекта исходя из его особенностей и потенциальных рисков

Управление по финансовым рынкам Нидерландов (AFM) и центральный банк Нидерландов (DNB) создали регулятивную песочницу для компаний цифровой отрасли в целях тестирования и разработки новых продуктов при определенных условиях. Режим действует по принципу возможности развития индивидуальных решений в рамках существующей нормативной базы: инновационные решения рассматриваются с точки зрения существующей нормативной базы.

Таким образом, регулятивные песочницы являются одним из прогрессивных подходов ведущих государств в сфере регулирования применения цифровых технологий, но имеют некоторые отличия, обусловленные потребностями национальной экономики и общим вектором развития цифровых технологий в государстве.

В Российской Федерации действует регулятивная песочница в сфере финтех: в 2018 г. Банк России сформировал на своей базе данный институт.

2. Следующим по популярности подходом ведущих зарубежных государств в сфере регулирования применения цифровых технологий является открытие различных виртуальных приемных и других контактных центров регулятора в целях консультирования компаний по вопросам, связанным с регламентацией их деятельности. В некотором смысле такие центры являются альтернативой регулятивных песочниц. Так, например, в США Комиссия по торговле товарными фьючерсами объявила об открытии «Инновационной лаборатории» в целях расширения доступа компаниям к информации, регулирующим инструкциям и помощи. Отмечается, что подобная инновационная лаборатория не является по своей сути регулятивной песочницей.

В Бельгии в рамках виртуальной приемной (Контактный пункт Fintech) осуществляется взаимодействие регуляторов — Национального банка Бельгии, регулятора финансового рынка (FSMA) и компаний; формируются ответы на вопросы по регулированию различных проектов с применением цифровых технологий, таких как блокчейн, криптовалюта, краудфаудинг, распределенные базы данных, IPO или ICO и др.). Доступ осуществляется через официальные сайты регуляторов.

3. Следующим по популярности подходом ведущих зарубежных государств в сфере регулирования применения цифровых технологий является разработка регулятором руководящих принципов, рекомендаций, мнений, публикаций, прочих разъяснительных и консультационных документов; проведение исследований.

В Китае органы власти, включая Государственный совет, Народный банк Китая (PBOC) и министерство промышленности и информационных технологий, совместно выпустили Руководящие заключения о здоровом развитии цифровых технологий (Мнения) в 2015 г. В Мнениях, среди прочего, излагается принцип, согласно которому цифровая отрасль будет регулироваться различными органами и правилами в зависимости от конкретных видов деятельности, т. е. предполагается гибкий подход по необходимости.

Исследования, проводимые регулятором, подчас становятся основой для внедрения различных подходов по регулированию использования цифровых технологий в государстве. Так, в Швеции исследование по использованию цифровых технологий готовится к выпуску. На основе проведенного исследования предполагается формирование предложений по совершенствованию законодательства в цифровой индустрии, в том числе формирование регулятивной песочницы.

Необходимо отметить наличие и негосударственных инициатив в отношении предложений и планов по регулирования отрасли цифровых технологий в стране. Так, например, в Норвегии независимая организация IKT-Norge, объединяющая цифровые компании, в настоящее время разрабатывает отчет в целях инициации запуска регуляторной песочницы.

4. В качестве следующего подхода ведущих зарубежных государств в сфере регулирования применения цифровых технологий можно выделить различные правительственные программы, инициативы, стратегии, финансируемые государством.

В США в рамках Бюро по защите прав потребителей (CFPB) с 2016 г. запущен проект под названием Catalyst, направленный на продвижение инноваций, ориентированных на потребителя. В проекте подчеркивается важность обеспечения защиты потребителей в условиях создания новых продуктов и услуг. Проект Catalyst обозначает инструменты, способствующие выполнению директивы Бюро по защите прав потребителей (CFPB) в соответствии с законом о реформе и защите прав потребителей и направленные на предоставление потребителям доступа к справедливым, прозрачным, эффективным и инновационным рынкам. Проект предусматривает тесное взаимодействие с инновационными компаниями, предпринимателями и другими заинтересованными сторонами и способствует распространению информации об инновационных разработках рынка цифровых технологий.

Правительством Индии запущена инициатива Startup India, которая предусматривает различные нормативные и налоговые льготы для стартапов, в том числе в секторе цифровых технологий.

В Канаде подготовлен Ontariо Seсurities Commissiоn 2017— 2020 Businеss Plаn — правительственный бизнес-план по развитию цифровых технологий.

Правительство о. Мэн сформировало специализированный фонд, целью которого является поддержка, в том числе финансирование, начинающих компаний в области цифровых технологий. С 2016 г. действует ICT University, который представляет собой инкубатор, где объединились образовательные подходы, в том числе британских университетов, и современные технологии в целях подготовки специалистов в области ИT-технологий.

5. Еще одним из реализуемых ведущими зарубежными странами подходов в сфере регулирования применения цифровых технологий является формирование различных рабочих органов, комитетов, групп, советов, центров и т. д.

Резервный банк Индии (RBI) в июле 2016 г. создал рабочий комитет по финтех и цифровому банковскому делу.

Экспертная группа высокого уровня (HLEP), учрежденная министром финансов Бельгии, одобрила решение правительства Бельгии создать бельгийский центр кибербезопасности1

К наиболее важному подходу ведущих зарубежных государств в сфере регулирования применения цифровых технологий необходимо отнести разработку и принятие законодательных актов, направленных на поддержку и дальнейшее развитие цифровых технологий, в том числе предоставление налоговых и прочих льгот.

Как отмечалось ранее, в условиях взрывного роста цифровой индустрии государства наощупь определяют индивидуальный вектор развития национальной отрасли цифровых технологий. Учитывая тот факт, что все государства мира находятся примерно в одинаковом положении перед вызовами цифровой экономики, весьма затруднительно говорить о наличии сложившейся наилучшей практики, заимствовав которую можно быть уверенным в развитии цифровых технологий. Соответственно государства сталкиваются с трудностями в формирования законодательных основ, которые, как было обозначено выше, в сфере цифровых технологий следуют из сложившейся и успешно апробированной практики.

Таким образом, можно выявить три основных подхода к законодательному регулированию применения цифровых технологий ведущими зарубежными государствами:

1) национальное законодательство технологически нейтрально: существующие и новые бизнес-модели отрасли цифровых технологий расщепляются на традиционные, известные праву институты, и к ним применяется обычное национальное регулирование (на текущий период в основном используется именно этот подход; характерен для Австралии, Китая, Испании, США, Канады, Японии, Сингапура, Малайзии, России, Германии, Эстонии, о. Мэн, Новой Зеландии);

2) изменения, направленные на снижение барьеров и установление льгот (например, по налогообложению и др.), т. е. законодательство становится более гибким и ориентированным на формирование стимулов для развития отрасли цифровых технологий в государстве:

а) различные послабления и льготы (данный подход проявляется в Корее, Индии, Швейцарии, Испании, Ирландии, ОАЭ (АбуДаби));

б) законодательные изменения, обусловленные регламентацией деятельности регулятивных песочниц (Гонконг, Япония, Сингапур, ОАЭ, Индонезия, Нидерланды Великобритания, Корея, Австралия, Канада, Швейцария, Малайзия);

3) формирование новой, системообразующей правовой базы, регламентирующей отрасль цифровых технологий (подход характерен для Великобритании, Гонконга, ОАЭ, Дубаи и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: