Цифровая экономика — результат трансформационных эффектов

Цифровая экономика — это результат трансформационных эффектов новых технологий общего назначения в информационно-коммуникационной сфере, влияющих на все секторы социальной деятельности и экономики, включая предпринимательство. В качестве наиболее точного показателя уровня развития цифровой экономики в разных государствах выступает глобальный индекс подключения (GCI — global connectivity index).

В Российской Федерации термин «цифровая экономика» пришел с появлением программы «Цифровая экономика». Паспорт национальной программы «Цифровая экономика» утвержден решением президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24.12.2018. Сроки реализации данной программы — 01.10.2018—31.12.2024.

Основные цели программы:

— увеличить внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в ВВП) не меньше, чем в три раза от уровня 2017 г.

 — создать безопасную и устойчивую информационно-телекоммуникационную инфраструктуру высокоскоростной передачи, хранения и обработки больших объемов данных, которая была бы доступна всем домохозяйствам и организациям;

— добиться использования в организациях, органах местного самоуправления и государственных органах преимущественно отечественного ПО.

Цифровая экономика — это хозяйственная деятельность, в основу которой заложена обработка больших объемов оцифрованных сведений. Результат такой обработки — увеличение эффективности разных видов производства, оборудования, технологий, продажи, доставки, хранения услуг/товаров

1. Современная цифровая экономика представляет собой не просто разработку и продажу программного обеспечения, но также создание электронных услуг и товаров, производимых путем электронной коммерции и бизнеса. В качестве предмета цифровой экономики выступают экономические отношения, которые складываются при производстве, распределении, потреблении и обмене информацией, обладающей научно-техническим характером.

Президент РФ в своем послании, адресованном Федеральному Собранию, поручил подготовить до 01.06.2017 соответствующую программу мер по развитию цифровой экономики. В соответствии с национальным проектом «Цифровая экономика» к 2024 г. в Российской Федерации должно появиться не меньше десятка высокотехнологичных компаний, конкурентоспособных на мировом рынке. В их основу должны быть заложены такие технологии:

1) технология blockchain;

2) big data;

3) нейросети;

4) искусственный интеллект;

5) квантовые технологии;

6) технологии беспроводной связи;

7) компоненты сенсорики и робототехники;

8) промышленный интернет;

 9) технологии дополненной и виртуальной реальностей.

Блокчейн (blockchain) — выстроенная по определенным правилам непрерывная последовательная цепочка блоков (связный список), содержащих информацию.

 Большие данные (big data) — общее название для структурированных и неструктурированных данных огромных объемов, которые эффективно обрабатываются с помощью масштабируемых программных инструментов.

Нейросети — математическая модель, а также ее аппаратное или программное воплощение, построенная по принципу организации и функционирования биологических нейронных сетей — сетей нервных клеток живого организма.

Искусственный интеллект — свойство интеллектуальных систем к выполнению творческих функций, традиционно считающихся прерогативой человека; наука и технология создания интеллектуальных машин и компьютерных программ.

Квантовая технология — область физики, в которой используются специфические особенности квантовой механики (в частности, квантовая запутанность).

Беспроводные технологии — подкласс информационных технологий, служат для передачи информации между двумя и более точками на расстоянии, не требуя проводной связи. для передачи информации могут использоваться радиоволны, а также инфракрасное, оптическое или лазерное излучение.

Робототехника — прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем и выступающая в качестве важнейшей технической основы развития производства.

 Промышленный интернет — это подкатегория интернета вещей, который также включает приложения, ориентированные на потребителя, например, носимые устройства, технологии «умного дома» и автомобили с автоматическим управлением. отличительной чертой обеих концепций являются устройства со встроенными датчиками, станки и инфраструктура, которые передают данные через интернет и управляются с помощью программного обеспечения.

 Виртуальная реальность — созданный при помощи технических средств мир, передаваемый человеку через органы чувств (осязание, слух, зрение).

Дополненная реальность — результат введения в поле восприятия любых сенсорных данных для улучшения восприятия информации и дополнения сведений об окружении.

 Этот перечень может со временем измениться, так как постоянно появляются и развиваются новые технологии. Правительство РФ планирует обеспечить до 2025 г. увеличение объема цифровой экономики в три раза (в ценах 2015 г.).

Наиболее серьезное воздействие цифровые технологии оказали на представителей бизнеса:

— технологический сектор и ритейл — по 57 %;

— финансовые услуги для частных лиц — 61 %;

— телеком — 64 %;

— медиаиндустрия — 72 %.

По результатам опроса консалтинговой компании PriceWaterhоuseCoоpers было выявлено, что около 90 % компаний уже закончили разработку цифровой стратегии развития для предприятий. Вместе с тем во многих организациях недостает квалифицированных кадров, что является главным барьером на пути внедрения цифровой экономики.

Развитие ИТ-технологий в бизнесе может привести к возникновению информационных рисков для компаний. Такие риски способны нанести серьезный вред деятельности организации. По мнению некоторых специалистов, информационный риск представляет собой событие, оказывающее непосредственное воздействие на корпоративную информацию (нарушение доступности или конфиденциальности, искажение или удаление такой информации). Поскольку многие компании имеют коммерческую тайну (базы данных сотрудников, поставщиков, партнеров, клиентов; информация об интеллектуальной собственности и уникальных инновациях), на которой основывается весь производственный процесс, то попадание таких сведений в руки недоброжелателей или конкурентов способно причинить серьезный вред компании, поставив под вопрос ее дальнейшее существование.

Многие организации подвержены киберрискам, в результате которых крупные корпоративные структуры теряют акции и финансовые средства со счетов (например, в связи со взломом систем безопасности). Чаще всего кибератакам подвергаются электронные платежные системы, банки, инвестиционные и страховые компании, а также рынок ценных бумаг.

В связи с этим в настоящее время наиболее актуальными являются инвестиции в кибербезопасность. Под кибербезопасностью понимается совокупность стратегий, средств и принципов обеспечения информационной безопасности, направленных на снижение рисков. Кибербезопасность также рассматривается как совокупность действий, инструментов страхования, стандартов профессиональной подготовки, а также операционных технологий, используемых в целях защиты киберсреды компании1.

Основные направления обеспечения кибербезопасности: разные инструменты и методики использования организационных ресурсов с целью минимизации риска, связанного с киберугрозами. Ключевые задачи в вопросах, связанных с обеспечение кибербезопасности:

— постоянный доступ к корпоративной информации;

— конфиденциальность данных в корпоративной информационной системе;

— общая целостность информационной системы компании.

В вопросе, связанном с реализацией программ построения информационного общества, а также разработки систем bigdаta на мировом и федеральном уровне, кибербезопасность выступает в качестве ключевого условия достижения успеха.

В настоящее время существуют определенные средства для повышения кибербезопасности в компании. К ним относится создание служб по информационной безопасности. Исходя из приоритета выполняемых задач по ИТ-безопасности, это может быть:

— отдел, состоящий из групп, отделений или направлений;

— департамент, состоящий из отделов, отобранных по функциональному признаку;

— набор в подразделения специалистов в сфере информационной безопасности.

 Организациям рекомендуется установить уязвимость ИТ-проектов, определив степень уязвимости внедряемых проектов. Это позволит установить лицензионное защитное ПО. В настоящее время в качестве такой защиты используется антивирус Касперского.

Одной из тенденций кибербезопасности является создание продуктов на основе технологии блокчейн.

Доступ к распределенной базе данных имеют все пользователи, которые выступают в качестве коллективного нотариуса, подтверждающего достоверность информации в БД. Такая технология способна защитить информацию, с которой организации должны работать, сделав ее более прозрачной и доступной. Блокчейн-технология может существенно сократить временныّе и финансовые затраты на устранение ошибок и решение проблем.

Несмотря на рассмотренные факторы риска, благодаря цифровой экономике создаются дополнительные возможности для бизнеса. Такой переход является эффективным для международного бизнеса, поскольку развитие цифрового спектра может оказать серьезное влияние на внутреннюю и внешнюю среду бизнеса. В сфере ИТ-технологий происходят кардинальные перемены, сказывающиеся на различных направлениях бизнеса. Интернет позволяет малым и вновь созданным предприятиям реализовывать свою продукцию по всему миру. Благодаря этому обеспечивается быстрый рост предприятия, несмотря на небольшие вложения.

Российские предприятия часто сталкиваются с новым вызовом со стороны новаций, обусловливаемых развитием цифровой экономики. Для сохранения конкурентоспособности и устойчивости на рынке предприятия должны внедрять или активно использовать ИТ-технологии. Это позволит идти в ногу со временем. Внедрение ИТ-технологий в деятельность предприятия способствует расширению границ и открытию новых бизнес-направлений, а именно:

— цифровая глобализация. Крупные международные корпорации расширяют свои возможности посредством использования технологий. Это позволяет им более тесно взаимодействовать с зарубежными компаниями;

— электронное преобразование бизнеса, т. е. изменение формы реализации ключевых функций бизнеса с традиционной на цифровую;

— создание нового цифрового бизнеса. К примеру, создание компанией «Яндекс» агрегатора заказов такси через приложение на мобильном телефоне. Классическая ИТ-компания оцифровала достаточно сложные с юридической и технической точки зрения процессы, снизив, тем самым, конечную стоимость услуги для клиентов, обеспечив надлежащий уровень качества, а также дополнительный оборот для организаций — партнеров таксопарка.

В связи с увеличивающейся ролью цифровых технологий предприятия всех размеров должны оптимизировать использование не только тех данных, которые находятся у них в распоряжении, но и тех, которые они могут получить из общения с клиентами, при обычном ведении хозяйственной деятельности и из своих продуктов. При этом следует отметить, что потребности субъектов среднего и малого бизнеса мало чем отличаются от потребностей крупных предприятий. Они нуждаются в инструментах, позволяющих им удовлетворять потребности клиентов, открывать новые возможности и принимать правильные решения. В крупных организациях (особенно тех, которые функционируют в сфере ИТ-услуг) внедрение технологий происходит для оценки качества сервиса и взаимодействия с клиентами.

С помощью новых технологических решений малый бизнес может быстрее внедрять ноу-хау для улучшения качества своих услуг и для совершенствования бизнес-процессов. Многие малые компании занимаются таргетированной рекламой, внедряют простые СRM -системы для построения взаимоотношений с клиентами и активно пользуются конструкторами сайтов для создания лендинг-страниц своих проектов, отдают бухгалтерию на аутсорсинг.

Вне зависимости от вида деятельности малые компании должны приступить к комплексному внедрению операционных и информационных технологий в различные бизнес-процессы. Это поспособствует оптимизации затрат, а также созданию условий для развития.

Еще один драйвер роста цифровой экономики — это искусственный интеллект.

Данная технология уже используется некоторыми российскими ИТ-компаниями для минимизации затрат, оптимизации рабочего процесса, повышения доходов и производственных показателей.

Искусственный интеллект помогает организациям спрогнозировать, в каких услугах нуждается клиент. Это положительно сказывается на эффективности рекламы и повышении объема продаж.

Финансовая отрасль лидирует по количеству проектов.

Несмотря на довольно серьезные риски внедрения систем, организации активно используют драйверы цифровой экономики (искусственный интеллект, блокчейн, большие данные) и комплексно внедряют ИТ-технологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: