К объективным показателям самоконтроля относят следующие измерения:
1) пульс - прощупывается тремя пальцами правой руки на левой лучевой артерии до занятия (тренировки);
2) вес – рекомендуется определять ежедневно утром натощак на одних и тех же весах;
3) рост – измеряется с помощью ростомера;
4) сила – (мышц спины) измеряется с помощью станового динамометра;
5) сила – (мышц кисти) измеряется ручным динамометром;
6) ЖЕЛ – определяется с помощью водяного или сухого спирометра;
7) количество повторений в разных упражнениях.
Все эти даны необходимо записывать в дневник самоконтроля, который необходимо вести с целью получения информации о влиянии занятий тяжелой атлетикой на организм занимающегося. Достоверность субъективных оценок переносимости нагрузок повышается при подкреплении их данными объективного самоконтроля.
Основные формы врачебно-педагогического контроля.
Правильной организации врачебно-педагогического контроля в процессе тренировочных занятий тяжелой атлетикой помогают исследования, проводимые совместно врачом и тренером (преподавателем физического воспитания) с целью оценки воздействия на организм физических нагрузок, определения уровня функциональной готовности. На основании этого происходит совершенствование учебно-тренировочного процесса.
Все занимающиеся должны в обязательном порядке не менее одного раза в год пройти медосмотр перед учебным годом или тренировками. Дополнительно перед спортивными соревнованиями, а также после перенесенных заболеваний и травм. Это необходимо для выявления людей, которым противопоказан тренинг с максимальным мышечным напряжением. Особое внимание необходимо уделять изучению и оценке реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, особенно быстроте восстановления ЧСС после нагрузки.
Средства восстановления после тренировочных занятий.
Восстановление на учебных занятиях (тренировках) включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий направленных на пополнения энергетического потенциала, реабилитацию состояния функциональных систем и обеспечение высокого уровня психической дееспособности, следствием чего является повышение уровня общей и специальной работоспособности, предупреждение перетренированности и хорошее самочувствие. Восстановление – это неотъемлемая часть правильно организованной системы учебных занятий и спортивной тренировки, которой предшествует утомление. Пренебрежение восстановлением может привести к перетренировке.
Восстановительные средства делятся на три основные группы: педагогические, психологические и медицинские:
1) педагогические – это рациональное сочетание и последовательность нагрузок; правильное сочетание нагрузки и отдыха на всех этапах подготовки; переключение на другие виды мышечной деятельности; вариативность средств подготовки упражнения; их ритма, чередования, продолжительности отдыха; сочетания статических и динамических нагрузок и т.д.;
2) психологические средства восстановления включают в себя умения занимающихся создать хороший моральный климат в группе (команде), наличие музыкальных пауз;
3) медицинские средства – механизм действий связан как с повышением защитных свойств организма, устойчивости к различным неблагоприятным факторам среды и стрессовым ситуациям так и с быстрым снятием общего и локального утомления.
Помимо методически грамотного и рационального построения занятия и адекватного питания для быстрого восстановления положительную роль играют и вспомогательные средства восстановления:
1) массаж;
2) тепловые процедуры – суховоздушные бани, сауны, парные, ванны, душ.
3) ультрафиолетовое облучение способствует улучшению фосфорно-кальциевого обмена, выработке витамина,,Д”, очищает кожу и повышает уровень функциональных возможностей организма, восстанавливая его дееспособность.
Воздействие активного отдыха на организм тяжелоатлета
Активный отдых (восстановление) – это постепенное возращение работоспособности и функционирования организма к дорабочему уровню либо близкому к нему.
В процессе занятий силовыми упражнениями не следует сидеть, отдыхая между подходами, а необходимо спокойно ходить, потряхивая вовлеченными в работу мышцами и расслабляя их.
Восстановление на учебных занятиях (тренировках) включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий направленных на пополнения энергетического потенциала, реабилитацию состояния функциональных систем и обеспечение высокого уровня психической дееспособности, следствием чего является повышение уровня общей и специальной работоспособности, предупреждение перетренированности и хорошее самочувствие.