Методические указания

Конспект НОД

По ознакомлению ФЭМП

«Познавательное развитие

Для детей старшей группы.

«Астронавты»

 

 Воспитатель

I квалификационной категории

Кузнецова Г.

 

 

 

       Челябинск 2020г

Задачи:

Образовательные:

-Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц;

- Продолжать знакомить с цифрами от 1 до 9;

- Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги.

Развивающие:

- расширять и активизировать словарь, совершенствовать навыки словообразования и словоизменения,

- развивать зрительное и слуховое восприятие, образное и логическое мышление;

- совершенствовать навыки связной речи;

- развивать коммуникативные навыки;

- определять место планеты в зависимости от Солнца;

- развивать мелкую моторику;

Воспитательные:

- воспитывать культуру поведения в общественных местах, умение работать и играть в коллективе.

Материал:

Раздаточный: набор чисел от 1 до 10, схемы: «Звёздная карта», «Солнечная система», карандаши, круги разного цвета и размера, дидактическое пособие «Солнечная система».

Демонстрационный: презентация «Обсерватория», пейджики с надписями «Астронавт», макет «Солнечная система», плакат «Солнечная система», магнитная доска, магнитные цифры, макет «Телескоп», Картотека малоподвижных игр на тему: «Космос».

Словарная работа: обсерватория, астронавт, телескоп, созвездия.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы:К. Булычев «Тайна третьей планеты», В. Медведев «Звездолет Брунька», П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп»; Беседы: «Земля наш дом во Вселенной», «Путешествие на Луну», «Звезды – какие они?», «Что такое Солнечная система?»;                                                                  Занятия: «Космос и люди», «День космонавтики» и др.;                                         Дидактические игры: «Разложи планеты правильно», «Собери созвездие», «Планеты и солнце».                                                                                                                   Рассматривание альбомов, иллюстраций о космосе, заучивание стихов, игры-драматизации по ним.

Методы и приемы:

Наглядные: презентации «Обсерватория», использование моделей: телескопа, «Солнечной системы, дидактическое пособие «Солнечная система».

Словесные: вопросы к детям, отгадывание загадок.

Игровые: дидактические игры, специально организованная проблемная ситуация, физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

Ход:

Воспитатель-астроном: Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать в нашей обсерватории.

-Как вы думаете, что такое обсерватория?

Ответы детей:

Воспитатель-астроном:

- Люди с древних времен наблюдали за Солнцем, Луной, звездами. Со временем места, откуда велись регулярные, астрономические наблюдения стали называть обсерваториями.

С появлением телескопов потребовалось строить специальные здания. Такие здания легко узнать: вместо крыши у них вращающийся купол с раздвижными стенами для телескопа. (Показ презентации «Обсерватория», 1 слайд).

Первый телескоп изобрел итальянский ученый Галилео Галилей(2слайд), который был установлен на одной из башен в Венеции. (3слайд). Телескопы имели вид трубы, в которую с двух концов были вставлены линзы – увеличительные стекла. Со временем люди научились строить огромные линзовые телескопы, в несколько раз больше человеческого роста. Но они были громоздкими и давали небольшое увеличение.

В середине 20 века появились телескопы, в которых изображение увеличивалось в тысячи раз. Человек без приборов может видеть 5000 звезд, а с помощью телескопа, гораздо больше.

Сейчас ученые изобрели космические телескопы (4слайд), радиотелескопы (5слайд). Они в десятки тысяч раз лучше оптических телескопов и могут многое рассказать нам о далеких звездных мирах.

- Ребята, как вы думаете, зачем же нужны обсерватории?

Ответы детей:

- В обсерватории изучают строение и развитие небесных тел.

- Какие небесные тела вы знаете?

Ответы детей:

- Молодцы!

- Вы хотите понаблюдать в телескоп за звездным небом?

Ответы детей:

-Кто из вас знает, как называют людей, которые работают в обсерватории?

Ответы детей:

- Вы хотите стать астрономами?

Ответы детей:

«Как заманчиво стать астрономом,

Со Вселенною близко знакомым!

Это было бы вовсе не дурно:

Наблюдать за орбитой Сатурна,

Любоваться созвездием Лиры

Обнаруживать чёрные дыры…»

- Знания ученых-астрономов очень важны для всего человечества.

- Какими знаниями должен обладать астроном?

Ответы детей:

- Они помогают определять сезонные явления в природе, помогают прокладывать курс кораблям, определять точное время, составлять звёздные и географические карты.

- Готовы вы пройти тестирование для астронавтов и узнать обладаете вы нужными знаниями и качествами.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Посчитаем планеты в Солнечной системе».

Предлагаю детям посмотреть в телескопы на макет «Солнечной системы»

У каждой планеты свой собственный путь.

Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.

Вокруг Солнца вращаются наши планеты.

По – разному все они солнцем согреты.

- Сколько вы видите планет в Солнечной системе?

- Давайте обозначим цифрами каждую планету, начиная от Солнца. (Один ребёнок выполняет задание на магнитной доске, остальные дети составляют ряд из цифр от 1 до 9. Дети называют цифры по порядку и показывают их). Дети проверяют правильность выполнения задания и обозначают соответствующей цифрой каждую планету.

-Сколько планет в Солнечной системе?

- Какой цифрой можно обозначить число 9?

Выкладываю цифру 9.

- На что она похожа?

 Назовите самую большую планету?

- Назовите самую маленькую планету? Какой цифрой она обозначена?

-Какая по счёту планета «Земля»?

II часть. Игровое упражнение «Найди место планеты»

Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:

На Луне жил звездочет.

Он планетам вел учет:

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Восьмой – Нептун.

Дети выбирают карточки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из детей.

III часть. Игровое упражнение «Составим число».

-Смотрим в телескоп! Что вы видите?

Ответы детей:

- Это созвездие «Жираф» (слайд7). Сосчитайте, сколько звёзд в этом созвездии?

- Это созвездие «Орион» (слайд 8), сколько в нём звёзд?

- Созвездие «Цефей» (слайд 9), сосчитайте сколько звёзд в нём?

Задание для астрономов: на звёздной карте выложите созвездие «Цефей».

- Сколько звёзд вы разместили?

- Как вы составили число 5?

Предлагаю детям найти цифру 5

Физкультминутка «Летает, не летает».

Воспитатель называет предметы. Если предмет может летать, дети делают взмахи руками, если не может — не поднимают руки.

IV часть. Игровое упражнение «Что где находится».

Задаю детям вопросы: «Впереди кого ты сидишь? Слева от кого ты сидишь? Что находится слева от шкафа? Что находится справа от меня?» и т.д.

- Помогите астронавтам создать космическую карту.

- На карте разместите в левом верхнем углу планету Марс (красный круг), в правом нижнем – Землю (синий круг), в левом нижнем – Венеру (зелёный круг), в правом верхнем углу – Сатурн (коричневый круг), в центре – Солнце (жёлтый круг).

- Проверим, ничего не пропустили? Молодцы, все сделали правильно!

- Понравилось вам участвовать в тестировании? Чем понравилось? Расскажите, что вам больше всего запомнилось, какие неизведанные планеты мы видели, что делали? Сегодня вы были дружными. Сумели выполнить все задания по тестированию и прошли подготовку для будущих астронавтов!

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: