Нарушены ли требования закона? Изменится ли решение, если бюллетени находятся в закрытых и опечатанных ящиках?

ТЕМА№6

Асимметричная федерация

Асимметричная федерация —Модель федеративного устройства, при которой субъекты федерации имеют неравный конституционный статус и объём полномочий. А. ф. характеризуется наличием в составе государства субъектов федерации и не субъектов, неодинаковым правовым статусом её субъектов и разными их полномочиями. А. ф. может включать ассоциированные государства. Напр., в США – Пуэрто-Рико, а также федеральные территории (напр., Виргинские о-ва) и федеральный окр. Колумбия, население которых не участвует в выборах парламента – Конгресса США (каждый из не субъектов посылает в его состав резидента-комиссара или делегата, наделённого лишь правом совещательного голоса). В Индии штаты обладают разной широтой прав (наибольшими – штат Джамму и Кашмир, штат Сикким, наименьшими – некоторые малые штаты, напр. Мегхалая); они неодинаково представлены в верхней палате парламента (от 1 до 34 представителей); имеется также несколько союзных территорий, не обладающих правами штатов. Элементы асимметрии присущи Австралии, Канаде, Танзании и многим другим федерациям.

В РФ провозглашён принцип симметричной федерации (ст. 5 Конституции РФ), т. е. все субъекты (республики, края, автономные округа и др.) равноправны. Однако в РФ имеется 6 разл. видов субъектов Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а их правовой статус, совпадая в целом, всё же имеет различия. Так, республики объявлены Конституцией РФ государствами, имеют свои конституции, многие из них – собственных президентов, своё гражданство. Другие субъекты РФ таких прав не имеют. Некоторые автономные округа – субъекты РФ входят в состав краёв и областей – других субъектов РФ, что фактически может приводить к подчинению одних «равноправных субъектов» другим «равноправным субъектам». Представители РФ и некоторых её субъектов заключают договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ. В целом эти договоры однотипны, но в некоторых случаях отд. субъектам предоставляются более широкие полномочия (на 2005 подписан ряд соглашений об отказе от таких договоров, но некоторые субъекты РФ настаивают на их сохранении). Действуют и др. факторы, отражающие элементы асимметричности (напр., в сфере бюджетной политики). С

экономической и политической точки зрения все федерации мира являются асимметричными: экономический потенциал их субъектов, влияние тех или иных субъектов на политику федерации неодинаковы, но понятие «А. ф.» в лит-ре используется преимущественно в юридич. смысле.

ТЕМА №7

«Суверенитет в эпоху глобализации».

Сначала надо разобраться с терминами Суверенитет И Глобализация:

Суверенитет —верховная власть, верховенство, господство) — независимость государства во внешних, и верховенство государственной власти во внутренних делах.

Для обозначения этого понятия используется также термин государственный суверенитет для отличия от понятий национального и народного суверенитета. В современной политологии рассматривается также суверенитет личности или гражданина.Так как это: Глобализация- процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации (интеграция - сплочение и объединение политических, экономических, государственных и общественных структур в рамках региона, страны, мира; унификация - привидение к единообразию, к единой форме).

Основные причины глобализации: переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям; переход от централизации экономики к ее децентрализации; переход от национальной экономики к мировой; переход от альтернативного выбора к многообразию выбора; использование новых коммуникационных технологий: Интернета, спутникового телевидения. Значит глобализация уже может собой подразумевает какой-то процесс изменения в Стране. Суверенитет в это время – остается, но его количественные характеристики меняются. Так как может суверенитет меняться во время глобализации?

Сама глобализация подразумевает процесс объединения национальных экономик государств с целью создания единой экономической системы.

От глобализации выигрывают развитые страны Западной Европы, Северной Америки, Австралия, Япония, чьи крупные финансово-промышленные комплексы и двигают этот процесс и заинтересованы в нём. Именно решениями проблем, возникающими в процессе глобализации, занимаются многочисленные международные институты власти: ООН, ЕС, ВТО, МВФ. Именно ради того, чтобы процесс объединения экономик и социальной жизни стран мира шел гладко, направлены усилия по распространению американского образа жизни, американских законов.

Проигрывают от глобализации слаборазвитые страны. Их товары становятся неконкурентоспособны.

Растет безработица в городах, из-за отсталости формы землепользования и агротехники разрушается сельское хозяйство, крестьяне перебираются в города, где пополняют армию безработных, формируют трущобные районы. Разрушение сельских общин приводит к разрушению привычного, образа жизни, вековых традиций, что так же способствует люмпенизации населения, резкому разделению общества на бедных и богатых. создает в этих странах протестный потенциал, порождающий постоянную социальную и политическую нестабильность.

Можно сделать вывод что:

Глобализация может влиять на суверенитет так и положительно, так и отрицательно: Положительным является то: что государства, вступающие в международные организации или объединения, политика которых может ограничить государственный суверенитет, рассчитывают на определенные преимущества на международной арене. К тому же сокращение цен, устойчивый экономический рост цен.

Отрицательными качествами являются: Глобализация создает угрозу для суверенитета и экономической безопасности отдельных стран. Так же рост безработицы и миграция населения может принять глобальный характер.

Можно сделать вывод, что развития глобализации влияет на суверенитет. Его изменения зависят от того, как и в каких условиях проходит эпоха глобализации.

Задача 1.

Конституция одной из республик - субъектов Российской Федерации - предусматривает создание таможен на границах этой республики с другими субъектами Российской Федерации. Соответствует ли данное положение Конституции РФ?

Решение:

Не соответствует положениям Конституции РФ, т.к. республика имеет административную внутреннюю границу, отделяющую ее от других субъектов РФ. Она может иметь и внешнюю границу, отделяющую ее от

иностранных государств. Внешняя граница республики является вместе с тем Государственной границей РФ.

Задача2.

Депутаты представительного (законодательного) органа одной из областей - субъектов Российской Федерации - предложили внести в Устав области следующее положение: «Глава субъекта назначает министра экономики области с согласия представительного (законодательного) органа области. Законодательный (представительный) орган области вправе выразить недоверие министру экономики, что влечет немедленное освобождение его от этой должности». Соответствует ли данное положение законодательству Российской Федерации?

Решение:

Данное положение соответствует законодательству Российской Федерации. По 184 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ» по статье 17 п. 7

«...Высшее должностное лицо Субъекта формирует высший орган исполнительной государственной власти, также принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ».

Также данное положение соответствует ст. 24 п. 2 «Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность он принимал участие, если иное не предусмотрено конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Принятие решения о недоверии указанным руководителям влечет немедленное освобождение их от должности или иные последствия, установленные конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации».

Задание 2

Республики в составе РФ в своих конституциях зафиксировали наличие государственного суверенитета. Президент РФ предложил исключить данную норму из конституций республик. Однако, профессор Н. А. Ушаков (Институт государства и права РАН) утверждал, что Президент не прав, а республика обладает суверенитетом, т. к. в ст. 5 Конституции РФ указано, что она является государством.

 

Задача №1

В уставе субъекта Российской Федерации закреплена норма, предусматривающая принятие совместных постановлений законодательным (представительным) органом власти субъекта Российской Федерации и главой исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации – совместных постановлений областной Думы и главы администрации области.

Соответствует ли указанная норма действующему законодательству?

Решение:

Я могу сказать, что данная норма не соответствует действующему законодательству, так как нарушается принцип разделения властей, что закреплено в статье 10 Конституции РФ. (Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны).

Задача №2

Прокурор Ленинградской области внес представление в Законодательное собрание и губернатору области, требуя разработать и утвердить, как это предусмотрено Конституцией РФ и Федеральным законом “Об общих принципах организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ”, Устав области. Действующий Устав, по мнению прокурора, таковым не может считаться, поскольку он принят в форме обычного закона Ленинградской области, тогда как Устав должен отличаться по форме от иных законодательных актов.

Каковы особенности формы Конституции (Устава)? Какое решение должно быть принято по представлению прокурора?

Решение:

Конституции (Устава) не могут быть приняты в форме обычного закона субъекта, так как они определяют конституционно-правовой статус субъекта, имеют учредительный характер и находятся в непосредственной связи с Конституцией РФ.

Конституции(Устава) включают, как правило, три составные части:

· преамбулу

· основной текст

· заключительные положения.

По представлению прокурора будет принят отказ в рассмотрении в соответствии со статьей 71 Конституции РФ. Устав Ленинградской области не противоречит общим принципам формы Конституции.

Задача №3

Представитель Президента РФ в Поволжском федеральном округе потребовал от руководителя одного из деревообрабатывающих предприятий (акционерное общество без участия государства), находящегося на территории Астраханской области, допустить назначенную Полномочным Представителем комиссию к обследованию производственных помещений в связи с инспектированием состояния деревообрабатывающей промышленности региона. Директор предприятия отказал, ссылаясь на отсутствие у комиссии необходимых полномочий и в связи с опасением разглашения некоторых сведений, составляющих коммерческую тайну.

Правомерен ли отказ? Какие права предоставлены полномочным представителям Президента РФ в федеральных округах?

Решение:

Отказ предприятия не правомерен, т.к в соответствии с Указом Президента от 13.05.2000 №849. «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе»

· Представитель имеет право на привлечение сотрудников Контрольного управления Президента РФ, а в необходимых случаях и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов к проведению проверок

· Анализу состояния дел в организациях, находящихся в пределах федерального округа

· Полномочный представитель при исполнении должностных обязанностей имеет право беспрепятственного доступа в любые организации, находящиеся в пределах соответствующего федерального округа.

Представитель Президента имеет полномочия сам осуществлять такие проверки.

Также полномочный представитель имеет право:

Ø запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, от федеральных органов государственной власти, а также от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, находящихся в пределах соответствующего федерального округа, и от должностных лиц;

Ø пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной

Ø использовать государственные, в том числе правительственные, системы связи и коммуникации;

Ø организовывать в пределах своей компетенции проверки исполнения указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также хода реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в федеральном округе;

Ø вносить в соответствующие федеральные органы исполнительной власти предложения о поощрении руководителей их территориальных органов,

находящихся в пределах федерального округа, и применении к ним мер дисциплинарного взыскания;

Ø - привлекать сотрудников Контрольного управления Президента Российской Федерации, а в необходимых случаях и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов к проведению проверок, анализу состояния дел в организациях, находящихся в пределах федерального округа;

ТЕМА №8

ЗАДАЧА 1

В ходе переговоров с Международным Банком Реконструкции и Развития о предоставлении Российской Федерации крупного кредита со стороны Банка было выдвинуто условие о предоставлении Федеральному Собранию возможности контролировать условия и порядок управления государственной собственностью РФ, в том числе участие РФ в торгах на фондовых биржах, вложение средств в ценные бумаги и т.д. Российская сторона заявила, что такое условие не может быть выполнено ввиду противоречия Конституции РФ. Конституция наделяет Федеральное Собрание статусом законодательного органа и предоставляет ему лишь некоторые контрольные полномочия по проверке исполнения органами исполнительной власти принятого парламентом бюджета. Предоставление Федеральному Собранию дополнительных контрольных полномочий противоречило бы конституционным принципам построения системы органов государственной власти.

! Каково место Федерального Собрания в системе федеральных органов государственной власти? Каковы функции парламента в демократическом государстве? Возможно ли выполнение условия Международного Банка?!

Решение:

Согласно ст. 94 Конституции РФ в которой говорится: Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

К тому же в части 1 ст. 11 Конституции РФ говорится «1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации».

Исходя из того, что данная статья расположена в гл. 1 “Основы конституционного строя”, изменить положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти можно только через изменение самой Конституции РФ.

Прочное положение Федерального Собрания, таким образом, обеспеченно наивысшей конституционно – правовой гарантией – настолько сильной, что «1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием»

Стоит упомянуть и такие главные особенности Федерального Собрания, закреплённые в гл. 1 “Основы конституционного строя” Конституции РФ, как независимость и самостоятельность.

Они дают Федеральному Собранию самостоятельно и независимо, принимать законодательные акты, распоряжаться финансовыми средствами, выделенными Федеральному Собранию из государственного бюджета.

Однако данная независимость и самостоятельность не является абсолютной и ограничена

Функции Парламента

1. Парламент выполняет функцию представительства всего народа. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации представляют различные социальные, национальные, профессиональные и другие слои населения и тем самым объединяют народ на безе выработки общих решений от его имени путем компромиссов и консенсуса.

2. Законодательная функция – только парламент принимает Федеральный конституционные законы, Федеральные законы; законы о поправках к Конституции РФ.

3. Федеральное Собрание, его палаты путем принятия законов и другими способами осуществляют решающие участие в верховном руководстве делами государства.

4. Федеральное Собрание или та или иная его палата формируют или учувствуют в формировании, роспуске, освобождении или отрешении от должности других высших и центральных органов, должностных лиц РФ и субъектов РФ.

5. существляет парламентский контроль в отношении органов исполнительной власти, в различных сферах общественной жизни, контроль за исполнением государственного бюджета.

фондовых биржах, вложение средств в ценные бумаги - принадлежат исполнительной власти, частично Правительству РФ.

Согласно всем перечисленным аргументам: выполнение условия Международного Банка возможно, так как Федеральное Собрание РФ — это законодательный орган (Парламент РФ) - глава 4 Конституции РФ.

Тема №9

Задание №1

«Можно ли сказать, что Конституция РФ следует правилу разделения государственных ветвей власти по вертикали»?

Разделение властей —принцип конституционного строя, согласно которому гос власть осуществляется законодательными (представительными), исполнительными и судебными органами независимо друг от друга и при наличии механизмов, сдерживающих и уравновешивающих объем их полномочий.

В соответствии с КРФ госуд. власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. На федеральном уровне Гос власть в РФ осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство и суды — КС, суды общей юрисдикции. Гос власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы гос власти,к которым относятся главы администраций (президенты, главы государств, губернаторы), возглавляющие систему органов исполнит власти, законодат (представительные) органы и определенные федеральным зак-вом судебные органы. На региональном уровне гос власть реализуется на основе принципа разделения властей, а также на основе разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти.

1. Законодательный орган – Федер Собрание – принимает законы, а также определяет нормативную основу для деятельности всех органов гос власти, оказывает влияние парламентскими способами на работу органов исполнительной власти. ФС участвует в формировании Правительства и судебных органов РФ.

2. Исполнительный орган – Правительство РФ – реализует исполнительную власть в государстве. Правительство отвечает за приведение к исполнению законов, а также, взаимодействуя с законодат органами различными способами, влияет на законодательный процесс в государстве.

3. Судебные органы – Конституц, Верховный Суды РФ – обладают правом законодат инициативы в сфере их ведения. Эти суды разбирают конкретные дела в границах своей компетенции, сторонами которых становятся федеральные органы других ветвей государственной власти.

Вертикальная - это подчинение всех управленческих структур и ветвей власти - одному высшему органу или лицу - так устроены сильные президентские республики (Россия, Франция)

Горизонтальная - это демократическое управление государством тремя независимыми ветвями власти- Законодательной - парламент, исполнительной- президент, премьер-министр, судебной- суды всех инстанций.

Таким образом можно сделать вывод, что Конституция следует правилу разделения государственных ветвей власти по вертикали.

Задание №2

«Что такое избирательная система?»

Избирательная система –это совокупность общественных отношений, предметом которых является формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица особым способом - путем выборов. При широком толковании понятие избирательной системы включает в себя все общественные процессы и правила, связанные с выборами. В узком понимании избирательная система - способ учета голосов избирателей и распределения мест в органах государственной власти между кандидатами (группами кандидатов).

Существует два вида избирательных систем — мажоритарная и пропорциональная

Мажоритарные избирательные системы являются самыми многочисленными.

Задание №3

После подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии попросил членов комиссии и наблюдателей помочь перенести бюллетени в автомашину для отправки их в территориальную комиссию.

Нарушены ли требования закона? Изменится ли решение, если бюллетени находятся в закрытых и опечатанных ящиках?

Нарушены требования закона:  В соответствии с п.23 ст. 68 ФЗ-№66 от 12.06.12 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»

(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

После завершения подсчета рассортированные бюллетени упаковываются в отдельные пачки. Сложенные таким образом бюллетени, а также упакованные открепительные удостоверения, список избирателей, список участников референдума помещаются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, участка референдума, общее число всех упакованных бюллетеней, общее число всех упакованных открепительных удостоверений. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой комиссии как с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса. Упаковка осуществляется в присутствии лиц, которые указаны в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона и которым предоставляется возможность поставить на мешках или коробках свои подписи.

 

Тема №10

Задание 1.

Конституции РФ, Президент Российской Федерации не вправе повторно представлять одну и ту же кандидатуру Председателя Правительства, а Государственная Дума может быть распущена Президентом только после отклонения ею трех разных представленных им кандидатур.

Конституционный Суд постановил, что "положение части 4 статьи 111 Конституции РФ о трехкратном отклонении представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой во взаимосвязи с другими положениями данной статьи означает, что Президент РФ при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата.

После трехкратного отклонения представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства РФ — независимо от того, представлялся ли каждый раз новый кандидат либо один и тот же кандидат дважды или трижды, — Государственная Дума подлежит роспуску" (Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 года № 28-П по делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции РФ).

Президент Российской Федерации не вправе повторно представлять одну и ту же кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации, а Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации только после отклонения ею трех разных представленных им кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации, т.е. под «представленными кандидатурами», по мнению заявителя.

 

ТЕМЫ №10-11

ТЕМА 11 (Занятие 1). Федеральное Собрание – Парламент РФ (2ч).

Задание №1.

Изучите главу 5 Конституции Российской Федерации.

1) В течение какого времени принятые Государственной Думой федеральные законы передаются на рассмотрение Совета Федерации?

· В соответствии с ч. 3 ст. 105 Конституции РФ принятые Государственной Думой федеральные законы в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета федерации.

 

2) Относится ли к ведению Государственной Думы назначение Генерального прокурора РФ?

· Нет, не относится потому что по:

Статья 12. Назначение на должность Генерального прокурора Российской Федерации

· Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

 

3) В каких случаях Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации?

· Если за него проголосовали 3/4 от общего числа членов Совета Федерации. ч. 2 ст. 108 конституции РФ: Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

 

ТЕМЫ №11-12

Задание: решите задачу.

19 апреля 2002 года Государственная Дума приняла в третьем чтении проект Федерального закона “О временном запрете на клонирование человека”. Выступая перед журналистами, лидер фракции КП РФ в Государственной Думе Г. Зюганов заявил, что его фракция намерена обжаловать Постановление Государственной Думы о принятии закона в третьем чтении в связи с нарушением процедуры его принятия.

Каким образом оформляется принятие закона «нижней» палатой парламента?

 

Решение:

Законопроекты вносятся в нижнюю палату Государственной Думой. При поступлении законопроекта Совет государственной Думы направляет его в комитеты палат, соответствующей профилю предоставленного проекта для предварительного рассмотрения и назначает данный комитет ответственным по законопроекту. Далее идет сложная процедура рассмотрения законопроекта в Государственной Думе.

Рассматривается проект в 3 чтения. Первое чтение сводиться в основном к обсуждению депутатами вопроса о целесообразности принятия закона по данному вопросу. В результате обсуждений Государственной Думой принимается одно из следующих решений:

- Одобрить законопроект и продолжить работу над ним с учетом высказанных замечаний и предложений.

- Отложить законопроект

- Принять законопроект в окончательной редакции

- Направить законопроект на всенародное обсуждение

Второе чтение – представитель ответственного комитета Государственной Думы сообщает депутатам результаты рассмотрения законопроекта в комитете и работы с поступившими поправками.

Третье чтение состоит в принятии закона. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Закон считается принятым, если за него проголосовало не менее две трети депутатов Государственной Думы. Принятый закон оформляется путем Постановлений Государственной Думы. Принятый Государственной Думой закон передается на рассмотрение в Совет Федерации

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: