Синтаксис. Пунктуация.
Цель: осуществить контроль знаний, умений, навыков обучающихся по теме «Синтаксис и пунктуация», развивать умение мыслить, анализировать языковые явления, проверить навык выполнения тестовых заданий, воспитывать аккуратность, сосредоточенность, внимательность.
Вариант 2.
Часть 1
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел.
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.
(1)Из истории и логики развития науки следует, что переворот, который бы изменил все наши научные представления, невозможен. (2)… ошеломляющая идея теории относительности не была категорическим переворотом, а возникла как следствие развития науки и опиралась на прочный фундамент завоеваний прошлого. (3)Эта идея коснулась сравнительно узкого круга вопросов и практически не изменила установленных прежде законов механики и электродинамики тел, движущихся с обычными скоростями, т. е. наши знания, таким образом, распространились на не изученную до того область скоростей, сравнимых со скоростью света.
|
|
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1)Хотя идея теории относительности коснулась сравнительно узкого круга вопросов, она изменила законы механики и электродинамики тел, движущихся с обычными скоростями.
2)Ни одно открытие не способно совершить революционный переворот в научных представлениях.
3)Научное открытие способно совершить революционный переворот в научных представлениях в случае, если оно распространяется на не изученную до того область знания.
4)Доказано, что теория относительности возникла как следствие развития науки и опиралась на прочный фундамент завоеваний прошлого.
5)Ошеломляющая идея теории относительности, возникшая как следствие развития науки и опиравшаяся на прочный фундамент завоеваний прошлого, была категорическим переворотом в науке.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.
Даже, потому что, естественно, только, именно
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОРИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ИСТОРИЯ, -и; ж.
1. Действительность в процессе развития. Законы истории. Ход истории. Творить, делать историю (оказывать решающее влияние на ход событий в жизни какого-л. народа). Войти в историю (оставить след в истории, сохраниться в человеческой памяти как знаменательное событие).
|
|
2. Последовательный ход развития, изменения чего-л. И. земной коры. И. нашего города.
3. Отдалённое время с его событиями, происшествиями; прошлое. И. и современность. Документы истории. Отойти в историю (перестать существовать).
4. Наука, изучающая прошлое человеческого общества. И. средних веков. Предмет преподавания в средней и высшей школе. Учитель истории. Оценка по истории. Пособие, учебник по истории.
5. Наука, изучающая развитие какой-л. области природы, культуры, знания. И. естествознания. И. музыки, театра. Военная и. Изучать историю литературы.
6. Рассказ, повествование. Поучительная и. И. о любви. Рассказать смешную, страшную историю.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
обострЁнный
бантЫ
начАть
досУг
понялА
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Отправляясь на охоту, он надел ветровку БОЛОТНОГО цвета.
Зимой в ЛЕДЯНОМ(Ледовом) дворце часто проходят соревнования по фигурному катанию.
Петр — человек мягкий, тонкий, весьма ДИПЛОМАТИЧНЫЙ.
Вон уж в окно смотрит ВЫСОКИЙ месяц.
Я непременно должен высказать своё ЛИЧНОЕ мнение по этому вопросу.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пять КИЛОГРАММОВ
ОБЕИХ девушек
ШЕСТИСТАшестисот страниц
ОБГРЫЗЕННАЯ груша
более ИНТЕРЕСНЫЙ рассказ
Установите соответствие между предложениями с допущенными в них грамматическими ошибками (в левом столбце) исоответствующими видами грамматических ошибок из правого столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
|
А) Нужно запомнить важное условие: составляя модель сборника «Тригонометрических функций», важноиспользовать математический язык. | Д)1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
Б)В советском сериале Т. Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» заняты талантливые актёры кино и театра, которых мы любим и гордимся. | 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
В) К.Г. Паустовскийочень любил Мещёрский край, посвятивший природе своё творчество. | Б)3) ошибка в построении предложения с однородными членами |
Г) Желая отправиться на отдых в санаторий «Горный дуб», путёвки приобретались заранее. | В)4) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
Д) С 1 июля началась выдача новых паспортовсогласно установленного порядка. | А)5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
| Г)6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
| 7) неправильное построение предложения с косвенной речью |
Укажите вариант (ы) ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная. Запишите номера ответов.
1) распл..влять(сыр), подр..сти, сл..дковатый;
2)л..жбина, г..реть, пл..вец;
3)зап..раться, пром..кать, приск..кать;
4)разр..внять, сч..тать, м..кать;
5) п..рина, зат..рать, пол..скать.
Укажите вариант (ы) ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..бывать (на родину), пр..тендовать, пр..кращать;
2) пред..стория, вз..мать, пред..инфарктный;
3) пров..зглашатьть, р..ссыпать, под..йти;
4)об..езд, двух..ядерный, об..ятия;
5) ра..шифровать, чере..чур, не..добровать.