Контрольная работа № 3

 Синтаксис. Пунктуация.

Цель: осуществить контроль знаний, умений, навыков обучающихся по теме «Синтаксис и пунктуация», развивать умение мыслить, анализировать языковые явления, проверить навык выполнения тестовых заданий, воспитывать аккуратность, сосредоточенность, внимательность.

Вариант 2.

Часть 1

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. 

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.

(1)Из истории и логики развития науки следует, что переворот, который бы изменил все наши научные представления, невозможен. (2)… ошеломляющая идея теории относительности не была категорическим переворотом, а возникла как следствие развития науки и опиралась на прочный фундамент завоеваний прошлого. (3)Эта идея коснулась сравнительно узкого круга вопросов и практически не изменила установленных прежде законов механики и электродинамики тел, движущихся с обычными скоростями, т. е. наши знания, таким образом, распространились на не изученную до того область скоростей, сравнимых со скоростью света.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1)Хотя идея теории относительности коснулась сравнительно узкого круга вопросов, она изменила законы механики и электродинамики тел, движущихся с обычными скоростями.

2)Ни одно открытие не способно совершить революционный переворот в научных представлениях.

3)Научное открытие способно совершить революционный переворот в научных представлениях в случае, если оно распространяется на не изученную до того область знания.

4)Доказано, что теория относительности возникла как следствие развития науки и опиралась на прочный фундамент завоеваний прошлого.

5)Ошеломляющая идея теории относительности, возникшая как следствие развития науки и опиравшаяся на прочный фундамент завоеваний прошлого, была категорическим переворотом в науке.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.

Даже, потому что, естественно, только, именно

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОРИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОРИЯ, -и; ж.

 1. Действительность в процессе развития. Законы истории. Ход истории. Творить, делать историю (оказывать решающее влияние на ход событий в жизни какого-л. народа). Войти в историю (оставить след в истории, сохраниться в человеческой памяти как знаменательное событие).

 2. Последовательный ход развития, изменения чего-л. И. земной коры. И. нашего города.

3. Отдалённое время с его событиями, происшествиями; прошлое. И. и современность. Документы истории. Отойти в историю (перестать существовать).

4. Наука, изучающая прошлое человеческого общества. И. средних веков. Предмет преподавания в средней и высшей школе. Учитель истории. Оценка по истории. Пособие, учебник по истории.

 5. Наука, изучающая развитие какой-л. области природы, культуры, знания. И. естествознания. И. музыки, театра. Военная и. Изучать историю литературы.

6. Рассказ, повествование. Поучительная и. И. о любви. Рассказать смешную, страшную историю.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

обострЁнный

бантЫ

начАть

досУг

понялА

 

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

Отправляясь на охоту, он надел ветровку БОЛОТНОГО цвета.

Зимой в ЛЕДЯНОМ(Ледовом) дворце часто проходят соревнования по фигурному катанию.

Петр — человек мягкий, тонкий, весьма ДИПЛОМАТИЧНЫЙ.

Вон уж в окно смотрит ВЫСОКИЙ месяц.

Я непременно должен высказать своё ЛИЧНОЕ мнение по этому вопросу.

 

 

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пять КИЛОГРАММОВ

ОБЕИХ девушек

ШЕСТИСТАшестисот страниц

ОБГРЫЗЕННАЯ груша

более ИНТЕРЕСНЫЙ рассказ

 

Установите соответствие между предложениями с допущенными в них грамматическими ошибками (в левом столбце) исоответствующими видами грамматических ошибок из правого столбца.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

 

А) Нужно запомнить важное условие: составляя модель сборника «Тригонометрических функций», важноиспользовать математический язык.

Д)1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б)В советском сериале Т. Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» заняты талантливые актёры кино и театра, которых мы любим и гордимся.

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) К.Г. Паустовскийочень любил Мещёрский край, посвятивший природе своё творчество.

Б)3) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) Желая отправиться на отдых в санаторий «Горный дуб», путёвки приобретались заранее.

В)4) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д) С 1 июля началась выдача новых паспортовсогласно установленного порядка.

А)5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

 

 

Г)6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

 

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Укажите вариант (ы) ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная. Запишите номера ответов.

1) распл..влять(сыр), подр..сти, сл..дковатый;

 

2)л..жбина, г..реть, пл..вец;

 

3)зап..раться, пром..кать, приск..кать;

 

4)разр..внять, сч..тать, м..кать;

 

5) п..рина, зат..рать, пол..скать.

Укажите вариант (ы) ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..бывать (на родину), пр..тендовать, пр..кращать;

 

2) пред..стория, вз..мать, пред..инфарктный;

 

3) пров..зглашатьть, р..ссыпать, под..йти;

 

4)об..езд, двух..ядерный, об..ятия;

 

5) ра..шифровать, чере..чур, не..добровать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: