Результаты количественного исследования и их интерпретация

В рамках исследования в апреле-мае 2011 года были опрошены родители детей дошкольного возраста, посещающие муниципальные детские сады г. Челябинска. Для отбора детсадов был использован принцип собственно-случайной выборки. Объем выборки составил 200 человек, метод сбора информации – анкетирование. Были опрошены родители детей средней, старшей, подготовительной групп и малая часть младших групп. Респондентам необходимо было ответить на вопросы, посвященные проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Анкета состоит из 111 вопросов, включая паспортичку и разделенная на дополнительный блок для родителей детей старшей и подготовительной групп.

В результате исследования были получены следующие данные. На вопрос о необходимости детского сада в воспитании детей 62 % респондентов ответило, что «совершенно необходим», 36,5% – что «скорее необходим». Таким образом, мы видим, что детсад играет немаловажную роль в воспитании.

Из причин, по которым ребенка отдают в детский сад респонденты были полностью согласны с необходимостью выхода на работу с целью заработка (52%), что с ребенком некому сидеть (42%), чтобы ребенок учился общению (70%), с целью развития навыков ребенка (59,5%), для подготовки ребенка к школе (51%). При этом стоит отметить, что подавляющее большинство (48,5%) совершенно не согласны с утверждением, что родители хотят избавиться от лишних хлопот и забот за ребенком.

Как видно из таблицы 1, если родители не воспользуются услугами ДОУ, то они, по мнению большинства, (55%) отдадут ребенка на воспитание бабушкам/дедушкам.

 

Таблица 1 – Действия родителей, не отдавших ребенка в муниципальный детсад

Действия ответов %ответивших
Отдают ребенка на воспитание бабушкам/дедушкам 110 55,00
Воспитывают ребенка сами 75 37,50
Пользуются услугами няни 49 24,50
Отдают ребенка в коммерческий садик 26 13,00
Итого: 260 130,00

 

Среди задач, с которыми лучше справляются родители, оказалось лишь привитие бытовых умений (51%); детский сад – с установление режима дня (58%), с воспитанием коллективизма (почти 70%), с патриотическим воспитанием (40%); в равной мере – все остальные задачи.

 

Таблица 2 – Реакция ребенка, когда его собирают в садик

Реакция чел. %ответивших
Бывает по-разному 90 45,00
Спокойно реагирует 73 36,50
Радуется о предстоящем дне 26 13,00
Затрудняюсь ответить 7 3,50
Плачет и сопротивляется 4 2,00
Итого: 200 100,00

 

На вопрос о реакции ребенка во время сборов в детсад было отмечено, что он реагирует по-разному. Тот факт, что всего лишь 4 человека отметили вариант «Плачет и сопротивляется», остается утешительным.

Было интересно проследить за тем, у кого родители интересуются о пройденном дне. В большинстве своем, все узнают от своего ребенка, но и с воспитателем тоже входят в контакт, что является немаловажным феноменом взаимодействия родителей и воспитателя. Как оказалось, практически по-ровну родителям интересно узнать, успел ли выполнить все необходимые задания их ребенок. А от воспитателей (75%) они узнают о поведении их чада.

Беседу с ребенком большинство родителей поддерживает по дороге домой и в домашней обстановке. Респонденты отмечают, что они скорее осведомлены, чем нет о том, что волнует их ребенка. (61%)

Таблица 3 – Времяпрепровождение ребенка дома после садика

Времяпрепровождение ребенка дома после садика ответов %ответивших
Играет во что-нибудь самостоятельно 137 68,50
Смотрит мультфильмы 117 58,50
Играет в коллективные игры с членами семьи 93 46,50
Гуляет с другими детьми 93 46,50
Отрабатываем занятия из садика 61 30,50
Гуляет с родителями 18 9,00
Комп игры 14 7,00
Секции 12 6,00
Затрудняюсь ответить 9 4,50
Чтение 6 3,00
Итого: 560 280,00

 

Таблица 4 – Занятость ребенка в выходные дни

Занятость в выходные ответов %ответивших
Смотрит мультфильмы 129 82,17
Играет во что-то самостоятельно 119 75,80
Ходим семьей в парк 107 68,15
Гуляет с другими детьми 100 63,69
Отрабатываем занятия из садика 77 49,04
Посещает дополнительные кружки, секции 49 31,21
Посещает спектакли, выставки 42 26,75
Ребенок делает все, что захочет 35 22,29
Затрудняюсь ответить 0 0,00
Итого: 658 419,11

 

Как видно из таблиц 3 и 4, досуг ребенка представлен малоразвивающими занятиями – такими как просмотр мультфильмов и самостоятельные игры. Лишь 3% ответивших отметило, что их ребенок занимается чтением. Однако, встречались и такие индивидуальные ответы как: «делаем уроки для подготовки к школе», «помогает родителям в хозяйстве».

В большинстве своем, дети проводят выходные с родителями или наполовину с бабушками/дедушками.

Среди изменений с ребенком отмечено, что он стал более разговорчив, что подтверждает рабочую гипотезу, поставленную в данном исследовании. Однако, не стоит игнорировать, что 35% респондентов отметило, что их ребенок стал чаще болеть. Так же, стоит отметить, что были даны ответы, что ребенок стал более уравновешен, улучшилось его поведение, стал спокойным, более самостоятельным, требовательным и активным.

Так же, было интересно проследить за тем, как родители оценивали развитость качеств своего ребенка. Лишь самые минимальные проценты респондентов затруднились с ответом в оценивании.

Родители отметили себя и детский сад – как оказывающих главное влияние на формирование ребенка. Это наглядно показано в таблице 5.

Таблица 5 – Кто оказывает влияние в формировании качеств ребенка

Кто оказывает влияние ответов %ответивших
Родители 193 96,50
Детский сад 165 82,50
Бабушки/дедушки 93 46,50
Сестры/братья 35 17,50
Няня 2 1,00
Затрудняюсь ответить 2 1,00
Итого: 490 245,00

 

 

Среди мер порицания и наказания 60% респондентов отметили вариант «Спокойный, но твердый разговор». К физическим наказаниям прибегают лишь 13,5%.       


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: