В рамках исследования в апреле-мае 2011 года были опрошены родители детей дошкольного возраста, посещающие муниципальные детские сады г. Челябинска. Для отбора детсадов был использован принцип собственно-случайной выборки. Объем выборки составил 200 человек, метод сбора информации – анкетирование. Были опрошены родители детей средней, старшей, подготовительной групп и малая часть младших групп. Респондентам необходимо было ответить на вопросы, посвященные проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Анкета состоит из 111 вопросов, включая паспортичку и разделенная на дополнительный блок для родителей детей старшей и подготовительной групп.
В результате исследования были получены следующие данные. На вопрос о необходимости детского сада в воспитании детей 62 % респондентов ответило, что «совершенно необходим», 36,5% – что «скорее необходим». Таким образом, мы видим, что детсад играет немаловажную роль в воспитании.
Из причин, по которым ребенка отдают в детский сад респонденты были полностью согласны с необходимостью выхода на работу с целью заработка (52%), что с ребенком некому сидеть (42%), чтобы ребенок учился общению (70%), с целью развития навыков ребенка (59,5%), для подготовки ребенка к школе (51%). При этом стоит отметить, что подавляющее большинство (48,5%) совершенно не согласны с утверждением, что родители хотят избавиться от лишних хлопот и забот за ребенком.
|
|
Как видно из таблицы 1, если родители не воспользуются услугами ДОУ, то они, по мнению большинства, (55%) отдадут ребенка на воспитание бабушкам/дедушкам.
Таблица 1 – Действия родителей, не отдавших ребенка в муниципальный детсад
Действия | ответов | %ответивших |
Отдают ребенка на воспитание бабушкам/дедушкам | 110 | 55,00 |
Воспитывают ребенка сами | 75 | 37,50 |
Пользуются услугами няни | 49 | 24,50 |
Отдают ребенка в коммерческий садик | 26 | 13,00 |
Итого: | 260 | 130,00 |
Среди задач, с которыми лучше справляются родители, оказалось лишь привитие бытовых умений (51%); детский сад – с установление режима дня (58%), с воспитанием коллективизма (почти 70%), с патриотическим воспитанием (40%); в равной мере – все остальные задачи.
Таблица 2 – Реакция ребенка, когда его собирают в садик
Реакция | чел. | %ответивших |
Бывает по-разному | 90 | 45,00 |
Спокойно реагирует | 73 | 36,50 |
Радуется о предстоящем дне | 26 | 13,00 |
Затрудняюсь ответить | 7 | 3,50 |
Плачет и сопротивляется | 4 | 2,00 |
Итого: | 200 | 100,00 |
На вопрос о реакции ребенка во время сборов в детсад было отмечено, что он реагирует по-разному. Тот факт, что всего лишь 4 человека отметили вариант «Плачет и сопротивляется», остается утешительным.
|
|
Было интересно проследить за тем, у кого родители интересуются о пройденном дне. В большинстве своем, все узнают от своего ребенка, но и с воспитателем тоже входят в контакт, что является немаловажным феноменом взаимодействия родителей и воспитателя. Как оказалось, практически по-ровну родителям интересно узнать, успел ли выполнить все необходимые задания их ребенок. А от воспитателей (75%) они узнают о поведении их чада.
Беседу с ребенком большинство родителей поддерживает по дороге домой и в домашней обстановке. Респонденты отмечают, что они скорее осведомлены, чем нет о том, что волнует их ребенка. (61%)
Таблица 3 – Времяпрепровождение ребенка дома после садика
Времяпрепровождение ребенка дома после садика | ответов | %ответивших |
Играет во что-нибудь самостоятельно | 137 | 68,50 |
Смотрит мультфильмы | 117 | 58,50 |
Играет в коллективные игры с членами семьи | 93 | 46,50 |
Гуляет с другими детьми | 93 | 46,50 |
Отрабатываем занятия из садика | 61 | 30,50 |
Гуляет с родителями | 18 | 9,00 |
Комп игры | 14 | 7,00 |
Секции | 12 | 6,00 |
Затрудняюсь ответить | 9 | 4,50 |
Чтение | 6 | 3,00 |
Итого: | 560 | 280,00 |
Таблица 4 – Занятость ребенка в выходные дни
Занятость в выходные | ответов | %ответивших |
Смотрит мультфильмы | 129 | 82,17 |
Играет во что-то самостоятельно | 119 | 75,80 |
Ходим семьей в парк | 107 | 68,15 |
Гуляет с другими детьми | 100 | 63,69 |
Отрабатываем занятия из садика | 77 | 49,04 |
Посещает дополнительные кружки, секции | 49 | 31,21 |
Посещает спектакли, выставки | 42 | 26,75 |
Ребенок делает все, что захочет | 35 | 22,29 |
Затрудняюсь ответить | 0 | 0,00 |
Итого: | 658 | 419,11 |
Как видно из таблиц 3 и 4, досуг ребенка представлен малоразвивающими занятиями – такими как просмотр мультфильмов и самостоятельные игры. Лишь 3% ответивших отметило, что их ребенок занимается чтением. Однако, встречались и такие индивидуальные ответы как: «делаем уроки для подготовки к школе», «помогает родителям в хозяйстве».
В большинстве своем, дети проводят выходные с родителями или наполовину с бабушками/дедушками.
Среди изменений с ребенком отмечено, что он стал более разговорчив, что подтверждает рабочую гипотезу, поставленную в данном исследовании. Однако, не стоит игнорировать, что 35% респондентов отметило, что их ребенок стал чаще болеть. Так же, стоит отметить, что были даны ответы, что ребенок стал более уравновешен, улучшилось его поведение, стал спокойным, более самостоятельным, требовательным и активным.
Так же, было интересно проследить за тем, как родители оценивали развитость качеств своего ребенка. Лишь самые минимальные проценты респондентов затруднились с ответом в оценивании.
Родители отметили себя и детский сад – как оказывающих главное влияние на формирование ребенка. Это наглядно показано в таблице 5.
Таблица 5 – Кто оказывает влияние в формировании качеств ребенка
Кто оказывает влияние | ответов | %ответивших |
Родители | 193 | 96,50 |
Детский сад | 165 | 82,50 |
Бабушки/дедушки | 93 | 46,50 |
Сестры/братья | 35 | 17,50 |
Няня | 2 | 1,00 |
Затрудняюсь ответить | 2 | 1,00 |
Итого: | 490 | 245,00 |
Среди мер порицания и наказания 60% респондентов отметили вариант «Спокойный, но твердый разговор». К физическим наказаниям прибегают лишь 13,5%.