Разность действительных размеров отверстия и вала, если размер отверстия больше размера вала, называется зазором

Обозначается буквой S.

Посадка с зазором –посадка, при которой всегда в соединении образуется зазор, т.е. Dmin ≥ dmax.

Наибольший зазор Smax равен разности между наибольшим предельным размером отверстия D maxи наименьшим предельным размером вала dmin :                                Smax= D max – dmin.

Наименьший зазор Smin равен разности между наименьшим предельным размером отверстия D minи наибольшим предельным размером вала d max :       S min =D min – d max.

TS = Smax – S min

Посадки с зазором используются в тех случаях, когда допускается относительное смещение деталей.

Муфты, корпуса подшипников качения, фланцы, штоки в направляющих.

Пример: По заданному обозначению размеров отверстия и вала рассчитать посадку и сделать графическое изображение полей допусков.

Дано: отверстие 20+0,012, вал 20

Решение

1) Номинальный размер деталей в соединении D = d = 20 мм

2) Для отверстия D max = 20 + 0,012 = 20,012 мм

Dmin = 20 мм

TD = 20,012 – 20 = 0,012 (мм)

3) Для вала dmax = 20 + (-0,021) = 19,979 (мм)

dmin = 20 + (-0,048) = 19,952 (мм)

Td = 19,979 – 19,952 = 0,027 (мм)

4) Изобразим графически данную посадку (масштаб соблюдаем по вертикальной оси графика)

5) Из графического изображения видно, что поле допуска отверстия выше поля допуска вала, следовательно, данная посадка – посадка с зазором.

6) Произведем расчет посадки

Smax = D max – dmin       Smax = 20,012 – 19,952 = 0,060 (мм)

S min = Dmin – dmax       S min = 20 – 19,979 = 0,021 (мм)

TS = Smax - S min                      TS = 0,060 – 0,021 = 0,039 (мм)

7) Рассчитаем посадку TS = TD + Td TS = 0,012 + 0,027 = 0,039 (мм)

Результаты совпали.

Натяг

Для получения неподвижного соединения нужно, чтобы действительный размер охватываемого элемента одной детали (вала) был больше действительного размера охватывающего элемента другой детали (отверстия).

Разность действительных размеров вала и отверстия до сборки, если размер вала больше размеров отверстия, называется натягом.

Обозначается буквой N.

Посадка с натягом – посадка, при которой всегда образуется натяг в соединении, т. е. Dmax ≤ dmin

Следует иметь в виду, что после сборки размеры вала и отверстия при образовании натяга будут одинаковы, так как при сборке детали деформируются, чем и обеспечивается неподвижность соединения.

Натяг N образуется, когда диаметр вала больше диаметра отверстия

Технологический процесс сборки соединения с натягом осуществляется либо запрессовкой с усилием вала в отверстие (при малых натягах), либо за счет увеличения непосредственно перед сборкой размера отверстия путем нагрева (при больших натягах).

Наибольший натяг N max равен разности между наи­большим предельным размером вала dmax: и наименьшим предельным размером отверстия D min: N max =d max— D min.

Наименьший натяг N minравен разности между наименьшим предельным размером вала d minи наиболь­шим предельным размером отверстия D max: N min =d min- D max.

TN = N max - N min

Пример посадки натягом

Отверстие 30 -0,004                Вал 30

Dmax = 30 + 0 = 30 мм d max = 30 + 0.005 = 30.005 мм

Dmin = 30 +(– 0.004) = 29,996 мм d min = 30 + 0.002 = 30.002мм

Nmin= 30.002 – 30 = 0.002 мм

Nmax= 30,005 – 29,996 = 0,009 мм

TN = Nmax – Nmin = 0,009 – 0,002 = 0,007 мм

Переходная посадка

Наряду с посадками с зазором и посадками с натягом, когда зазор или соответственно натяг в соединении гарантируются сопряжением любых годных отверстий и валов, возможен и такой вариант, когда предельные размеры сопрягаемых деталей не гарантируют получение в сопряжении только зазора или только натяга. Такие посадки называются переходными, в этом случае возможно получение как зазора так и натяга, конкретный характер соединения будет зависеть от действительных размеров сопрягаемых годных отверстий и валов.

Переходные посадки имеют небольшие предельные зазоры и натяги и поэтому их применяют в тех случаях, когда необходимо обеспечить центрирование деталей, т. е. совпадение осей отверстия и вала; при этом в соединении требуется дополнительное закрепление соединяемых деталей.

Такая посадка характеризуется следующими параметрами:

Наибольший зазор Smax = D max - dmin

Наибольший натяг Nmax = dmax - Dmin

Допуск посадки TS(N) = TD + Td

Основные понятия о системах допусков и посадок

Системой допусков и посадок называют совокупность допусков и посадок закономерно построенных на основе опыта, теоретических и экспериментальных исследований и оформленных в виде стандартов.

Посадки всех трёх групп с зазорами, с натягами, переходные с различными величинами наибольших и наименьших зазоров и натягов можно получать, изменяя положение полей допусков обеих сопрягаемых деталей – отверстия и вала.

Но, очевидно, таких сочетаний может оказаться бесчисленное множество, что привело бы к невозможности централизованного изготовления мерного режущего инструмента (свёрл, зенкеров, развёрток), формирующего размер отверстия.

Гораздо удобнее в технологическом (при изготовлении) и эксплуатационном (при ремонте) отношениях получать разнообразные посадки, изменяя положение поля допуска только одной детали при неизменном положении поля допуска другой.

Способ образования различных посадок изменением только полей допуска валов при постоянных полях допуска отверстий называется системой отверстия.

Деталь, у которой положение поля допуска является базовым и не зависит от требуемого характера соединения, называют основной деталью системы (в рассмотренном случае – отверстие). Основное отверстие – отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю.

 Аналогичные посадки могут быть получены по-иному, если за основную деталь принять вал, а для образования различных посадок изменять поля допусков отверстий. Такой способ образования посадок называется системой вала.

Посадки в системе отверстия – это посадки, в которых различные зазоры и натяги получаются соединением различных валов с основным отверстием.

Посадки в системе вала – это посадки, в которых различные зазоры и натяги получаются соединением различных отверстий с основным валом. Основной вал – вал, верхнее отклонение которого равно нулю.

Система предназначена для выбора минимально необходимых, но достаточных для практики вариантов допусков и посадок типовых соединений деталей машин.

В практике машиностроения предпочтение отдаётся системе отверстия, поскольку изготовить отверстие и измерить его значительно труднее и дороже, чем изготовить и измерить вал такого же размера с одинаковой точностью.

К размерам, имеющим одинаковые значения, могут предъявляться разные требования по точности. Это зависит от конструктивного назначения и условий работы. Чем уже поле допуска между верхним и нижним отклонениями, тем выше степень точности, которая обозначается цифрой и называется квалитетом. Назначать допуск для каждого номинального размера нецелесообразно.

Квалитет – характеристика точности изготовления деталей, определяемая совокупностью допусков, соответствующих одинаковой степени точности всех номинальных размеров (одному уровню точности).

01, 0, 1,2, 3, …18 – 20 квалитетов

Квалитет обозначается арабской цифрой

Например, ІТ8 – допуск по 8 квалитету.

Для изготовления деталей используют с 6 по 12 квалитет. С 13-18 квалитеты деталей, не образующие сопряжения. С 1 по 5 квалитеты для калибров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: