Изучение мер длины. Соотношение между длиной, временем и расстоянием

Со всеми мерами длины и их соотношениями учащиеся школы VIII вида знакомятся в младших классах (1—4-е), закрепление же этих мер проходит в течение всех лет обучения в школе. Знание мер длины, умение находить длину, ширину, высоту и т. п. необходимы учащимся и в быту, и при овладении профессией.

Задачи изучения мер длины:
1. сформировать у учащихся представление о том, что величина измеряется однородной величиной
2. познакомить с единицами линейных мер и их соотношением
3. научить сравнению линейных размеров предметов;
4. научить пользоваться измерительными инструментами.

Первое знакомство с признаками предметов: длинный — короткий, широкий — узкий, высокий, низкий учащиеся получают еще в подготовительный период.





Изучение мер вместимости.

Еще в пропедевтический период, развивая количественные представления учащихся, учили детей измерять песок, воду ложками, формочками, кружками, выясняли, в какую формочку песка входит меньше (больше). Во 2-м классе эта работа продолжается: учащиеся сравнивают емкость, или вместительность различи сосудов. Вначале сравнение проводится на глаз. Перед учащимися ставятся пол-литровая банка и кастрюля емкостью 2—3 л, измеряется, сколько банок воды входит в кастрюлю. Выявляя имеющийся у учащихся опыт, учитель предъявляй1 стандартные банки вместимостью 1 л, 2 л, 3 л. Некоторые ребята знают вместимость этих банок, некоторые же не имеют о никакого представления. Учитель выясняет также, знают ли, какими мерами измеряют молоко, керосин, бензин, рас] тельное масло, вообще жидкости. Затем он показывает дет1 литровую кружку, бутылку, банку, наливает воду в кружку, затем поочередно переливает воду из нее в бутылку и банку. 1 учащиеся подводятся к выводу, что в банку вмещается столько. воды, сколько в кружку, и столько же, сколько в бутылку, т. равное, одинаковое количество воды — 1 л. Чтобы этот выв был понятен учащимся, необходимо, чтобы каждый ученик про; лал эту несложную работу сам. Важно, чтобы дети запомнили „ новое слово, научились правильно его произносить и записывай при числах. Учащиеся должны уметь отыскивать среди друг сосудов сосуд емкостью 1 л. Далее учащиеся учатся измерь вместимость сосудов и отмеривать заданное количество литре. Они определяют, наполняя водой, емкость банок, небольших бидонов, кастрюль, ведер. Важно развивать глазомер учащихся, т. с умение определять емкость сосудов на глаз. Учащиеся должны запомнить емкость стандартных, наиболее часто встречающихся н быту сосудов: банки емкостью 1 л, 2 л, 3 л, 5 л, бидоны емкостью 1л, 2 л, 3 л, 5 л, 10 л, 20 л, 40 л (в 3-м классе), ведра емкостью 8 л, 10 л, 12 л.

Изучение мер массы.

Первое знакомство учащихся с массой, со сравнением предметов по тяжести (тяжелый — легкий, тяжелее — легче) происходит в пропедевтический период (в 1-м классе).

На уроках математики, ручного труда, во внеклассное время учитель на разнообразных упражнениях практического характера и при решении арифметических задач закрепляет эти представления учащихся, создавая разнообразные жизненные ситуации. Наблюдения показывают, что учащиеся 3-го класса им VIII вида слышали об этой мере, знают, масса измеряется килограммами. Однако у них нет реального ощущения, массы килограмма. Поэтому и их просят назвать продукты питания, расфасованные по Ному килограмму, то наряду с пачкой сахара, пакетами сахарно-песка или крупы они называют батон, булочку, арбуз, пакет картофеля массой 3 кг и т. д. На вопрос «Какова масса буханки хлеба?» дети отвечают: «1 кг, 2 кг, 500 г, 300 г, 700 г». Знакомство с мерой массы — килограммом — лучше всего часть с создания такой ситуации, в которой бы учащиеся прочувствовали необходимость в единой мере массы. • Хорошо провести аналогию с вводом мер длины (метра, сантиметра), мер емкости и т. д. Например, участие в таком виде спор-, как бокс, требует определенной массы от участника. Чтобы определить массу (вес), надо выбрать единицу массы. Этой единицей является килограмм (1 кг). Учитель показывает детям гирю - кг). Каждый ученик держит ее то в левой, то в правой руке. Опираясь на опыт учащихся, учитель просит назвать предметы, продукты, расфасованные по 1 кг. Продукты по возможности надо принести в класс, чтобы сравнить их массу с массой гири в 1 кг. Показать надо также гири в 2 кг и 5 кг. Далее проводятся практические работы, по взвешиванию фруктов, овощей, крупы, соли.

На данном и всех последующих этапах работы по изучению мер массы важным является развитие мускульных ощущений учащихся, умение определять хотя бы приблизительно массу предметов «на руку». Поэтому перед взвешиванием полезно ставить вопрос: «Как ты думаешь, какова масса этого предмета? Проверь себя с помощью взвешивания на весах. Определи, на сколько ты ошибся». При определении массы предметов в килограммах учащиеся знакомятся с приближенным взвешиванием.

В 3-м классе учащиеся учатся работать только с чашечными весами. На них четко видно, что масса груза сравнивается с единицей измерения массы — килограммом. Полученные при взвешивании числа записываются. Предварительно учитель знакомит учащихся с записью единиц измерения массы при числах.

В 5-м классе учащиеся знакомятся с новой единицей измерения массы — граммом. Вновь надо создать такую жизнен» ситуацию, в которой бы учащиеся почувствовали необходимое! более мелкой единице массы. Учитель приводит такой пример: буфете каждому из учеников кладут по 2 кусочка сахара или и» 2 чайные ложки сахарного песку в стакан с чаем. «Знаете ли им, какова масса этого сахара? Сколько сахара требуется всему классу на один завтрак?» — спрашивает учитель. Учащиеся затрудняются ответить на эти вопросы, но они их заинтересовывают. Ст.1 становится ясно, что с помощью гири в 1 кг нельзя определить массу кусочка сахара, это слишком большая мера. Учитель знакомит учащихся с гирей в 1 г. Многие учащиеся 5-го класса знают, что существует единица измерения массы — грамм.

Опыт и наблюдения показывают, что учащиеся плохо представляют себе эту массу. Например, карандаш, яблоко, конфету, крупинку пшена они приводят как пример предметов, имеющих массу 1 г.
Чтобы учащиеся ощутили массу в 1 г, им следует не только показать, но и дать возможность гирю в 1 г подержать в руке. Только после этого дети знакомятся с другими разновесами: 5 г, 10 г, 20 г, 50 г, 100 г, 200 г, 500 г.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: