Дата: 28.10.2019
Матюшина Н.В.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ
В 6-11 классах
Практическая часть представлена следующими видами работ:
Вид учебной деятельности | Цель организации. Формируемые у учащихся навыки | Особенности организации работы | |
Демонстрационный опыт | Наглядная демонстрация и наблюдение биологических процессов, формирование исследовательской культуры учащихся. Проведение простейших экспериментов. Формирование навыков проведения наблюдения, опыта. | Организация проведения – учителем, возможно привлечение учащихся к организации опыта за счет внеурочной деятельности, не требует обязательного оформления в рабочих тетрадях учащихся, необходимо указание проведения в журнале, проводится без оценивания | |
Практические работы | Применение теоретических навыков на практике. Проведение простейших экспериментов. Формирование навыков проведения наблюдения статических и динамических объектов, описание, инструментальные методы. | В 6-7 классах – организация учащимися самостоятельных долгосрочных наблюдений в домашних условиях. Необходима четкая инструкция учителя о сроках проведения, сроках отчета, форме отчета о практической работе. При проведении оценивание возможность формирования культуры публичных выступлений учащихся. | |
Лабораторные работы | Исследовательская работа учащихся на уроке. Формирование навыков проведения наблюдения, опыта, описания, выполнение схематических рисунков, схем, таблиц, аналитическая деятельность учащихся. | Проводятся на уроке. Форма записей – производная, однако необходимо указание: № работы, темы, оборудования, отражение этапов работы, вывод. | |
Экскурсии | Особая форма урока – экскурсия. Основная цель - показать связь теоретического материала с реальными процессами, происходящими в живой природе. Формирование экологической и исследовательской культуры школьников, навыков проведения наблюдения, описания, выполнение схематических рисунков, схем, таблиц, составление гербариев, коллекций, аналитическая деятельность учащихся, формируются навыки коллективной работы | Экскурсию можно рассматривать как высших элемент в системе формирования практических умений и навыков. Оценивание результатов творческих отчетов учащихся. |
При оценивании работ биологического практикума целесообразно учитывать:
1. Умение определять этапы работы, их выполнение.
2. Самостоятельный подбор оборудования и материалов.
- Организация рабочего места.
- Самостоятельность и качество выполнения расчетов, схем, рисунков.
- Соблюдение правил техники безопасности на рабочем месте.
- Отношение к труду, соблюдение правил трудовой дисциплины.
- Умение анализировать полученные результаты работы.
- Оформление отчета о выполненной работе.
Отчеты по результатам обязательных практических и лабораторных работ по биологии проверяются у каждого ученика и отметки выставляются в журнал. Контрольные работы проверяются у каждого учащегося. По результатам контрольных работ учащимся 6-11 классов выставляются отметки в баллах в тетради. Эти отметки заносятся в классный журнал соответствующих классов. Отметка за выполнение обучающей письменной работы выставляется на усмотрение учителя и должна носить стимулирующий характер.
Для необязательных лабораторных, практических работ оценивание деятельности и результатов работы каждого ученика не обязательно.
В данных рекомендациях представлен перечень обязательных лабораторных и практических работ.
Следует отметить, что формулировки обязательных лабораторных и практических работ должны соответствовать приводимым в данном издании, формулировки лабораторных работ не являющихся обязательными, должны по смыслу, но не обязательно дословно, совпадать с приводимыми в авторских и (или) примерных программах, так как предполагается возможность комбинирования некоторых лабораторных работ.
Перечень обязательных лабораторных и практических работ
Класс
Лабораторные работы:
- Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом
- Изучение клеток и тканей растений на готовых микропрепаратах и их описание (стебель или лист)
- Изучение органов цветкового растения (цветок, плод)
- Распознавание органов у растений (морфологический анализ однодольного и двудольного растения)
Практические работы:
- Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений
- Размножение комнатных растений
- Наблюдение за ростом и развитием растений
Класс
Лабораторные работы:
- Изучение особенностей строения и жизни моллюсков
- Изучение внешнего строения членистоногих (ракообразных или насекомых)
- Изучение внешнего строения рыб в связи с образом жизни
- Изучение внутреннего строения рыб
- Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни
Практические работы:
- Наблюдение за сезонными изменениями в жизни животных
Класс
Лабораторные работы:
- Изучение микроскопического строения тканей
- Изучение действия слюны на крахмал
Практические работы:
- Измерение S поверхности тела по массе и росту своего организма
- Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке
- Определение нарушений осанки и плоскостопия
- Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мыщц
- Определение норм рационального питания
Класс
Лабораторные работы:
- Сравнение строения клеток растений и животных
- Определение каталитической активности пероксидазы
Практические работы:
- Выявление приспособлений у растений и животных к среде обитания
- Составление простейших схем скрещивания
- Решение элементарных генетических задач
- Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
- Решение экологических задач
класс Базовый уровень
Лабораторные работы:
- Определение каталитической активности пероксидазы
- Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание
- Сравнение строения клеток растений и животных
- Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений
- Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и
- описание
- Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений
- Опыты по определению каталитической активности ферментов
- Изучение хромосом на готовых микропрепаратах
- Изучение клеток дрожжей под микроскопом
- Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке
- Изучение фаз митоза в клетках корешка лука
- Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий
- Сравнение процессов брожения и дыхания
- Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза
- Сравнение процессов митоза и мейоза
- Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных
Практические работы:
- Составление простейших схем скрещивания
- Решение элементарных генетических задач
- Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию
- Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию
- Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора
- Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм
- Выявление изменчивости у особей одного вида
- Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
- Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных
- Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности
- Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
- Решение экологических задач
Контрольные работы по биологии соответствуют тематическому или промежуточному контролю, проводятся письменно и должны включать задания всех уровней усвоения материала (количество заданий каждого уровня определяет учитель).
В журнал записывается номер и тема контрольной работы. Например: контрольная работа № 1 по темам «Общий обзор организма. Нервная система», контрольная работа № 2 по теме «Вегетативные органы растения», контрольная работа № 1 по разделу «Зоология беспозвоночных». Сроки проведения контрольной работы и ее тематика определяются учителем биологии на основе календарно-тематического планирования. График проведения контрольных работ составляется и утверждается руководителем общеобразовательного учреждения.
Для выполнения всех видов обучающих и контрольных работ учащимся рекомендуется иметь следующее количество тетрадей по учебному предмету «Биология» - 1 тетрадь для обучающих, лабораторных и практических работ и 1 тетрадь – для контрольных работ. Разрешается использовать для обучающих, практических, лабораторных работ и экспериментальных исследований тетради на печатной основе.
Тетради для контрольных работ сохраняются в общеобразовательном учреждении на протяжении учебного года и выдаются учащимся для выполнения контрольных работ.
Тематический контроль, который проводится в письменном виде, оформляется в рабочей тетради или в тетради для контрольных работ.
В рабочих тетрадях по биологии при выполнении классных обучающих письменных работ слова «Классная работа» не пишутся, а сразу записывается тема на той же строчке, на которой на полях записана дата.
Тетради, в которых выполняются обучающие работы учащихся по учебному предмету «Биология» проверяются во всех классах выборочно, однако тетрадь каждого ученика должна проверяться не менее одного раза в месяц. Если отметку за работу выставить невозможно, например, из-за ее незначительности или маленького объема, в тетради исправляются ошибки, но не делается никаких пометок учителем.
Названия учебных предметов в журнале пишутся с маленькой буквы на всех страницах. Каждая тема урока и домашнее задание записываются с большой буквы. В журнале следует делать запись вида работы и ее темы. Например: Практическая работа № 4. Изучение приспособленности организмов к экологическим факторам.
При записи темы урока в журнале можно использовать короткие записи и сокращения, в соответствии с правилами орфографии.
В графе «Домашнее задание» записывается с большой буквы содержание задания. Например: Отчет об экскурсии, или: §8, вопрос 3 – письменно.
В классный журнал записывается только обязательное домашнее задание, которое должно быть выполнено каждым учеником. Дифференцированные задания в журнал не вносятся.