Факультет психологии и педагогического образования

Кафедра дошкольного образования и педагогики

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине:

«Методика ознакомления детей дошкольного возраста с русским народоведением»

 

Выполнила: студент Якимова Карина Ильмировна

Курс: 5

Группа: КЗДО-15

 

 

Керчь-2020


 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………. 3
1. Методические особенности использования народных игр в работе с детьми дошкольного возраста………………………………………………   4
2. Методика ознакомления дошкольников с русскими народными оберегами……………………………………………………………………..   8
Практическое………………………………………………………………… 12
Заключение…………………………………………………………………... 16
Список использованной литературы………………………………………. 17
   
   

 


 

Введение

 

Формирование народоведческих представлений является необходимой задачей воспитания современных дошкольников, которое предопределяет знания человеком культуры своего народа, появление интереса к возрождению народных традиций, национального развития и возращение общечеловеческих ценностей. Эти знания закладывают в сознание ребенка потребность в культуре народа, к которому он принадлежит, актуализацию национальных традиций, обрядов, обычаев, языка.

В ходе изучения дисциплины «Методика ознакомления детей дошкольного возраста с русским народоведением», особое внимание будет уделено вопросам:

1. Методические особенности использования народных игр в работе с детьми дошкольного возраста.

2. Методика ознакомления дошкольников с русскими народными оберегами.

Также будет решено практическое задание.

Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.

 


 

1. Методические особенности использования народных игр в работе с детьми дошкольного возраста

 

Игра – это особая реальность, доступная восприятию каждого, существующая на всех степенях культуры, при разных формах мировоззрения.

Игра – это творческая деятельность детей. Детям нужно дать почувствовать радость от прикосновения к прекрасному, а именно – к богатейшему наследию русской национальной культуры; помочь 6 ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народных игр.

«Игры народные» – термин, которым мы обозначаем как собственно игры, так и различные забавы, увеселения, зрелища, народные виды спорта, которые, имея игровую, развлекательную основу, включают в себя элементы театра, цирка, танцевального, музыкального, песенного, поэтического и изобразительного искусств, а также верований и религиозных обрядов.

В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека-гражданина. Практически нет такого существенного положительного качества личности, развить которое нельзя было бы с помощью народной игры (стоит только рассмотреть ее с позиций важнейших педагогических задач). Народные игры являются своеобразной школой жизни. Особое значение народ придавал национальным играм как важному фактору физического развития и воспитания. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков, в них ярко отражался образ жизни людей. Их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Народная подвижная игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую), служит средством приобщения детей к народной культуре. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Методика организации проведения народных подвижных игр

В методике организации и проведения народных подвижных игр наиболее существенное значение имеют следующие аспекты: выбор игры, подготовка к проведению игры, объяснение игры, организация и руководство процессом игры.

Выбор игры. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Дети старшего дошкольного возраста проявляют большой интерес к играм с динамичными движениями (бег, прыжки, упражнения с лазанием и др.). Им нравится догонять друг друга, убегать от водящего. Постепенно они начинают интересоваться результатами своих действий: попасть мячом в цель, перепрыгнуть через «ручеѐк». Однако не рекомендуют проводить подвижные игры со сложными видами движений (лазание) до тех пор, пока дети не овладеют ими. Вначале их учат правильно выполнять движение, а затем проводят игру, где это движение ведущее. Общая продолжительность подвижной игры для детей этой возрастной группы составляет не больше 8-10 минут.

Также при выборе игры принимается во внимание место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить еѐ в кругу.

Подготовка к проведению игры. При подготовке к проведению игры существенное значение имеет подготовка игровой площадки, игрового инвентаря, распределение ролей, деление детей на команды и объяснение игры. Выбирая и подготавливая игровую площадку, прежде всего, нужно учесть гигиенические требования, позволяющие предотвратить травматизм участников игр (площадка должна быть ровной, без рытвин и ям, без острых, режущих и колющих предметов и т.п.) и сделать необходимую для игр разметку. Нужный инвентарь должен быть в исправном состоянии и находиться под рукой. Для выделения водящих и разделения детей на команды можно применять различные способы: по назначению педагога, путем расчета, через считалки, по выбору капитанов, по очереди.

Объяснение игры. Объяснение правил должно быть кратким (не более 2–3 минут), эмоциональным, доступным, наглядным, логичным. Дошкольникам рекомендуется говорить об основных требованиях к играющим и более подробно рассказывать о значении, технике и тактике игры. Для экономии времени можно связывать объяснение с размещением обучающихся к началу игры.

Организация и руководство процессом игры. Организуя игру и руководя ею, необходимо своевременно выбрать помощников и водящих, провести комплектование команд, следить за активностью играющих и уровнем физических и эмоциональных нагрузок, осуществлять объективное судейство.

При организации игр необходимо пробуждать и поддерживать интерес детей к выполнению роли помощников, поощрять стремление играющих к согласованным решениям при выполнении различных заданий, воспитывать у играющих спокойное отношение к успехам и неудачам в играх.

Важное значение в методике проведения народных подвижных игр имеет правильное подведение итогов игры. Одним из главных требований при определении победителей является система оценки результатов игры, когда ее участники не выбывают в процессе игры, а лишь получают штрафные очки. Моторная плотность занятий в этом случае достигает 80% и оказывает наиболее положительное действие на функциональную подготовленность детского организма.

Регулировать нагрузку при проведении игр можно следующими способами:

1) установление кратковременных перерывов или проведение игры без перерывов;

2) увеличение или уменьшение количества повторений игры или ее отдельных эпизодов;

3) увеличение или уменьшение общего времени на игру;

4) удлинение или сокращение дистанций перебежек, расширение или сокращение общего участка для игры;

 5) облегчение и уменьшение (или усложнение и увеличение) числа препятствий;

6) облегчение веса предметов;

7) увеличение или сокращение числа игроков в командах.

В ходе занятий с детьми мы решаем следующие задачи:

- знакомим дошкольников с нравственно-этическими ценностями, традициями и обычаями народов населяющих территорию России;

- формируем устойчивый интерес к народной культуре;

- вызываем неподдельный интерес к национальным видам спорта;

- укрепляем здоровье, а так же развиваем детей физически;

- обогащаем лексикон своих воспитанников;

- воспитываем патриотизм к родному краю.

Структура организации досуга с детьми содержит следующие составляющие:

Изготовление инвентаря для игры. Подготовка (изготовление) инвентаря для народных игр.

Беседа. Перед озвучиванием игры проводится беседа, активирующая ранее приобретенные знания детей о национальной игре на предыдущих занятиях.

Проведение игры.

Творческие задания. Составление рассказов, стихотворения, рисунки узоров с использованием орнаментов, организовать выставку работ дошкольников и родителей.

Проведение народной игры преследует три основные цели:

- познавательная (приобщает детей к народной культуре, расширяет круг знаний школьников о традициях, обычаях, укладе жизни народов России);

- развивающая (способствует развитию навыков налаживания межкультурных отношений);

- воспитательная (налаживает межэтнические взаимоотношения и взаимопонимания).

 

 

2. Методика ознакомления дошкольников с русскими народными оберегами

 

В настоящее время важнейшим приоритетом современного дошкольного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Необходимо стремиться к тому, чтобы подрастающее поколение знало традиции и обычаи русского народа, историю народной культуры, могло проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам.

Цель ознакомления детей с оберегами: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.

Задачи:

1. Познакомить детей с предметами русского быта и их назначением.

2. Дать представления о разнообразных современных профессиях и древних ремеслах.

3. Знакомить с материалами, орудиями и результатами труда мастеров.

4. Знакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.)

5. Развивать устойчивый интерес к художественным произведениям и декоративно - прикладному искусству. Познакомить детей с народным месяцесловом.

6. Формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной, конструктивной деятельности.

Содержание работы:

1. Создание атмосферы национального быта (развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного).

2. Широкое использование фольклора (фольклор - источник познавательного и нравственного развития детей).

3. Знакомство с традиционными обрядовыми праздниками (они тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека).

4. Знакомство с народным искусством, как основой национальной культуры.

5. Знакомство с русскими народными играми (в них заключается огромный потенциал для физического и умственного развития ребенка).

В работе с детьми использую различные формы и методы работы:

1. Словесные формы и методы работы

Занятия, экскурсии-путешествия в историю традиционных праздников.

Вместе с детьми беседуем, играем в народные игры, разучиваем народные песни, читаем и обыгрываем произведения устного народного творчества.

2.Наглядные методы работы

Дети знакомятся с обычаями и традициями народа, с разновидностями обереговых, обрядовых и игровых моделей кукол, с народным костюмом. Рассматривают иллюстрации и картины.

В групповом помещении создание Уголока народного творчества «Русский народный уголок», где дети получают знания о самобытности и колорите русского народа.

Практические методы работы

Создание оберегов своими руками. Это обереговые куклы, мешочки, «наузы». «домовушки»

Дети знакомятся с творчеством разных регионов нашей страны. Кроме того дети на занятиях не только знакомятся с техникой традиционной вышивки и росписи, значением используемой при росписи цветовой гаммой, но и сами расписывают детали одежды для тряпичных кукол-оберегов, ведь каждый элемент вышивки и цветовое решение имеет свой символ, знак.

Для обучения детей данному виду творчества- создание куклы-оберег использую разные виды детской деятельности:

Коммуникативная:

беседы: «История возникновения тряпичной куклы», «Осенние традиции и обряды русского народа», «Куклы- обереги», «Как отмечают праздник Пасхи» и т.д.;

отгадывание загадок об осенних явлениях, зимних приметах;

заучивание пословиц о семье, труде, ситуативные разговоры);

чтение художественной литературы (чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Крошечка-Хаврошечка», стихотворений М. Пожарова «Тряпичная кукла», И. Рюмина «Куклы наших бабушек»; заучивание колыбельных песен, колядок; использование кукольного театра);

Двигательная:

русские народные подвижные игры и хороводы, игры с пением: «Гуси-лебеди», «Гори-гори ясно», «Кострома», «Шел король по лесу», «Ходит Ваня», «Дуня - тонкопряха», «Зайцы и лиса»);

Продуктивная:

мастерская по изготовлению тряпичных кукол: «Кувадка», «Пеленашка», «Ангелочек», «Кукла-бабочка»);

Игровая:

использование всех видов игр: подвижные, дидактические «Узнай элемент узора», «Закончи узор», «Народные промыслы», «Найди пару», «Дорисуй юбку», словесные «Скажи наоборот», «Повтори»);

Познавательно-исследовательская:

наблюдения в природе.

Особое внимание уделяется работе с родителями воспитанников: знакомство их с традициями и культурой русского народа, с традиционными тряпичными куклами, используя такие формы работы:

- консультации «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Народные промыслы», «Мудрые игрушки наших предков».

Совместная деятельность родителей и детей, сотрудничество, взаимопомощь помогают достичь лучшего взаимопонимания между ними.

Результатом работы является приобретение знаний у детей о народных традициях и праздниках, о предметах старины и их назначении, о труде взрослых в старину, о процессе изготовления вещей из разных материалов разными инструментами.

 

 


 

Практическое

 

План коснеет занятия на тему: «Оберег»

старшая группа

Дата проведения:

ФИО воспитателя:

Цель – закрепление у детей представления о понятии «оберег» в народной культуре через знакомство с бытом русского народа.

Задачи:

- обобщить знания детей об особенностях постройки русской избы, об элементах русского народного костюма;

- уточнить знания детей о значении символов в народных ремёслах (резьбе по дереву, вышивке), о понятии "оберег";

- продолжать обучать делать игрушки по мотивам народных, используя схемы;

- развивать речь, память, внимание, воображение;

- воспитывать интерес к русскому быту и малым фольклорным формам.

Словарная работа: оберег, изба, причелина, полотенце, ставни, наличники, понёва, занавеска, рубаха, порты.

Оборудование: интерьер «избы» (макет печки, стол, лавки, макет «окна со ставнями», искусственная ель); листы бумаги, маркеры; д/и «Укрась избу» (шаблоны «изб» и наборы геометрических фигур); набор карточек "Народный костюм» (размер каждой – 30 см на 40 см); разноцветные ленты для плетения поясков (прикреплены на брусок по три); образец тряпичной куклы; ткань для изготовления кукол, нитки; схемы изготовления; угощение для детей (леденцы на палочке или печенье), запись русских народных песен.

Предварительная работа: проведение тематических бесед «Жилище русского крестьянина и основные занятия», «Народный костюм», «Русская народная игрушка»; знакомство с потешками; разучивание хоровода «Сею, вею…»; проведение игры «Плетём поясок»; обучение работы с тканью.





Ход НОД


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: