После установки инструмента, выбираемого соответственно росту и физическим данным учащегося, а также регулировки плечевых ремней сразу же проверяются устойчивость начального местоположения, удобство перемещений рук и ориентирования на клавиатуре, степень свободы в управлении и ведении меха. Лучше всего, на наш взгляд, использовать для этого специальные упражнения «на разжим» и «на сжим» без нажатия клавиш.
В процессе движения меха «на разжим» или «на сжим» условно фиксируются три положения (фазы) – сжатое, полуразжатое и максимально разжатое. Принимая данные положения в качестве исходных точек, исполнителю следует упражняться в разжимании и сжимании меха (варьируя интенсивность его ведения). Наряду с контролем устойчивости инструмента и регулировки плечевых ремней, подобные упражнения способствуют формированию оптимальных движений меха – способов нагнетания давления в меховой камере и подачи воздуха к голосам (эластичной либо интенсивной). Отличительной чертой эластичной подачи является постепенное и последовательное включение различных мышц левой руки исполнителя, начиная с плеча, затем – предплечья и кисти. Последняя через определенные точки воздействия (на корпусе и на рабочем ремне) сообщает полукорпусу инструмента уже набранную инерцию движения:
|
|
|
Интенсивная подача осуществляется за счет одновременного включения в процесс движения всех мышц левой руки. При этом собственно подаче предшествует небольшое отклонение руки в противоположную сторону – ауфтакт (замах):
Следующий этап занятий предусматривает целенаправленную работу над звукоизвлечением. Педагог, продемонстрировав на уроке соответствующий порядок действий, предлагает ученику объединить движение меха с нажатием клавиши басовой ноты «до» в основном ряду левой клавиатуры.
По нашему мнению, осваивая процесс звукоизвлечения на баяне, желательно сразу же приступить к тренингу левой руки. Такое «опережение» позволит изначально сосредоточить внимание ученика на отдельных элементах движений, связанных с ведением, сменой меха и нажатием клавиши. Уязвимым местом данного подхода является сложность в озвучивании басового регистра, где утроение (учетверение) тона сопровождается специфическим «разнобоем» вследствие несовпадающей длины голосов.
Уже на раннем этапе знакомства с инструментом необходимо добиваться осознанно дифференцируемого отношения ученика к возникновению звука (в современной терминологии – к атаке последнего) при различных движениях меха и пальца. Учитывая особую важность названного момента, нужно уделить первоочередное внимание полноценной тембровой окраске звуков, извлекаемых ребенком.
Процесс формирования звука допускает различные типы соотношений двигающихся меха и пальца (нажим на клавиши). Продуктивному усвоению этих разновидностей способствуют специальные упражнения, которые приводятся ниже.