Нажатие клавиши (связанное с открытием клапана), после которого за счет эластичного способа подачи воздуха приводится в движение мех. Формирование звука при такой последовательности происходит постепенно, образуя очень мягкую атаку:
Упражнение рекомендуется повторять, выдерживая медленный темп. При возникновении звука желательно контролировать интенсивность дополнительных мышечных усилий левой руки, способствующих формированию полноценной тембровой окраски и полноты звучащего тона. Фиксируя слухом стабильность надлежащего качества звука, необходимо стремиться к сохранению оптимальных его параметров на протяжении всей длительности. Звук должен быть певучим, свободно «льющимся». В дальнейшем предполагается усложнение задачи, обусловленное достижением аналогичного результата при изменяемых громкостно-динамических нюансах.
Медленное нажатие клавиши, сопровождаемое одновременным началом движения меха (эластичная подача):
Выполняя обозначенное упражнение, следует сосредоточиться на последовательном включении мышц левой руки, связанных с началом движения меха и медленным погружением пальца в клавишу. Поначалу мышечные ощущения, сопряженные с воздействием руки на мех через фиксируемые точки (на разжим или сжим) и нажатием клавиши (чутко воспринятое сопротивление пружинки), дифференцируются; затем движения объединяются в целостный комплекс исходя из оптимального звукового результата – глубокого и насыщенного тона.
|
|
Предварительная интенсивная подача и быстрый нажим (толчок) клавиши:
В данном упражнении рекомендуется уделить первоочередное внимание опережающему движению меха (за счет активного рывка), благодаря которому достигается необходимое давление в меховой камере, и последующему быстрому нажиму клавиши. Твердая атака обозначается черточкой, выставляемой под нотой.
Предварительная интенсивная подача и удар клавиши:
Выполняя данное упражнение, следует сосредоточиться на опережающем движении меха (предпосылке необходимого давления в меховой камере) и последующем ударе клавиши. Жесткая атака обозначается знаком акцента.
Эти упражнения, как и предыдущие, должны повторяться с учетом различных положений меха: сжатого, полуразжатого (средняя точка разжима-сжима) и разжатого (его оптимальная точка зависит от физических кондиций учащегося). Каждое упражнение призвано способствовать достижению и фиксации определенной характеристики звука в условиях заданного уровня громкости (р, mр, mf, f) после появления звука.
Основные задачи указанного этапа:
|
|
1. Усвоение важнейших особенностей формирования звука на баяне.
2. Дифференциация разнообразных характеристик звука в момент его возникновения: насыщенности, окраски, различных оттенков тембрального наполнения (света и тени, глубины и прозрачности).
3. Выработка рациональных движений, способствующих воплощению необходимого звучания на инструменте.