Задания для самостоятельной работы

 

1. Как определяет программа по английскому языку задачи обучения грамматической стороне речи в средней школе?

2. Чем обусловлена необходимость ограничения языкового и грамматического материала?

3. Выпишите основные принципы отбора в активный грамматический минимум и в пассивный грамматический минимум.

4. Что представляет значительные трудности для русского учащегося при овладении грамматической структурой иностранного языка?

5. Что понимается под грамматическим навыком говорения?

6. Что понимается под рецептивным грамматическим навыком?

7. Что понимается под языковым грамматическим навыком?

8. Каковы условия эффективности формирования грамматических навыков?

9. Какие существуют подходы и методы обучения грамматике? Дайте объяснение терминам «подход» и «метод». В чём их отличие?

10. Каковы основные этапы работы над грамматическим материалом согласно имеющимся подходам?

11. Назовите упражнения для обучения учащихся грамматике?

12. Какова методика работы над пассивным грамматическим минимумом?

13. Чем отличается правило-инструкция от правила-обобщения?

14. Составьте ориентировочные карточки для разработки фрагмента урока по введению нового грамматического материала на примере времени The Present Progressive Tense.

  1. Учитель иллюстрирует и комментирует действия, выполняемые им, задавая вопросы и отвечая на них. 2. Класс отрабатывает краткие ответы. 3. Проводится фонетическая отработка грамматической структуры. 4. Класс комментирует действия своих товарищей и учителя. 5. Ответы на вопросы. 6. Выполнение упражнений по учебнику. 7. Высказывание по ситуации.  

 

Методические задачи

1. Как Вы думаете, какие ассоциации возникают у учащихся, когда они слышат слово «грамматика»?

2. Работая над грамматической стороной речи, учитель сталкивается с определёнными трудностями (как сформулировать правило-инструкцию; в каком месте процесса автоматизации сообщать правило-инструкцию; сколько необходимо упражнений и какова технология их выполнения; где и какие опоры следует использовать и др.). Дополните представленный список вопросов.

3. Правильно ли это?

· Поскольку существуют кроме речевых и языковые навыки, нужны и языковые упражнения.

· «Количество упражнений не решает вопроса о характере того навыка, который формируется» (В.С. Цетлин).

4. При каком условии, по вашему мнению, ученик усвоит грамматическое явление?

а) однотипные речевые образцы регулярно повторяются в речи;

б) однотипные речевые образцы повторяются бессистемно.

5. Как Вы думаете, когда мы можем добиться такого качества навыка, как прочность? Выберите правильный вариант:

а) когда ученик использует речевой образец;

б) когда ученик читает и использует речевой образец;

в) когда ученик читает, слышит и использует речевой образец;

г) когда ученик читает, слышит, использует и записывает речевой образец.

6. Как Вы считаете, всякие ли упражнения, проведённые в устной форме, можно считать упражнениями в устном общении? Например, часто в учебнике можно встретить такие установки:

· Произнесите вслед за учителем.

· Ответьте на вопросы, раскрыв скобки.

· Прочтите диалог в паре и т.д.

Можно ли назвать данные упражнения упражнениями в устном общении? Приведите примеры речевых установок.

7. Согласны ли Вы с мнением Б.В. Беляева «Грамматические структуры целесообразно не выделять из общего потока речи»? Как Вы можете объяснить данное утверждение?

8. Проиллюстрируйте методику работы над каким-либо грамматическим явлением, входящим в пассивный минимум старшего этапа обучения ИЯ.

Примечание: Пассивная грамматика усваивается на основе тех же методов, что и активная (ознакомление, тренировка, применение) и имеет целью формирование навыков узнавания формы, соотнесения её со значением и на этой основе - проникновение в смысл читаемого.

9. Разработайте средства наглядности для презентации и автоматизации определённой грамматической структуры, входящей в активный грамматический минимум средней школы.

10. Как Вы думаете, если ученик выучит десять речевых образцов одной грамматической структуры, усвоит ли он данную грамматическую форму?

11. Изучите методические рекомендации по формированию грамматических навыков и составьте фрагмент урока по обучению грамматике.

 

Методические рекомендации по формированию грамматических навыков в средней школе

I. Общие положения

1. Важное условие формирования грамматических навыков – регулярное поступление однотипных речевых образцов (7-9 речевых образцов в каждом упражнении).

2. Хорошая профилактика будущих ошибок – относительная безошибочность выполнения действий на начальном этапе.

3. Прочность грамматического навыка вырабатывается при участии всех четырёх анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного, моторно-двигательного.

4. Любое упражнение должно быть речевым по сути.

5. Для успешного усвоения нового необходимо осмысленное предваряющее восприятие. Если ученики могут сами сформулировать правило-инструкцию к данному грамматическому явлению, это значит, что они его осмыслили. На стадии восприятия следует избегать незнакомых лексических единиц в речевых образцах, так как они затрудняют осмысленное восприятие.

6. Речевые установки к упражнениям – одно из важнейших условий осмысленной имитации в процессе общения.

7. Для успешного обучения грамматической стороне речи следует управлять действиями по аналогии либо с помощью правил-инструкций, либо с помощью зрительных схематических опор.

8. При работе над формированием грамматических навыков следует обращать внимание учащихся на смысл высказываний, форма запоминается непроизвольно.

9. Разнообразие обстоятельств, ситуаций, задач – одно из условий эффективного формирования речевого навыка.

II. Памятка по ознакомлению, тренировке


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: