Муниципальное бюджетное общеобразовательное
Учреждение средняя общеобразовательная школа №1
С углублённым изучением английского языка
Дистанционное обучение
Русский язык, 10 класс
Мая 2020г.
==================================
Учитель: Шальнева Елена Анатольевна
СОДЕРЖАНИЕ
I. Вводное слово учителя
II. Расписание занятий
===
I. Здравствуйте, уважаемые родители и дети:
¾ Бжицких Герман;
¾ Бибин Александр;
¾ Бисаев Александр;
¾ Брагин Владислав;
¾ Бурдуковская Марина;
¾ Ермаков Дмитрий;
¾ Журавлёв Егор;
¾ Зоммер Полина;
¾ Иванов Даниил;
¾ Калясев Павел;
¾ Любопытнов Владимир;
¾ Манохина Галина;
¾ Мельников Андрей;
¾ Негруль Даниил;
¾ Обухова Екатерина;
¾ Осетров Александр;
¾ Павлова Софья;
¾ Райх Артем;
¾ Рыбалко Никита;
¾ Семенов Иван;
¾ Серветникова Юлия;
¾ Смирнов Вадим;
¾ Строило Анна;
¾ Тапио Степан;
¾ Терехина Анастасия;
¾ Фейсканов Радик;
|
|
¾ Хливенко Дмитрий;
¾ Шадрин Дмитрий;
¾ Шемякина Варвара.
Последние недели мы повторяем изученное. В эти дни я предлагаю повторить тему «Стили и типы речи», а также выполнить итоговые тестовые работы по типу ЕГЭ.
Конкретное время в этот раз не указываю, чтобы вы могли сами планировать занятия. Обращаю внимание на то, что все работы должны быть выполнены до 27 мая.
===
С наилучшими пожеланиями
Елена Анатольевна Шальнева,
Ellen-a@list.ru
===
УРОК N 1 «Функционально-смысловые типы речи (Задание ЕГЭ №23)»
Внимательно прочитайте теорию и выполните предложенные задания.
Теория
Три основных функционально-смысловых типа:
· Повествование - это рассказ о чём-то. В предложения, в которых есть повествование, происходит действие, движение, много глаголов, мы словно «видим», как совершается то или иное действие (пришёл, увидел, победил). Действия могут быть показаны во времени.
· Описание- этот описание чего-либо (предмета, характера, обстановки, внешнего вида и пр.) на данный момент времени. Мы словно представляем картину, описанную автором, поэтому здесь много прилагательных (красивая, нежная, добрая).
· Рассуждение – мысли вслух. Характерно наличие вопросительных предложений, вводных слов, переход от тезиса к доказательствам.
Несколько подсказок.
· Так как для сочинения чаще всего даётся публицистический текст, то больше всего в нём рассуждений. Поэтому обращайте внимание на те варианты ответов, в которых названы именно эти типы предложений.
· Предложений с описанием и повествованием бывает значительно реже. Помните это! Если вы решили, что в данных предложениях именно повествование или описание, очень вниматльно прочитайте их, не ошибитесь, не перепутайте с рассуждением. Вы должны «видеть» движение, действие, описание чего-то, представить это. Если этого нет, то здесь обычное рассуждение.
|
|
· Част верными бывают ответы, в которых дано рассуждение, но с элементами описания или повествования.
· Помните, что при повествовании действия реальные, а не совершающиеся в представлении человека, не показанные в переносном смысле. (См. пример ниже).
·
Примеры:
Описание
- Веселая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. Достались ей от обеда две косточки.
- Широкая долина Рыбной синела и чуть туманилась под солнцем, перевальный ветерок налетал резвыми, не сильными порывами. Кедровки орали недалеко внизу. Погода стояла самая охотничья. (В. Ремизов «Воля вольная»)
Повествование:
- Дядь Саша выругался и полез из кабины. Дядь Саша ждал этой беды, в кузове у него был запасной мост... Он стал набирать на телефоне Мишку Милютина. Потом вызвал Поварёнка. К обеду ясно стало, что сегодня не выехать, конца не видать было. Вместе с мостом надо было менять ещё что-то. Поварёнок обзванивал корешей в поисках нужных сальников и рычагов. Жебровский сначала пытался вникать, потом просто сидел рядом на ящике, скучая и покуривая. Дядь Саша тоже особо не лез, работой молча управлял высокий и худощавый Мишка. (В. Ремизов «Воля вольная»)
Рассуждение:
- По своему характеру он плюнул бы на это дело, замял и уехал бы, но в области уже знали, и человека надо было представить. Живым, а лучше мёртвым — за оказание сопротивления. «Это надо сделать кровь из носу, ты что, не врубаешься!..» — орал из области зам по оперативной, которому, видно, самому здорово досталось.Александру Михайловичу и так всё ясно было его место из-за беглого Кобяка падало в цене и могло быть отдано только кому-то местному. Интересно, Семихватскому с Гнидюком предлагали? А может, и обоим для конкуренции, размышлял Александр Михалыч... (В. Ремизов «Воля вольная»)
- Жебровский не вмешивался. В России власть всегда была священной коровой. Даже здесь, на её окраинах, где никогда не было крепостного права и где на суровой природе жили вполне самостоятельные мужики, людей возмущало не дурное устройство самой власти, но лишь справедливость или несправедливость её действий. Это необъяснимо глупо, думал Илья и помалкивал. Смысла в этих разговорах не было никакого. (В. Ремизов «Воля вольная»)
Повествование с элементами описания:
- Слышал, что три года назад, весной, убили младшего дядь Саши — Сашку. В тот день Сашка вернулся из армии. В кафе дело было, куда он никогда не ходил. Один прыщавый, на голову ниже Сашки, курнув дряни, пырнул ножом. Весь посёлок хоронил. Сашка был красивый, трезвый и в жизни никого не обидел. Его ударили ножом, а он только морщился, улыбался растерянно и виновато, зажимая рукой пульсирующую рану. (В. Ремизов «Воля вольная»)
Повествование с элементами описания:
- Илья поставил вариться макароны, открыл тушёнку от нечего делать, а скорее, от охотничьего зуда в руках, принёс чехол с новым штуцером. Вспомнил, как ездил за ним в Австрию, как пробовал там на стрельбище, — пуля в пулю ложилась. Работа была штучная, ему надо было к сентябрю, и австрияки всё сделали в срок и нигде не отступили от своего качества. (В. Ремизов «Воля вольная»).
Описание с элементами рассуждения:
- Генка встал, отряхиваясь, взял карабин на плечо и пошёл прочь. Странное было дело. Эту вот жизнь в тайге он с годами любил всё больше и больше, а азарт терял. Не то чтобы азарт, но то, что раньше было. Он это точно знал за собой. Жадным никогда не слыл, но когда удавалось добыть больше других, а такое случалось часто, ходил довольный. Бывало и хвастался по пьяни. (В. Ремизов «Воля вольная»)
Три типа вопросов в задании № 23.
|
|
· Найти описание, повествование или рассуждение.
· Найти какой-то тип речи с элементами другого (например, рассуждение с элементами описания).
· Доказать что-то, например, что в предложении 14 содержится следствие того, о чём сказано в предложении 13.