Основные виды универсальных учебных действий. Понятие и первостепенные составляющие регулятивных УУД

В соответствии с законом начального общего образования основные требования к организации учебного процесса выдвигает ФГОС НОО. Главной задачей является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающие условия для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся. [31]

Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности[9, с.74].

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

-личностные

-регулятивные

-познавательные

-коммуникативные

Личностные УУД – это действия, обеспечивающие определение ценностно – смысловой ориентации обучающихся. Также они способствуют определению человека своего места и роли в обществе и установлению благополучных межличностных отношений.

Личностные действияобеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

-самоопределение в разных сферах: профессиональное, личностное;

-смыслообразование: осознание смысла и мотива обучения, связи между ними;

-нравственное оценивание усваиваемого материала, способность делать личностный моральный выбор, исходя из социальных ценностей.

Чтобы формировать личностные УУД, предлагается использовать следующие методические приёмы и задания:

-Групповые проекты. Обучающиеся совместно выбирают интересную и актуальную тему, распределяют роли внутри группы. Каждый вносит свой вклад в осуществление проекта;

-Ведение портфолио. Дневник индивидуальных достижений способствует созданию ситуации успеха, тем самым повышая самооценку и устанавливаю уверенность в себе. Портфолио подталкивает к стремлению к самосовершенствованию, формированию положительных характеристик личности;

-Привлечение краеведческого материала на учебные и внеурочные занятия;

-Творческие задания.

Познавательные УУД – это общеучебные действия, которые включают в себя: самостоятельную постановку познавательной цели, поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств смысловое чтение, моделирование.

Познавательные универсальные действиявключают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

· самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

· поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

· структурирование знаний;

· осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

· выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

· рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

· смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

· постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера [37, с.86].

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

· моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

· преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

· анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

· синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

· выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

· подведение под понятие, выведение следствий;

· установление причинно-следственных связей;

· построение логической цепи рассуждений;

· доказательство;

· выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

· формулирование проблемы;

· самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Развитию познавательных УУД способствуют такие приёмы и методы: задания на нахождение соответствий, составление кластера, логической цепочки, разработка тестовых вопросов и ответов на них, работа с историческими документами.
Коммуникативными УУД называют действия, обеспечивающие социальную компетентность, способствующие получению навыков построения диалога; позволяющие интегрироваться в социальную среду.

К ним относят:

-Поиск благополучного выхода из конфликтов;

-Умение правильно формулировать вопросы;

-Способность полно и точно выражать свои мысли;

-Контроль и коррекция поведения партнера в группе.

Для развития коммуникативных УУД предлагается использовать такие приёмы:

-Составление уточняющих вопросов или вопросов к выступающему;

-Высказывание суждений;

-Выступление с докладами или сообщениями перед аудиторией;

-Продолжение и развитие суждения одноклассника.

Из содержания ФГОСследует, чтокоммуникативные универсальные учебные действия могут быть разделены на три группы:

- коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);

- коммуникация как кооперация, сотрудничество (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели);

- коммуникация как условие интериоризации (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии).

Очень нравится детям приём, который называется «горячий стул». Он подходит для закрепления пройденного материала. К доске выходят два человека. Один из них садится на стул, называемый «горячим», лицом к классу. Он не должен видеть доску. Второй обучающийся пишет на доске какой-либо термин либо дату. Класс должен объяснить сидящему значение, а тот в свою очередь, назвать само понятие. Такой простой приём, как рассказ по иллюстрации, тоже помогает развить коммуникативные УУД. При его составлении обучающийся пользуется зрительной опорой, вызывая пассивный словарный запас. Кроме того, иллюстрации способны оживить сам рассказ, заинтересовать детей, побудить к изучению материала. Видное место среди средств, формирующих коммуникативные УУД, занимает учебная дискуссия. Так называют обмен мнениями об определённой проблеме. Дискуссия способствует приобретению новых знаний, развитию способности отстаивать своё мнение. Существует множество форм: форум, «суд», дебаты, симпозиум, «круглый стол», мозговой штурм, техника «аквариума», «заседание экспертной группы».
      Важную роль в формировании «умения учиться» принимают регулятивные универсальные учебные действия. Под понятием «регулятивные» мы будем понимать - направляющий, вносящий порядок [17, с. 23].

Регулятивные универсальные учебные действия - это совокупность способов действий обучающегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения [10, с. 91].

Регулятивные универсальные учебные действия - это действия, которые обеспечивают организацию и коррекцию учебной деятельности [27, с. 27].

Функция регулятивных УУД заключается в организации учащимися своей учебной деятельности.

К регулятивным универсальным учебным действиям, по мнению А.Г. Асмолова, относятся: умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка); формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей [1].

Таким образом, целеполагание, планирование, освоение алгоритмов,

предвосхищение результата, оценка своей деятельности и деятельности

одноклассников – основные составляющие регулятивных универсальных

учебных действий.

Рассмотрим основные составляющие регулятивных УУД:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения

того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей

с учётом конечного результата, составление плана и последовательности

действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его

временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным

эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и

способ действия в случае расхождения с эталоном;

- оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и

что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии,

способность к волевому усилию и к преодолению препятствий. [21, с. 24] Эти действия позволяют обучающемуся организовывать самообразование, рационально подойти к решению учебной задачи.

При формировании регулятивных УУД мы учим обучающихся:

1) Самих ставить цель на уроке.

Постановка цели является начальным этапом учебной деятельности. Обучающийся должен определить и понять цель изучения какой-либо темы. Без этого невозможно успешное освоение материла. Для формирования целей занятия, обучающимся в начале урока может быть предложена такая таблица:

Таблица 1. Формирование регулятивных универсальных учебных действий (цели урока).

 

«Я знаю» «Я могу узнать» «Какие для этого нужно повторить (знать) темы»
     

 

Последнюю колонку можно заполнить и в конце урока, тогда следует изменить её название: «Что нового и интересного я узнал на уроке?» Возможны вариации и в соответствии с темой урока [4, с. 178].

А. Кокарева выделила основные приёмы организации цели:

- Опора на личный жизненный опыт обучающихся.

- Использование занимательного игрового материала.

- Создание проблемной ситуации в процессе целеполагания.

- Выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели.

- Моделирование цели урока, введение понятия «учебная задача».

- Постановка цели, в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.

2) составлять план для достижения этой цели.

Чтобы сформировать УУД планирования, целесообразно использовать следующие приемы:

-   Составление плана.

-   Обсуждение плана решения учебной задачи.

-   Работа со специально изменённым (деформированным учителем) планом, его корректировка.

Планирование своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля, оценивания, своевременная коррекция ошибок. [16, с. 17].

3) работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,

исправлять ошибки с помощью учителя.

4) соотносить результат своей деятельности с поставленной целью и

оценивать его (оценка учителя и самооценка).

Не менее важную роль в формировании регулятивных учебных действий играют контроль и оценка. Согласно мнению Д.Б. Эльконина, под контролем следует понимать, прежде всего, контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий. Оценка тесно связана с действием контроля. Основная функция оценки - это определение степени освоения учащимися заданного способа действия и продвижение обучающихся относительно уже освоенного уровня способа действия [4, с. 148]. Самооценка начинается там, где ребенок «Сам» участвует в производстве оценки - в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Да, критерии и способы оценивания дети получают от взрослых. Но если ребенок не допущен к производству оценочных критериев, к их деликатной подстройке к каждой конкретной ситуации, то он несамостоятелен в оценке.

Развитие у учащихся способностей и умений  к самооцениванию, прежде всего, является сотрудничество с учителем в выборе критериев оценки. Самооценка отражает степень развития у ребенка чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности [13, с. 65].

  Выделим основные психолого-педагогические требования к формированию контрольно-оценочной самостоятельности школьников:

1. Контроль и оценка должны соответствовать целям и задачам, этапам обучения.

2. Контроль и оценка должны быть неотъемлемой частью учебной деятельности школьников.

3. Преимущество должно отдаваться действиям самоконтроля и самооценки учащихся и контролю учителя за формированием этих действий у учащихся.

4. Контроль и оценка должны стать для ребенка осмысленным действием.

5. Контроль и оценка должны быть  индивидуальны, направлены на отслеживание динамики роста учащегося относительно его личных достижений.

6. Контроль и оценка должны проводиться исключительно в целях диагностики и выявления уровня развития знаний, способностей, мышления, установления трудностей ребенка, прогноза и коррекционно­-педагогических мероприятий. [6, с. 73].

Исходя из выше сказанного, мы можем сказать, что регулятивные универсальные учебные действия - это действия, обеспечивающие организацию и коррекцию учебной деятельности. Формируя регулятивные универсальные учебные действия, обучающийся учится самостоятельно составлять план действий, может самостоятельно поставить цель, учебную задачу, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Также регулятивные УУД способствую гармоничному развитию личности, успешному усвоению знаний, умений и навыков в формировании компетентности в любой предметной области. 

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфере ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зонуближайшего развитияуказанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Критерии оценки сформированности универсальных учебных действийучащихся:

- соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

- соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого вида универсальных учебных действий с учетом определенной стадии их развития.

Свойства действий, подлежащие оценке, включают: уровень (форму) выполнения действия, полноту (развернутость), разумность, сознательность (осознанность), обобщенность, критичность и освоенность (П.Я. Гальперин).

Анализ происхождения и развития универсальных учебных действий, особенностей их функционирования позволяет установить их взаимозависимость и взаимообусловленность, прямо вытекающие из активнодеятельностной природы развития психологических новообразований.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Общение выступает основой дифференциации и развития форм психической деятельности в раннем онтогнезе (Л.С. Выготский,). Так, происхождение личностных, познавательных и регулятивных действий определяется развитием коммуникации и общения ребенка с социальным (учитель) и близким (родители) взрослым и сверстниками. Из общения и сорегуляциивырастает способность ребенка регулировать свою деятельность. Из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка Я-концепция как результат самоопределения. Из ситуативнопознавательного и внеситуативно-познавательного общении формируются познавательные действия ребенка (М.И. Лисина) [7, с.47].

В теории привязанности (Д. Боулби, М. Эйнсворт) было показано, что автономия ребенка и его познавательное развитие в значительной степени предопределены типом его привязанности, особенностями его взаимоотношений и сотрудничества с близким взрослым. Можно утверждать, что содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в концепции развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.

По мере становления личностных действий ребенка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных регулятивных) претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции. Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влиянии как на эффективность самой деятельности и коммуникации так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: