Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»

 

Факультет психологии и педагогического образования

 

Кафедра специального (дефектологического) образования

 

 

КЛЕПОВА ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА

направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

группа ЗСД(О)-17

 

Курсовая работа

 

 

ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

 

 

К защите допускаю: Канд. пед. наук, доцент кафедры С(Д)О Андрусёва И.В.   Научный руководитель: Преподаватель кафедры С(Д)О Якубова Ф.Р.  

 

Оценка: ___________________

Дата защиты: _______________

 

Симферополь, 2020 г.



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА…..........................................   5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.................................…………………….   5
1.2 Особенности развития детей с нарушениями интеллекта…………….. 9
Выводы по первой главе.................................................................................. 15
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА...   16
2.1. Определение и классификация методов воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта..........................................   16
2.2 Принципы воспитания детей с нарушениями интеллекта 22
Выводы по второй главе.................................................................................. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................... 33


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования.  Интеллектуальные нарушения у детей – различные по происхождению, направленности и проявлениям отклонения умственного развития. Симптомы включают недостаточную способность к решению жизненных, учебных задач, трудности ориентировки в новой ситуации, недостаток знаний, умений, навыков, ограниченный словарный запас, сниженный уровень абстрактно-логического мышления. Диагностика проводится психиатром, неврологом, психологом. Состоит из клинической беседы, наблюдения, патопсихологических проб. Дополнительно могут назначаться инструментальные исследования головного мозга. План лечения составляется индивидуально, предполагает фармакотерапию, психокоррекцию и социальную реабилитацию.

Интеллект является сложным понятием, включающим способности к накоплению опыта и знаний, умение применять их для решения задач, адаптации. Предпосылками развития интеллекта являются когнитивные функции – внимание, память, пространственное восприятие, мышление, а также психофизиологические особенности – работоспособность, инициативность, познавательный интерес. Интеллектуальные нарушения – качественные и количественные отклонения развития умственных способностей. Они могут являться центральным симптомом заболевания (олигофрения, деменция, ЗПР) либо одним из вторичных (эпилепсия, шизофрения, эндокринопатии). Точных данных о распространенности нарушений интеллекта нет, достоверно чаще они выявляются среди сельского населения, что объясняется более простыми условиями жизни, требующими меньших усилий для адаптации.

Несмотря на обилие научных работ, посвященных проблеме нравственно-этического воспитания, изучение и анализ имеющихся публикаций позволяет сделать вывод, что глубоких историко-педагогических исследований воспитания детей с нарушением интеллекта. Это позволяет сделать вывод о недостаточной степени разработанности организации нравственно-этического воспитания детей с нарушением интеллекта.

Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей и даже самых тяжелых можно чему-то научить, используя специфические методы, приемы и средства обучения, организуя «пошаговое» обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения, обязательное включение родителей в педагогический процесс.

Изучением особенности воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта занимались отечественные специалисты (А.В. Бабушкина, Я. Г. Юдилевич, А. Р. Маллер, Н. В. Логосов, Н. Г. Полосатова, А. А. Еремина, А. А. Ватажина, Г. В. Цикото и др.).

Цель исследования – теоретически изучить особенности воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Задачи исследования:

- дать психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта;

- рассмотреть особенности развития детей с нарушениями интеллекта;

- изучить определение и представить классификацию методов воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта;

- описать принципы воспитания детей с нарушениями интеллекта.

Объектом исследования является процесс воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Предмет исследования – особенности воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 32 страницы.



ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

 

Развитие в дошкольном возрасте является, как известно, продолжением развития, которое мы наблюдаем в раннем возрасте. Несмотря на то, что в 3 года происходит известный скачок, дальнейшее развитие базируется на том уровне, который был достигнут прежде. Вместе с тем, этот возраст имеет свои особенности, свои задачи, многие из которых возникают впервые.

Практически в каждом коллективе есть детки, которые требуют к себе особого внимания, и не всегда этими детьми являются инвалиды с физическими отклонениями. Возможно также появление ребенка с нарушениями интеллекта. Таким детям сложно усваивать программу на общих основаниях, они часто отстают в обучении и требуют, чтобы с ними проводили индивидуальные занятия. Вот именно о занятиях с детьми с нарушением интеллекта мы и поговорим в этой статье.

Умственная отсталость – такое заболевание, которое невозможно обнаружить сразу же при рождении ребенка. Первые его проявления становятся заметны, когда малыш идет в садик, а в некоторых случаях и еще позже. Но если поражение головного мозга действительно сильное, то можно заметить существенные отставания в развитии и в первые годы жизни малыша. Но если же речь идет об умственной отсталости, то оно в основном проявляется уже в школьном возрасте.

Сейчас почти 90% детей, у которых диагностирована задержка интеллекта, имеют диагноз – легкая умственная отсталость. Незначительные задержки могут быть заметны еще в садике, однако точно установить диагноз можно только после поступления в школу. Есть три стадии умственной отсталости, каждая из которых имеет свои особенности. Об этом мы поговорим далее.

Легкая умственная отсталость

Работу с детьми с нарушением интеллекта можно начинать только после того, как вы будете иметь полную картину его состояния. Итак, если перед вами ребенок с легкой умственной отсталостью, то работать с ним будет довольно просто. У него редко возникают проблемы при общении с коллективом сверстников, материал такие детки могут усваивать самостоятельно, но не в таком объеме, как основная масса детей. Но несмотря на это, они посещают обычные классы общеобразовательных школ. С течением жизни диагноз этот никуда не девается, однако люди вполне могут жить нормальной жизнью, работать на предприятии, иметь друзей и семью. Возможно, иногда им будет необходима помощь со стороны, но близкие люди в состоянии помочь им без привлечения специалистов.

Умеренная умственная отсталость

Такой диагноз ставится лишь десяти процентам деток, которые имеют нарушения интеллекта. Особенности детей с нарушениями интеллекта такого уровня можно обнаружить еще в дошкольном возрасте. Когда приходит время идти в школу (приблизительно шесть или семь лет), интеллект этого ребенка соответствует двух- или трехлетнему возрасту. Поэтому в общеобразовательные учреждения таких деток не ведут.

Чаще всего такой диагноз наблюдается у деток, которые имеют синдром Дауна. Они вполне способны нормально жить, общаться с остальными людьми, однако должны находиться под постоянным контролем, чтобы взрослый человек мог направлять его. Развитие детей с нарушением интеллекта такого уровня проходит довольно медленно, и они едва успевают освоить школьную программу за второй класс. В подростковом возрасте им тоже приходится непросто, поскольку детям тяжело усваивать нормы морали и правила поведения, вследствие этого возникают серьезные проблемы при общении с одногодками.

Тяжелая умственная отсталость

Это самый редкий диагноз из всех. Он ставится только трем или четырем процентам деток, у которых есть нарушения интеллекта. Первые проявления можно заметить уже в первые месяцы жизни, поскольку даже человек без специального образования может увидеть некоторые аномалии в развитии. Эти дети все познают значительно позже других. Им сложнее научиться сидеть, затем ползать и ходить, использование горшка – это тоже всегда сложный этап познания. Об умении разговаривать и совсем сказать нечего, поскольку на это уходит несколько лет, чтобы ребенок мог более-менее внятно выражать свои мысли. Также есть проблемы с физическим развитием, наблюдаются серьезные проблемы со здоровьем.

Это ужасно, но ребенок с таким уровнем нарушения интеллекта только к двенадцатому году жизни может самостоятельно составить предложение из двух-трех слов. А в пятнадцать лет мальчик или девочка с тяжелой умственной отсталостью обладают интеллектом шестилетнего ребенка.

Есть и еще один диагноз, который встречается лишь у одного процента детей, – это глубокая умственная отсталость, которая становится заметной еще у новорожденных. У этих деток наблюдаются не только умственные, но и физические патологии. Требуется проводить множество занятий с детьми с нарушением интеллекта такого уровня, чтобы просто научить их держать ложку, ровно сидеть, ухаживать за собой. На это уходит не один год.

Причины заболевания

Невозможно назвать абсолютно все причины, по которым появляется диагноз подобного типа. Однако самые распространенные из них все-таки нужно знать:

Такую проблему могут спровоцировать различные генетические заболевания.

Конечно же, наследственность.

Возможно, произошли какие-то нарушения в период внутриутробного развития, которые повлекли за собой такие последствия.

Часто такой диагноз встречается у деток, которые были рождены матерью после сорока пяти лет.

Неблагоприятная беременность.

Ребенок может получить травму непосредственно во время родов.

Могут возникать различные воспаления в оболочках мозга, которые неизбежно повлекут за собой подобные последствия.

Нарушения интеллекта могут наступить в результате того, что ребенок получил серьезную черепно-мозговую травму, будучи еще совсем маленьким.

Здоровый ребенок с самого рождения начинает познавать этот новый и удивительный мир. Он начинает все щупать, пробовать на вкус, проверяет прочность предметов. Только так ребенок сможет получить всю необходимую ему информацию о том мире, в который он попадает. Ни для кого не секрет, что первые осознанные и понятные слова он произносит в полтора или два года. Кто-то чуть позже или раньше, но средние показатели именно такие.

Что касается развития детей с нарушением интеллекта, то они все эти этапы проходят немного позже, в зависимости от того, в какой форме это нарушение выражено. Они ничем не отличаются от своих сверстников, поскольку им тоже интересны игрушки и подвижные игры. Особенно легко дается общение с одногодками деткам с легкой умственной отсталостью. Если они смогут найти себе друзей, а это не так сложно, то прекрасно вольются в коллектив и даже могут стать там признанными лидерами.

Таким образом, мы выяснили, что психическое развитие ребенка с нарушениями интеллекта без коррекционного обучения протекает с большими отклонениями. Прежде всего отмечается замедленный темп развития: все психические процессы формируются очень медленно и в гораздо более поздние сроки, чем у детей с нормальным развитием.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: