Тема: Фонетические нормы русского языка. Основные акцентологические нормы русского литературного языка

 

 

Задание 1. Определите, какой звук, [е] или [о], произносится в словах.

Желоб, жердочка, желчь, шерстка, акушер, издевка, маневр, новорожденный, опека, афера, никчемный, острие.

 

Задание 2. Определите, звук [е] или [э] произносится в словах.

Темп, тенденция, шинель, френч, юриспруденция, термин, крем, академия, сессия, декан, деканат, пресса, брюнет, бутерброд, адекватный, бизнес, компьютер, детектив, кафе, кофе, свитер, резюме, декада, купейный.

 

Задание 3. Акцентологический минимум. Выучить наизусть слова, запомнив ударение.

Августовский (и августОвский)   агЕнт, агЕнтство
алкогОль алфавИт анАлог
анАтом апострОф аргумЕнт
арЕст асбЕст асимметрИя
атлЕт афЕра баловАть, бАлую
бАрмен безнадёжный безУдержный
белёсый бензопровОд беспринцИпность
блёклый блокИровать боЯзнь
бытиЕ валовОй вероисповЕдание
взапертИ взбодрИть  
взЯл(ся), взялА(сь), взЯлО(сь), взЯлИ(сь) включИть, включУ
включИшь (-ит,   возбужденО (дело)
ворОта втрИдорога гЕнезис
(и генЕзис) гофрирОванный гравёр
граждАнство гУбчатый давнИшний
давЯщий (прил.) деньгАм дефИс
диалОг диспансЕр добЫча
дОгмат договОр(ы) докумЕнт
донЕльзя досУг дОсыта
(и досЫта) дощАтый дремОта
еретИк жалюзИ квартАл
кладовАя кОмпас корЫсть
красИвее красИвейший кремЕнь
курЯщий кУхонный ломОта
мальчикОвый манёвр манЯщий
мАркетинг (и маркЕтинг) мастерскИ
(и мАстерски) обеспЕчение (и обеспечЕние)
обетовАнная облегчИть ободрИть
опЕка оптОвый освЕдомить(ся)
остриё осуждённый отзЫв (депутата)
Отзыв (на рукопись) откУпорить (в) отраслЯх
отчАсти пАмятуя партЕр
  завИдно завсегдАтай
зАговор задОлго (и зАдолго)
заём закУпорить заплЕсневеть
(и заплесневЕть) звонИшь, звонИт зубчАтый
избалОванный Издавна иконопись
инАче (и Иначе) Искра исчЕрпать (и ис-
черпАть) металлургИя (и металлУргия)
мизЕрный (и мИзерный) (нет) мОщностей
мытАрство мышлЕние (и мЫшление)
назвАнный (брат) (прил.) нАзванный (прич.) назлО (и нАзло)
намЕрение наОтмашь начАв (работу)
(работа) начатА, недвИжимость недУг
некролОг пЕрчУ, пЕрчИт) пЕтель, пЕтлям
(от пЕтля и петлЯ) платО пломбирОванный
повторИть, повторИм подОгнутый подрОстковый
(и подросткОвый) понЯвший посажёный (отец)
поутрУ предвосхитИть предложИть
премировАние премировАть прибЫть
приговОр псевдонИм разОмкнутый
свёкла сиротА, сирОты слИвовый
слУчай(и) соболЕзнование сОгнутый
созвонИмся созЫв сосредотОчение
(по) срЕдам (и средАм) срЕдство(а)
стАтуя столЯр тамОжня
танцОвщик(ца) тОрты (тОртам, тОртов) тУфля, тУфель
увЕдомить углубИть украИнец
украИнский умЕрший упрОчение
усугУбить (и усугубИть) фарфОр
фенОмен (и феномЕн) формировАть форсИровать
ходАтай ходАтайство ходАтайствовать
хозЯева христианИн цемЕнт
чЕрпать шАрфы шассИ
щавЕль щегольскИ щелочнОй
Экскурс экспЕрт экспЕртный
эпИграф языковАя (норма) языкОвый (паштет)

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К ТЕМЕ № 5

Тема: Орфографические и пунктуационные нормы

 

Лексические, морфологические, синтаксические и стилистические нормы литературной речи

Задание 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы э или е. Правильно прочитайте эти слова.

 

I. Древний...пос, великая...поха, широко…кранный фильм, забавный...пизод, ди...тическая столовая, личная гиги...на, лежать под т…нтом, последняя мод...ль, длинный тунн...ль, вражеская...скадра, прекрасное шосс..., картофельное пюр..., горячий коф..., опасный инцид...нт, медленная...волюция, плавательный басс...йн, краеведческий муз...й, заменить шт...псель, разбить пенсн..., темный силу...т, шить пальто в ат...лье.

 

II. Ауди...нция, б…кон, ди...та, ду...нья, каф..., кли...нт, котт...дж, л...ди, пл...д, про...кция, сэкономить, рекви...м, стату...тка, т...мбр, торш...р, траектория, ш...злонг.

 

Задание 2. К словам первой группы подберите слова из второй группы, сходные по значению. Подчеркните в словах первой группы удвоенные согласные.

 

1. Апелляция, ассоциация, дискуссия, дифференциация, комментарий, коммюнике, компромисс, пассивный, трасса, эффект, кросс, оккупация.

2. Объединение, объяснение, не проявляющий деятельности, обжалование, обращение с жалобой, толкование, разделение, расчленение, бег по пересечённой местности, сообщение, соглашение на основе взаимных уступок, обсуждение спорного вопроса, сильное впечатление, производимое кем-либо или чем-либо, направление дороги, канала и т. п., занятие чужой территории военной силой.

 

Задание 3. Выберите вариант согласования, соответствующий литературной норме:

1. а) новый б) новая (роман-газета)

2. а) древний б) древние (Кижи)

3. а) живописный б) живописное (Капри)

4. а) ловкий б) ловкое (шимпанзе)

5. Озеро Селигер а) расположен б) расположено недалеко от Осташкова.

6. Большинство произведений А.И. Куприна

а) заканчивается

б) заканчиваются

трагично.

7. Целый ряд обстоятельств

а) помешали

б) помешал

выполнению поставленной задачи

8. На покраску дома

а) ушло

б) ушли

пять килограммов масляной краски.

9. Полученные продукты разделили на

а) две равные

б) две равных

части.

10. Четыре а) рыболовецкие

б) рыболовецких

судна вышли в море.

11. Журнал «Смена»

а) опубликовала

б) опубликовал

повесть неизвестного писателя.

12) Несколько человек

а) оглянулось

б) оглянулись.

 

Задание 4. Отметьте вариант, соответствующий литературной норме.

1. Отец купил

а) две пары брюк б) двое брюк

2. Молодые деревца росли

а) по обоим б) по обеим (сторонам дороги)

3. На вечер пришли

а) двое подруг б) две подруги

4. На заводе хорошо знают

а) обоих женщин б) обеих женщин

5. К столу подошли

а) три студентки б) трое студенток

6. Радостно встретились

а) три друга б) трое друзей

7. На трассу не вышло

а) пять автобусов б) пятеро автобусов

 

Задание 5. Выберите словосочетания, в которых управление соответствует литературной норме:

1) отчитаться а) по возвращению б) по возвращении (из отпуска)

2) оплатить а) проезд б) за проезд

3) противоречит а) одно другому б) одно с другим

4) он удостоен а) награды б) наградой

5) тренер удивлен а) результату б) результатом

6) беспокоиться а) о друге б) за друга

7) согласно а) плана б) плану

8) вопреки а) предписанию б) предписания

9) благодаря а) заботе б) заботы

10) вера а) в победу б) в победе

11) уверенность а) в победе б) в победу

12) рецензия а) на книгу б) о книге

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К ТЕМЕ № 6-7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: