Часть 2. Технологические основы воспитания в школе.
Теоретико-практический семинар №1 (7)
Тема 2.1. Деятельностный подход в воспитании
Задачи: уточнить понятия «деятельность», «деятельностный подход»; определить причины актуализации деятельностного подхода на современном этапе развития отечественного образования; определить основную идею деятельностного подхода в воспитании школьников; способствовать пониманию и принятию деятельности воспитателя как метадеятельности.
Теоретическая основа
- Современные подходы в сфере воспитания личности. Актуализация деятельностного подхода в ФГОС начального и основного общего образования второго поколения.
- Основная идея деятельностного подхода в воспитании школьников. Метадеятельность воспитателя.
- Реализация деятельностного похода в практике воспитания младших школьников, подростков и старшеклассников.
- Виды внеурочной деятельности.
Практические задания
Разбившись на пары-тройки, разработайте для 5-9 классов программу внеурочной деятельности по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
|
|
Представьте программу на занятии.
Литература
1. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности [Текст]: Монография / Н.М.Борытко / Науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001.- 181 с.
2. Воспитательная деятельность педагога [Текст]: учебное пособие / Под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – 3-е изд. – М.: Академия, 2007. – 336 с.
3. Личность школьника как объект, субъект и результат воспитания [Текст]/Ред. Н.Л.Селиванова, Е.И.Соколова.- М.-Тверь: Виарт, 2004.-336 с.
4. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания [Текст]: учебное пособие / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 480 с.
5. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе [Текст]: учебное пособие / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 256 с.
6. Пастернак, Н.А.Психология воспитания [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Н.А.Пастернак.- М.: Академия, 2008.
7. Степанов, Е.Н., Лузина, Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания [Текст]/ Е.Н. Степанов, Л.М.Лузина. – М., 2002
8. Фельдштейн, Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. [Текст]: Монография /Д.И.Фельдштейн.- М., 1997.
9. Фельдштейн, Д.И. Психология взаимодействия Взрослого Мира и Мира Детства [Текст] / Д.И. Фельдштейн.- М., 2006.
10. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания [Текст]: учебное пособие / Н.Е. Щуркова. – СПб: Питер, 2005. – 366 с.
11. Щуркова, Н.Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога [Текст]: учебное пособие / Н.Е. Щуркова. – М.: АРКТИ, 2007. – 152 с.
|
|
Вопросы для самоконтроля
- Назовите известные вам подходы в сфере воспитания личности? Почему при разработке концепции ФГОС начального и основного общего образования второго поколения был актуализирован деятельностный подход?
- В чем состоит основная идея деятельностного подхода в воспитании школьника?
- Какие проявления жизненной активности могут быть отнесены к деятельности?
- В чем суть «духовной деятельности», «взаимодеятельности», «общения», «целеполагания», «смыслообразующей деятельности», «жизнетворчества»?
- Почему деятельность воспитателя называют «метадеятельностью»?
- Покажите на примерах, как деятельностный подход реализуется в практике воспитания младших школьников, подростков и старшеклассников?
Семинар 2 (8)
Тема 2.2. Основные технологии воспитания.
Задачи: разъяснить специфику технологий воспитания; сформировать умение применять технологический алгоритм организации коллективных творческих дел различной направленности; раскрыть примеры технологий воспитания; способствовать накоплению студентами конкретных технологических приёмов организации воспитательного процесса.
Теоретическая основа
1. Общая характеристика технологий воспитания, проблема цели, результатов и эффектов.
2. Технология организации коллективно-творческой деятельности и коллективных творческих дел. Традиционные и личностно-ориентированные КТД.
3. Примеры технологий воспитания.
4. Воспитательные игровые технологии.
Практические задания
Подгруппа 1 – разрабатывает и проигрывает на занятии воспитательную шоу-технологию (С.Д. Поляков)
Подгруппа 2 – разрабатывает и проигрывает на занятии личностно-ориентированное КТД (коллективно-творческое дело).
Подгруппа 3 – разрабатывает и проигрывает на занятии технологию тренингов общения.
!!! Все разработанные подгруппами мероприятия должны сопровождаться технологией «Информационное зеркало».
Литература
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М.: 1989.
- Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание!.- М.: 2000.
- Классному руководителю./Под ред.М.И.Рожкова.-М.:1999.
- Ксензова Г.Ю. Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности классного руководителя и учителя.- М.: 2004.
- Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания.- М.: 2004.
- Поляков С.Д. Технологии воспитания.- М.: 2002.
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии.- М.: 2001.
- Соловцова И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теория, технологии.- Волгоград: 2006.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология.- М.:2002.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики.- М.: 2008.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем состоит сложность применения технологического подхода к воспитанию?
2. Каковы признаки технологий воспитания?
3. Какие факторы определяют цель воспитания? И что можно считать конкретными, гарантированными целями воспитательных технологий?
4. Назовите известные Вам классификации технологий воспитания.
5. Из каких стадий состоит технологический алгоритм КТД?
6. В чем состоит отличие традиционного КТД от личностно-ориентированного КТД?
7. Назовите основные шоу-технологии, технологии воспитывающих ситуаций и др.
Семинар 3 (9)- Работодатель
Внимание!!! Возможны изменения в номере семинара
Тема 2.3. Технология педагогической поддержки учащихся среднего
И старшего возраста
Задачи: уточнить смысл понятия «педагогическая поддержка»; способствовать пониманию идеи педагогической поддержки, утверждающейся в современном отечественном образовании; актуализировать знание технологии педагогической поддержки; развивать способность выделять и классифицировать возрастные опасности, затруднения, проблемы, требующие педагогической поддержки; способствовать пониманию и принятию требований, предъявляемых к педагогу, осуществляющему поддержку учащихся.
|
|
Теоретическая основа
1. Педагогическая поддержка: сущность, истоки, цели, средства, условия.
2. Педагогическая поддержка учащихся среднего и старшего возраста.
3. Технологии педагогической поддержки.
4. Требования к педагогу, осуществляющему педагогическую поддержку.
Практическое задание
На данном занятии студентам предлагается познакомиться с проблемными ситуациями, требующими внимания учителя/классного руководителя и организации соответствующей поддержки.
Литература
1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
2. Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы.- М.: 2002.
3. Крылова Н.Б. и др. Очерки понимающей педагогики.- М.: 2003.
4. Михайлова Н.Н. Юсфин С.М., Крылова Н.Б. Педагогическая поддержка ребёнка в образовании [Текст]: учебное пособие / Н.Н. Михайлова, С.М.Юсфин, Н.Б.Крылова (под ред. Сластенина В.А., Колесниковой И.А.) - М.: Академия, 2006.- 288 с.
5. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки.- М.: 2001.
6. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому. – М.: 2000.
7. Мудрик А.В. Социальная педагогика.- М.: 2009.
8. Попова С.И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя. М.: Педагогический поиск, 2005.- 176 с.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем состоит сущность, истоки, цели, средства, условия педагогической поддержки?
2. Какие затруднения (проблемы) средних и старших школьников, требуют педагогической поддержки учителя и классного руководителя?
3. Какие принципы определяют успешность педагогической поддержки?
4. Какие тактики педагогической поддержки может применять учитель и классный руководитель во взаимодействии со школьниками?
|
|
5. Какие из технологий педагогической поддержки (доверительного общения, диалога, заботы; успеха; игры и игровых ситуаций; ситуаций поиска, выбора, творчества; конструктивного разрешения конфликтов) можно применять к учащимся подросткового возраста и старшеклассникам?
6. Каким требованиям должен отвечать учитель и классный руководитель, осуществляющий педагогическую поддержку?
Семинар 4 (10)