Вопросы для самоконтроля

Часть 2. Технологические основы воспитания в школе.

Теоретико-практический семинар №1 (7)

Тема 2.1. Деятельностный подход в воспитании

Задачи: уточнить понятия «деятельность», «деятельностный подход»; определить причины актуализации деятельностного подхода на современном этапе развития отечественного образования; определить основную идею деятельностного подхода в воспитании школьников; способствовать пониманию и принятию деятельности воспитателя как метадеятельности.

Теоретическая основа

  1. Современные подходы в сфере воспитания личности. Актуализация деятельностного подхода в ФГОС начального и основного общего образования второго поколения.
  2. Основная идея деятельностного подхода в воспитании школьников. Метадеятельность воспитателя.
  3. Реализация деятельностного похода в практике воспитания младших школьников, подростков и старшеклассников.
  4. Виды внеурочной деятельности.

 

Практические задания

Разбившись на пары-тройки, разработайте для 5-9 классов программу внеурочной деятельности по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Представьте программу на занятии.

 

Литература

1. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности [Текст]: Монография / Н.М.Борытко / Науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001.- 181 с.

2. Воспитательная деятельность педагога [Текст]: учебное пособие / Под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – 3-е изд. – М.: Академия, 2007. – 336 с.

3. Личность школьника как объект, субъект и результат воспитания [Текст]/Ред. Н.Л.Селиванова, Е.И.Соколова.- М.-Тверь: Виарт, 2004.-336 с.

4. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания [Текст]: учебное пособие / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 480 с.

5. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе [Текст]: учебное пособие / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 256 с.

6. Пастернак, Н.А.Психология воспитания [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Н.А.Пастернак.- М.: Академия, 2008.

7. Степанов, Е.Н., Лузина, Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания [Текст]/ Е.Н. Степанов, Л.М.Лузина. – М., 2002

8. Фельдштейн, Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. [Текст]: Монография /Д.И.Фельдштейн.- М., 1997.

9. Фельдштейн, Д.И. Психология взаимодействия Взрослого Мира и Мира Детства [Текст] / Д.И. Фельдштейн.- М., 2006.

10. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания [Текст]: учебное пособие / Н.Е. Щуркова. – СПб: Питер, 2005. – 366 с.

11.  Щуркова, Н.Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога [Текст]: учебное пособие / Н.Е. Щуркова. – М.: АРКТИ, 2007. – 152 с.

Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите известные вам подходы в сфере воспитания личности? Почему при разработке концепции ФГОС начального и основного общего образования второго поколения был актуализирован деятельностный подход?
  2. В чем состоит основная идея деятельностного подхода в воспитании школьника?
  3. Какие проявления жизненной активности могут быть отнесены к деятельности?
  4. В чем суть «духовной деятельности», «взаимодеятельности», «общения», «целеполагания», «смыслообразующей деятельности», «жизнетворчества»?
  5. Почему деятельность воспитателя называют «метадеятельностью»?
  6. Покажите на примерах, как деятельностный подход реализуется в практике воспитания младших школьников, подростков и старшеклассников?


Семинар 2 (8)

Тема 2.2. Основные технологии воспитания.

       Задачи: разъяснить специфику технологий воспитания; сформировать умение применять технологический алгоритм организации коллективных творческих дел различной направленности; раскрыть примеры технологий воспитания; способствовать накоплению студентами конкретных технологических приёмов организации воспитательного процесса.

Теоретическая основа

1. Общая характеристика технологий воспитания, проблема цели, результатов и эффектов.

2. Технология организации коллективно-творческой деятельности и коллективных творческих дел. Традиционные и личностно-ориентированные КТД.

3. Примеры технологий воспитания.

4. Воспитательные игровые технологии.

Практические задания

Подгруппа 1 – разрабатывает и проигрывает на занятии воспитательную шоу-технологию (С.Д. Поляков)

Подгруппа 2 – разрабатывает и проигрывает на занятии личностно-ориентированное КТД (коллективно-творческое дело).

Подгруппа 3 – разрабатывает и проигрывает на занятии технологию тренингов общения.

!!! Все разработанные подгруппами мероприятия должны сопровождаться технологией «Информационное зеркало».

Литература

  1. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М.: 1989.
  2. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание!.- М.: 2000.
  3. Классному руководителю./Под ред.М.И.Рожкова.-М.:1999.
  4. Ксензова Г.Ю. Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности классного руководителя и учителя.- М.: 2004.
  5. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания.- М.: 2004.
  6. Поляков С.Д. Технологии воспитания.- М.: 2002.
  7. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии.- М.: 2001.
  8. Соловцова И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теория, технологии.- Волгоград: 2006.
  9. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология.- М.:2002.
  10. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики.- М.: 2008.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит сложность применения технологического подхода к воспитанию?

2. Каковы признаки технологий воспитания?

3. Какие факторы определяют цель воспитания? И что можно считать конкретными, гарантированными целями воспитательных технологий?

4. Назовите известные Вам классификации технологий воспитания.

5. Из каких стадий состоит технологический алгоритм КТД?

6. В чем состоит отличие традиционного КТД от личностно-ориентированного КТД?

7. Назовите основные шоу-технологии, технологии воспитывающих ситуаций и др.



Семинар 3 (9)- Работодатель

Внимание!!! Возможны изменения в номере семинара

Тема 2.3. Технология педагогической поддержки учащихся среднего

И старшего возраста

Задачи: уточнить смысл понятия «педагогическая поддержка»; способствовать пониманию идеи педагогической поддержки, утверждающейся в современном отечественном образовании; актуализировать знание технологии педагогической поддержки; развивать способность выделять и классифицировать возрастные опасности, затруднения, проблемы, требующие педагогической поддержки; способствовать пониманию и принятию требований, предъявляемых к педагогу, осуществляющему поддержку учащихся.

 

Теоретическая основа

1. Педагогическая поддержка: сущность, истоки, цели, средства, условия.

2. Педагогическая поддержка учащихся среднего и старшего возраста.

3. Технологии педагогической поддержки.

4. Требования к педагогу, осуществляющему педагогическую поддержку.

Практическое задание

На данном занятии студентам предлагается познакомиться с проблемными ситуациями, требующими внимания учителя/классного руководителя и организации соответствующей поддержки.

Литература

1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.

2. Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы.- М.: 2002.

3. Крылова Н.Б. и др. Очерки понимающей педагогики.- М.: 2003.

4. Михайлова Н.Н. Юсфин С.М., Крылова Н.Б. Педагогическая поддержка ребёнка в образовании [Текст]: учебное пособие / Н.Н. Михайлова, С.М.Юсфин, Н.Б.Крылова (под ред. Сластенина В.А., Колесниковой И.А.) - М.: Академия, 2006.- 288 с.

5. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки.- М.: 2001.

6. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому. – М.: 2000.

7. Мудрик А.В. Социальная педагогика.- М.: 2009.

8. Попова С.И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя. М.: Педагогический поиск, 2005.- 176 с.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит сущность, истоки, цели, средства, условия педагогической поддержки?

2. Какие затруднения (проблемы) средних и старших школьников, требуют педагогической поддержки учителя и классного руководителя?

3. Какие принципы определяют успешность педагогической поддержки?

4. Какие тактики педагогической поддержки может применять учитель и классный руководитель во взаимодействии со школьниками?

5. Какие из технологий педагогической поддержки (доверительного общения, диалога, заботы; успеха; игры и игровых ситуаций; ситуаций поиска, выбора, творчества; конструктивного разрешения конфликтов) можно применять к учащимся подросткового возраста и старшеклассникам?

6. Каким требованиям должен отвечать учитель и классный руководитель, осуществляющий педагогическую поддержку?



Семинар 4 (10)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: