Некоммерческие объединения


Потребительский кооператив -

объединение граждан (пайщиков) на

основе членства с целью

удовлетворения материальных и других

потребностей


Фонд - не имеющая членства

организация, учрежденная

гражданами и (или) юридическими

лицами на основе добровольных

имущественных взносов в

общественно полезных целях


 


Общественная организация     — объединение граждан на основе

общности интересов для удовлет-

ворения духовных и иных нема-

териальных потребностей


Религиозная организация

объединение граждан на основе

общности религиозных интересов

для удовлетворения духовных и

иных нематериальных интересов


Ассоциации и союзы -

объединения некоммерческих

организаций в целях координации

их предпринимательской

деятельности и защиты общих

имущественных интересов

Некоммерческое объединение — организация, не имеющая, извлечение прибыли главной целью и не распределяющая прибыль между участниками.


Специфика функционирования предприятий малого бизнеса

Малый бизнес в современной России – относительно новая форма

хозяйственной деятельности небольших предприятий, для которых

характерны следующие признаки:



 


 


--------- ►


1. Редкое использование начального заемного капитала


 


--------- ►


2. Высокие административно – управленческие издержки


 


--------- ►


3. Недостаточное использование потенциальных преимуществ быстрой перепрофилизации


 


--------- ►


4. Исключительно сильная зависимость от местной власти и от

местного рынка


6. Особые теневые стороны деятельности (особенно в сфере

трудовых отношений)


Критерии малого предприятия, измененные законом РФ от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малых предприятий в Российской

Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии отнесения

Содержание критерия

По цели деятельности

Малыми предприятиями могут признаваться только

коммерческие организации, основной целью которых

является извлечение прибыли

По составу учредителей

Малыми предприятиями могут являться только

коммерческие организации, в уставном капитале

которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных

и религиозных организаций, благотворительных и иных

фондов не превышает 25 %

Доля, принадлежащая одному или нескольким

юридическим лицам, не являющимся субъектами малого

предпринимательства, не должна превышать 25 %

Доля иностранных юридических лиц в уставном капитале предприятия не должна превышать 25 %

По средней

численности

работников за

отчетный период

Малыми предприятиями могут признаваться только

коммерческие организации, в которых средняя

численность работников за отчетный период не

превышает следующих предельных уровней:

Отрасли Количество работников, человек
Промышленность, строительство и транспорт 100
Наука, научное обслуживание и сельское хозяйство 60
Оптовая торговля 50
Розничная торговля и бытовое обслуживание населения 30
Остальные отрасли 50

Развитие сектора малого предпринимательства на территории РФ

 


Стадия I (1985 – 1987 гг.): характерны зарождение и деятельность центров научно – технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально- психологических основ предпринима-тельской деятельности на базе частной собственности

Стадия II (1988 – 1991 гг.): период быстрого роста числа малых и средних предприятий, связанный с процессом либерализации и спонтанной приватизации. В этот период институциональная поддержка развития малого бизнеса в большой степени отсутствовала

Стадия III (1992 – 1994 гг.): этот период характеризовался экономической либерализацией на макроуровне и обязательной приватизацией многих малых предприятий муниципалитетами. Несмотря на это, а также на стимулирование малого бизнеса и среднего предпринимательства

Стадия IV (1995 - 1997 гг.): период относительной макроэкономической стабильности, сопровождавшийся всплеском законодательных инициатив и создания различных учреждений для поддержки малого и среднего предпринимательства на федеральном и региональном уровнях. Несмотря на это, роста общего количества зарегистрированных предприятий не произошло

Стадия V (1998 - 2000 гг.): началась с финансового и экономического кризиса 1998 г.; в указанный период развития малого предпринимательства произошло изменение рынков в результате девальвации, отечественная продукция оказалась в более благоприятном положении по сравнению с импортной продукцией. В то же время программы поддержки малого и среднего предпринимательства были в значительной степени урезаны

Стадия VI (2001 - 2003 гг.): положительные последствия девальвации 1998 г. закончились. Российская экономика, на наш взгляд вступила в фазу экономического роста. В этих новых условиях государственная политика по отношению к сектору бизнеса нуждается в фундаментальном пересмотре

Стадия VII (2004 – настоящее время): сейчас может быть выделена шестая стадия развития малого и среднего предпринимательства, для которой характерно более стабильное положение, вызванное поддержкой как на федеральном, так и на местном уровне


Классификация малых предприятий в зависимости от способа финансирования их деятельности

1. Предприятия, финансируемые за счет собственных средств владельцев организации. Этот подход возможен при осуществлении деятельности, не связанной с большой трудоемкостью производственного процесса. Чаще всего такого рода предприятия можно наблюдать в сфере услуг

2. Предприятия, осуществляющие активную кредитную политику. В
настоящее время проводится сразу несколько программ кредитными
организациями   РФ   в   сотрудничестве   с   Международным      Банком

реконструкции и развития. Эти узконаправленные программы имеют своей целью поддержание малого бизнеса. Под самый малый процент на срок до 3 лет малое предприятие может получить кредит на пополнение основных и оборотных средств

3. Предприятия, осуществляющие поиск партнеров для реализации предпринимательской идеи. В этой группе предприятиям свойственно иметь высокий потенциал за счет выдвижения и реализации новых перспективных идей, связанных с инновациями, последними новинками научно – технического прогресса

Классификация малых предприятий по виду деятельности и стратегии

поведения на рынке

 

Предприятия Стратегия поведения Субъекты и виды их деятельности
Коммутанты Стратегия конкурентной борьбы, предполагающая максимально гибкое удовлетворение небольших по объему потребностей рынка. Фирмы, обычно не располагают эффективным оборудованием, особыми познаниями в специальной области. Данная стратегия преобладает при обычном бизнесе в местных масштабах. Сила мелкого неспециализированного предприятия состоит в его лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему нужд конкретного клиента Малые предприятия этой группы, которые как правило, специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют промежуточную сборку. Эти предприятия очень тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через систему кооперационных связей, систему субподряда. Малые предприятия этой группы находятся в сильной зависимости от крупных организаций и ведут жесткую конкурентную борьбу между собой
Патиенты Стратегия, заключающаяся в выпуске ограниченного количества узкоспециализированной продукции высокого качества. Смысл этой стратегии состоит не просто в специализации, но и в сосредоточении усилий на пользующейся именно ограниченным спросом продукции. Это вызвано, в первую очередь, стремлением уклониться от прямой конкуренции с ведущими корпорациями Малые предприятия этой группы, которые специализируются на выпуске готовой продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта с ограниченным спросом на местные источники сырья и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они независимы, иногда могут составить острую конкуренцию крупным предприятиям благодаря высокому качеству продукта
Эксплеренты Конкурентная стратегия, ориентированная на радикальные нововведения Малые предприятия этой группы, так называемые рисковые фирмы и инновационные предприятия занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим основанием технических открытий, производством опытных партий товаров

 


Преимущества и недостатки малого предпринимательства

 

Преимущества Недостатки
1. Мобильность и гибкость управления фирмой 1. Ограниченность ресурсов всех видов
2. Мало управленческого персонала 2. Большая зависимость от рыночной конъюнктуры
3. Простые организационные связи 3. Слабые кредитные возможности
4. Быстрая адаптация к конъюнктуре рынка, запросам потребителей 4. Перегрузка рабочей недели
5. Быстрая, высокая восприимчивость к новшествам 5. Меньше возможностей для социальной защиты
6. Учет местных условий и особенностей 6. Зарплата ниже, чем на крупных предприятиях
7. Использование сфер, которые невыгодны крупному предпринимательству  
8. Возможность привлечения относительно небольших ресурсов для создания предприятия  

Тема 3. Коммерческие службы организации

Результат деятельности любой торговой организации в целом определяется эффективностью работы ее коммерческой службы (отдела) и подведомственных ему подразделений – магазинов, складов, баз и т.д.

Состав коммерческих служб включает

1. Торговые или коммерческие отделы

2. Отделы сбыта, снабжения

3. Отделы по изучению спроса или конъюнктуры торговли

4. Отделы маркетинга и рекламы

5. Залы товарных образцов и другие подразделения

Цели коммерческой службы

1. Главная цель коммерческой службы организации – обеспечить постоянное увеличение продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли


2. Содействие подразделениям организации
поддержании  обоснованных   предпосылок

прибыльности от продаж


в создании и увеличения


3. Создание и поддержание системы планирования закупок, контроля выполнения продаж по группам товаров

Задачи коммерческой службы

1. Повышать эффективность и действенность договоров поставки, укреплять договорную дисциплину

2. Повышать уровень работы по изучению и

прогнозированию емкости рынков, развитию и совершенствованию рекламно – информационной деятельности

3.   Формировать   свои   отношения   с   партнерами   на взаимовыгодной основе

4. Координировать закупочную работу среди поставщиков и потребителей

5. Проводить компьютеризацию коммерческих операций, учета оптовых и розничных продаж и т.п.

6. Своевременно и адекватно реагировать на происходящие на рынке изменения

7. Совершенствовать технологию коммерческой работы

Тарифно – квалификационные характеристики (требования) работников

коммерческих служб

Тарифно – квалификационные характеристики являются нормативным
документом, обеспечивающим рациональное разделение труда, правильный
подбор, расстановку и использование кадров, единство в определении
должностных обязанностей служащих и предъявляемых к ним

квалификационных требований

Тарифно – квалификационные характеристики служат основой при разработке должностных инструкций по соответствующим должностям служащих

 

 

 

 

 

 

 

Ра

зделы и содержание тарифно – квалификационных

 
 

характеристик

 
 

 

   

 

     

Содержит перечень основных функций, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность

------- ► I раздел   Должностные обязанности  

 

     

 

 

         

Включает          основные          требования предъявляемые       к        работнику       в отношении   специальных   знаний,   а также знаний нормативных правовых актов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей

 

II раздел

 

Должен знать

 

 
         

 

 

 

     

Определяет уровень профессиональной подготовки работника необходимой для выполнения возложенных на него

------- ► III раздел   Требования к квалификации  
             

Должностные инструкции работников коммерческих служб

Должностная инструкция – организационно – правовой документ, который включает в себя основные функции, обязанности, права и ответственность работника организации в процессе осуществления им деятельности, разрабатывается на основе квалификационных характеристик (требований) к должностям служащих

Должностная инструкция разрабатывается руководителем структурного подразделения на все включенные в штатное расписание должности, объявляется работнику под расписку при заключении с ним трудового договора


Разделы и содержание должностной инструкции


I раздел


Общие положения


Устанавливаются: область деятельности спе-
циалиста; порядок его назначения и освобож-
дения от должности замещения во время его
отсутствия; квалификационные требования;
подчиненность специалиста; должностные

лица, которыми он руководит; нормативные
документы, которыми должен руковод-

ствоваться специалист в своей деятельности


 


II раздел


Функции


Определяются полный и подробный перечень работ, для выполнения которых введена данная должность, формы выдачи заданий и представления отчетности об их выполнении


 


III раздел


Должностные обязанности


Указывается, что должен делать специалист при осуществлении возложенных на него функций, как организовать работу, чтобы обеспечить выполнение поставленных задач


 



Дается описание прав, необходимых для выполне-ния всех должностных обязанностей с целью дости-жения необходимых результатов. Указываются пра-ва работника в отношении подчиненных или под-контрольных ему должностей: требовать от работ-ников выполнения определенных действий, разре-шать, запрещать или пресекать соответствующие действия, а также проверять и контролировать их.


V раздел


Ответственность


Указывается, за что конкретно несет ответствен-ность данный специалист. В необходимых случа-ях должна быть указана форма ответственности (административная, материальная, уголовная и т.п.) в соответствии с действующим законода-тельством. Это позволяет конкретизировать ответственность работника за определенные результаты деятельности, сделать ее предметной


Положение о структурном подразделении предприятия

Положение о структурном подразделении предприятии – это документ, предназначенный для нормативно – правовой регламентации деятельности каждого структурного подразделения. Положение определяет статус данного подразделения, отражает его место в системе управления, показывает внутреннюю его организацию. На основе положения составляется штатное расписание данного подразделения, организуется повседневная его деятельность, определяется степень ответственности за выполнение возложенных на него задач и функций. Применение положения позволяет более полно и обоснованно оценивать результаты деятельности структурного подразделения, принимать решения о его моральном и материальном стимулировании.

Разделы и содержание положения об отделе


 



Указывается    точное   название

подразделения, его место в органи-
зационной структуре, степень самостоя-
тельности, в чьем подчинении находится
данное подразделение, кто непосред-
ственно руководит подразделением.

Кроме того, здесь необходимо дать перечень основных правовых, дирек-тивных, нормативных и инструктивных материалов, которыми отдел руководству-ется в своей деятельности


 



Содержит формулировку основных задач подразделения, обеспечивающих эффективный вклад этой деятельности в выполнение задач, стоящих перед пред-приятием в целом. Особое внимание при этом необходимо обращать на взаимную согласованность формулировок задач для взаимосвязанных подразделений


 



Излагается             характеристика

внутренней структуры подразделения.
Следует показать перечень внутренних
звеньев, входящих в него, порядок
распределения обязанностей между

работниками подразделения


IV раздел


Функции


Является основным разделом положения.
Он содержит всестороннюю характерис-
тику деятельности данного подразделения.
Функции должны быть четко сформу-
лированы на основе глубокого изучения
организационной деятельности в целом и
необходимости распределения между

внутренними звеньями подразделения всего объема работ, возложенных на данное подразделение, кроме того, указывается степень самостоятельности подразделения в решении тех или иных вопросо в

 


V раздел


Права


Содержит перечень прав, реализуемых
руководителем и другими должностными
лицами подразделения, необходимых для
реализации возложенных на подразде-
ления функций, в соответствии с устано-
вившимися разделением и кооперацией
труда. Следует выделить специальные
права подразделения, если оно наделено
ими (право самостоятельно распоря-
жаться определенными средствами и т.п.).
Важно при изложении прав подразде-
ления отразить их соответствие дейст-
вующему законодательству, постановле-
ниям правительства и вышестоящих
органов,   а  также  документов,

регламентирующим деятельность внутри предприятия


 


VI раздел


Взаимо-

отношения с

другими под-

разделениями

предприятия


Определяются взаимосвязи подразде-
лений   в   ходе   осуществления

производственно  –  хозяйственной

деятельности, взаимные обязательства,
отражается характеристика входящей и
исходящей документации (плановой,

отчетной, аналитической и др.). При
разработке раздела указывается наимено-
вание документации, периодичность

представления, наименование подразде-ления, которое представляет данную информацию, а также наименование подразделения, получающего ее


 


Отражается характеристика основных
позиций, по которым   руководитель

подразделения     несет      личную

ответственность за выполнение возло-
женных на подразделение задач,

предусматриваемых данным подразде-
лением, за достоверность документации,
подготавливаемой подразделением, за
правильность применения тех или иных
инструкций, положений   и т.п.,   за

рациональную  организацию  труда

исполнителей, за состояние трудовой дисциплины и работу с кадрами


Примерная структура коммерческо – торгового центра промышленного

предприятия

 

 

Начальник КТЦ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отдел

материально –

технического

снабжения

 

Материальный склад

 

Сырьевой отдел

 

Склад сырья

                     
 

Склад готового товара

 

Склад товаров

народного

потребления

 
                     

Морально – этические нормы профессии

Слово «Мораль» происходит от латинского «mos» (мн. число «mores») – нравы, закон, право, обычай, образ действий. Мораль – совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу; нравственность

Этика – одна из форм идеологии – учение о морали, ее развитии,
принципах, нормах и роли в обществе. Применительно к профессиональной
общности людей, например, предпринимателей, этика – это

профессиональная культура, система общепризнанных правил поведения по отношению к партнерам по бизнесу и самому бизнесу в целом

 


Морально – этические требования к коммерсанту

1. Всегда убежден в полезности труда не только лично для него, но и для

других

2. Верит в бизнес, расценивает его как привлекательное дело

3. Признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость

сотрудничества

4. Уважает любую собственность, государственную власть, законы,

общественный порядок

5.Суважением относится к людям, не стремится подорвать их авторитет, ценит

их личное время

6. Доверяет себе, но и другим, уважает знания, профессионализм и

компетентность

7. Стремится к нововведениям

8. Ценит образование, культуру, бережно относится к окружающей среде

Деловой этикет коммерсанта

Этикет  – слово французского происхождения (etiquette),

установленный порядок поведения где – либо. Коммерсант должен овладеть навыками профессионального поведения, следуя этикету делового человека, который включает:

^ правила представления и знакомства;

^ правила ведения деловых бесед;

^ правила деловой переписки и телефонных переговоров;

^ требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;

^ требования к речи;

^ знание делового протокола и т.п. _____________________

Культура предпринимательства

Культура вообще – это совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и умственной деятельности. Применительно к обсуждаемой теме культура предпринимательства означает высокий уровень развития бизнеса, совокупность достижений в нем.

Возникновение культуры предпринимательства

 

 

             

РЫНОК

 

'                                                1

 

ОБЩЕСТВО

    1 '    
 

Культура организации

 
 

Проявляется через

 
 

Представления о ценностях

 
 

Из них выводятся

 
 

Нормы и правила поведения

 
 

Которые влияют на

 
 

Конкретное поведение

 

Элементы культуры предпринимательской деятельности


■>


Материальные элементы – уровень развития предприятия в части управленческой и информационной техники


 


■>


Духовные элементы – совокупность профессиональных знаний предпри-нимателя производственного опыта и привычек, экономическое мышление


 


■>


Личностные элементы – возможность обогащения, степень экономической

свободы и др.


 


■>


Институциональные элементы – социальные ценности и нормы, в том

числе вера и убеждения


Нравственные нормы предпринимательской деятельности


Концепция «служения обществу»


Искренность,

добросовестность

открытость


 


Постоянная нацелен-

ность на успех, стрем-

ление к решению

более сложных и

масштабных задач


Нравственные нормы предпринимательской деятельности


Успехи в бизнесе

не должны

достигаться за счет

разрушения окружающей среды


 


Гордость за свой бизнес

независимо от его области и

масштабов. В основе такого

подхода лежат высокий

профессионализм, уверенность

в собственных возможностях


Деньги являются для предп-

ринимателя не целью, а

лишь средством, которое

используется для достиже-

ния поставленной цели


30


Элементы этикета предпринимателя


Тема 4. Государственное регулирование коммерческой деятельности

Государственное регулирование коммерческой деятельности представляет собой комплекс осуществляемых законодательными, исполняемыми и судебными органами власти мер, направленных на создание предпосылок эффективного развития торговли

Субъектом государственного регулирования коммерческой деятельности выступает государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом – экономические, организационные и управленческие отношения в сфере коммерческой деятельности

Регулирование торговли в условиях рыночной экономики необходимо для обеспечения безопасности и качества товаров и услуг, защиты потребителей, повышения качества их обслуживания, а также для увеличения поступления в государственный бюджет денежных средств от товарооборота

Методы государственного регулирования коммерческой

деятельности

1. Развитие и совершенствование нормативно-правового обеспечения торговли

2. Лицензирование отдельных видов торговой деятельности

3. Сертификация товаров

4. Поддержка отечественных товаропроизводителей в сфере торговой деятельности

5. Поддержка социально значимых видов торговой деятельности

6. Государственный контроль над соблюдением

торговыми организациями требований нормативных

правовых актов


Нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность предприятий торговли

1. Гражданский кодекс РФ основной закон, на базе которого

осуществляется регламентация деятельности коммерческих и

некоммерческих организаций страны

2. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав

потребителей» регулирует отношения, возникающие между

потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами

по продаже товаров (выполнение работ, оказание услуг),

устанавливает права потребителей на приобретение товаров

(работ, услуг),) надлежащего качества и безопасных для жизни

и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работ, услугах) и об изготовителях (исполнителях, продавцах),

просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав

3. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно
- эпидемиологическом благополучии населения» регулирует
отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-
эпидемиологического благополучия населения как одного из

основных условий реализации предусмотренных Конституцией

РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную

окружающую среду

4. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и
безопасности пищевых продуктов» регулирует отношения в

области обеспечения качества пищевых продуктов и их

безопасности для здоровья человека. Им, в частности,

установлены требования к обеспечению качества и безопасности

пищевых продуктов при их перевозках, хранении, фасовке,

упаковке, реализации, а также требования к работникам,

деятельность которых связана с изготовлением и оборотам

пищевых продуктов, оказанием услуг в сфере розничной

торговли

5. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О

лицензировании отдельных видов деятельности регулирует

отношения, возникающие между федеральными органами

исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

юридическими лицами и индивидуальными

предпринимателями в связи с осуществлением

лицензирования отдельных видов деятельности. Закон

устанавливает перечень лицензируемых видов деятельности,

т.е. видов деятельности, на осуществление которых

юридическим лицам или индивидуальным

предпринимателям требуется получение специального

разрешения

6. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О

защите прав юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей при проведении государственного контроля

(надзора)». В нём установлены права юридических лиц и

индивидуальных предпринимателей при проведении

государственного контроля (надзора), меры по защите их прав

и законных интересов, обязанности органов государственного

контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении

мероприятий по контролю.

7. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О

техническом регулировании» регулируются отношения,

возникающие при:

- разработке, принятии, применении и использовании

обязательных требований к продукции, процессам

производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации

и утилизации;

- разработке, принятии, применении и использовании на

добровольной основе требований к продукции, процессам

производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации

и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг

8. Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении

наличных денежных расчётов и (или) расчётов с

использованием платёжных карт» установлена обязанность для

организаций и индивидуальных предпринимателей,

осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или

оказание услуг на территории Российской Федерации,

применять включенную в Государственный реестр

контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных

денежных расчётов с использованием платёжных карт



















































































































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: