Календарный план-сетка работы отряда

Спасибо за урок

Материал для изучения, если нет возможности открыть ссылку.

Планирование работы в детском оздоровительном лагере

Методика составления программы работы с отрядом

Программа – это документ, в котором должны быть отражены содержание и система работы детского и взрослого коллективов лагеря на определенный период.

Программа должна показать, как с учетом конкретных условий в лагере создается нетрадиционная модель организации воспитания, оздоровления и развития детей и подростков.

Существуют разные подходы к классификации программ:

–по объему содержания, где излагаются все направления или один вид деятельности;

–по временному периоду, на который рассчитана программа.

Есть и такие типы программ, как авторские и заимствованные (адаптированные). Сейчас наиболее распространены авторские программы. Разрабатываются они, как правило, на основе оригинальной идеи и нетрадиционного подхода к развитию личности.

Любая программа должна отвечать таким требованиям:

актуальность – нацеленность на решение наиболее важных в данный момент про-

блем;

целостность – описание в программе всех действий: от выдвижения целей до предполагаемого результата; целостность программы – это прежде всего ее логичность;

реалистичность программы – это реальная возможность ее выполнения с учетом

творческого потенциала конкретного коллектива, материальной базы и др.;

прогностичность – программа должна отражать (в целях и действиях) не только то, что популярно, востребовано сегодня, но и прогноз изменений, которые могут произойти в будущем;

оригинальность – наличие элементов своеобразного, нетрадиционного подхода к

решению поставленных задач.

Программа состоит из таких основных элементов, как введение, цели и задачи, основное содержание деятельности, механизм реализации и результаты.

Остановимся подробно на перечисленных элементах программы.

Введение (пояснительная записка, обоснование, преамбула и др.). В этой части программы обосновываются ее актуальность и значимость. Для этого необходимо проанализировать социально-педагогические условия, в которых работает детский лагерь на момент разработки программы, осмыслить опыт уже проделанной работы в данном направлении. Здесь же указывается точный адрес программы (для кого она предназначена: пол, возраст, социальная группа детей). Во введении раскрываются основные идеи и принципы программы (они могут войти и в отдельный блок), объясняется ее название (если оно есть).

Цели и задачи предстоящей деятельности. Следует различать понятия «цель» и «задачи». Цель – это предполагаемый результат, задача – это путь, по которому следуют к намеченной цели. Блок целей и задач должен быть конкретным, реалистичным, достижимым. На практике это означает, что каждая из поставленных задач четко сформулирована, определены сроки ее выполнения и средства, с помощью которых ее действительно можно решить. Программа может иметь одну цель и несколько задач (три-пять задач). Задачи можно разделить на воспитательные и организационно-педагогические. Задачи должны быть согласованы с обозначенной целью.

 

Содержание деятельности. Этот раздел содержит описание основных форм и методов работы, мероприятий, видов деятельности, с помощью которых предполагается реализовать цели и задачи. Обычно, исходя из задач, содержание разбивается на отдельные части (блоки, модули, направления и др.). Структурировать их можно либо по видам организации (индивидуальные, групповые, массовые), либо по направлениям деятельности: спортивно-оздо- ровительные, познавательные, нравственные, творческие, правовые и др.

В содержательной части программы указываются планируемые мероприятия, дела, их регулярность и последовательность. Программа не требует излишней детализации. Подобная информация должна быть отражена в плане работы на смену, который по сравнению с программой носит более конкретный и детализованный характер.

Механизм реализации (логика развития, режим осуществления программы и др.). Это один из наиболее сложных разделов. Он представляет собой описание действий по воплощению в жизнь замысла, идей программы (что необходимо сделать, в каком порядке, в какие сроки и др.). Главное назначение этого раздела – продумать, как то, что изложено в программе, превратить в реальную деятельность воспитанников и взрослых в лагере.

Результаты. В этой части программы указываются ожидаемые, предполагаемые результаты, итоги ее выполнения. Как и задачи, результаты должны быть конкретными и реальными. Главным результатом любой смены является развитие ребенка. Показатели этого развития (укрепление физических и психических сил воспитанников, приобретение ими новых знаний, умений и др.) должны стать результатами педагогической работы вожатого.

Календарный план-сетка работы отряда

Данный план составляется вожатым вместе с детьми. В него включаются отрядные и общелагерные мероприятия, подготовка к ним, время проведения, ответственный за проведение. При составлении этого плана необходимо учитывать эмоциональную и физическую загруженность детей, соотношение отрядных и общелагерных мероприятий, время проведения мероприятий, погодные условия, резерв свободного времени ребенка, работу секций и кружков.

План-сетка обычно выглядит следующим образом (табл. 1).

В данном случае может быть использован принцип деления дня на три основных временных периода, пригодных для заполнения – организации различных мероприятий, трудовых дел, активного отдыха, общелагерных мероприятий и др.

Таблица 1

План работы отряда ____ на ____ смену (июнь 20__ г.)

План-сетка является нормативным документом, который регулирует жизнедеятельность отряда. Нельзя забывать о том, что составляется план не только в интересах вожатого и администрации лагеря, но в первую очередь в интересах самих ребят, поэтому поместить его нужно на видное место, чтобы он служил источником информации для детей. Оформление такого плана может быть самым разнообразным. Он может иметь форму дома с множеством окон, календаря, карты страны приключений и др. – все зависит от фантазии вожатого

и воспитанников. Главное, чтобы план был интересным, привлекательным для детей как по форме, так и по содержанию.

Таким образом, план-сетка выполняет две основные функции: управленческую (планирование жизнедеятельности отряда) и информационную.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: