Краткие ответы на наиболее трудные вопросы теме 2

3. Науке известно множество примеров вымирания очень сложных по своему строению существ, отно­сящихся к классам птиц и млекопитающих (мамон­ты, шерстистые носороги, гигантские олени, стран­ствующие голуби, моа, эпиорнис, бескрылая гагарка и др.) В то же время сохранились до наших дней и продолжают существовать весьма примитивные растения, животные, микроорганизмы (например, амеба, гидра, хлорелла, бактерии гниения и др.). Несмотря на относительную простоту своего строе­ния, эти организмы хорошо приспособлены к усло­виям среды, в которых они обитают. В целом же возникшее в процессе эволюции усложнение орга­низации, как правило, действительно открывает новые возможности перед данной группой существ и повышает ее шансы на выживание в новых ус­ловиях.

4. Действительно, эволюционный процесс в большин­стве случаев сопровождается усложнением форм жизни. Однако из каждого правила есть свои ис­ключения, которые совсем не опровергают этого пра­вила. Эволюция в основном сопровождалась освое­нием представителями,разных групп организмов все более усложняющихся комплексов условий существо­вания, установлением более разнообразных взаимо­связей между организмом и средой обитания. Это требовало от них усложнения строения и более слож­ного поведения. Однако некоторые группы организ­мов перешли к жизни в более однородной среде (как это сделали, например, паразитические черви), что и привело их к упрощению строения и поведения. Поэтому общая дегенерация может рассматриваться как один из путей эволюции, и это совершенно не противоречит нашим традиционным представлениям об усложнении форм жизни в процессе историческо­го развития органического мира.

6. Возрастание численности особей в популяции может привести к расширению ареала, поскольку обострит­ся борьба за существование (например, конкурен­ция за кормовые ресурсы). Освоение новых тер­риторий сопровождается попаданием группировок особей в различные условия среды и в относительную изоляцию друг от друга. Разнонаправленное действие естественного отбора в этих условиях при­ведет к дивергенции, накоплению различий между группами особей, к превращению их в независимые друг от друга популяции, а в дальнейшем — к обо­соблению их в качестве самостоятельных видов. Таким образом, повышение численности особей в конкретной популяции может активизировать про­цесс видообразования. Следовательно, между разны­ми характеристиками биологического прогресса су­ществует реальная связь.

7. У биологического вида, традиционно существующе­го в пределах обширного ареала, может неуклонно сокращаться численность особей. Такое, например, происходит у многих видов хищных птиц (сокол-сап­сан, скопа и др.). Очевидно, что такой вид находит­ся не в состоянии биологического прогресса, а в со­стоянии биологического регресса.

8. Увеличение численности особей внутри вида, обита­ющего на океаническом острове и не способного перемещаться по воде или воздуху, не будет приво­дить к расширению его ареала. Достигнув критиче­ской точки, количество особей начнет постепенно сни­жаться под действием природных факторов (влияния хищников, болезней и др.).

9. Повышение численности особей данного вида не при­ведет к повышению интенсивности видообразования, если нет возможности расширять ареал и заняты все экологические ниши.

10. Если в процессе расширения ареала особи вида будут попадать только в условия, аналогичные ис­ходным, то интенсивность видообразования, скорее всего, не повысится. Однако такое наблюдается не­часто.

11. Каждая из вымерших групп организмов в свое время находилась в состоянии биологического про­гресса, а затем пережила состояние биологиче­ского регресса. В качестве примеров можно рассмот­реть судьбу древних земноводных или пресмыкаю­щихся.

13. Численность конкретного вида животных может быть велика, но постепенно снижаться. То же самое мо­жет происходить и с его ареалом, на данный моментеще достаточно обширным. Однако очевидна, что этот вид находится не в состоянии биологического про­гресса, а в состоянии биологического регресса. Здесь важна тенденция (направленность изменения числен­ности), а не количество особей.               14. Численность вида может быть невелика, но при этом — постоянно увеличиваться. При этом вид будет находиться в состоянии биологического про­гресса, несмотря на пока еще небольшую числен­ность.

22. Первые живые организмы могли быть гетеротроф­ными, поскольку в водах мирового океана, вероят­но, содержалось большое количество готовых, син­тезированных небиологическим путем органических веществ. Они могли служить пищей для первых ге­теротрофных организмов.

23. Появление первых автотрофных организмов могло быть связано с истощением первоначальных запасов органических веществ в водах Мирового океана. Этим, вероятно, определялась необходимость искать новый способ добывания органики.

24. Вероятно, в водной среде, ставшей колыбелью жиз­ни, еще отсутствовал свободный кислород.

29. Аэробные организмы в процессе окисления органи­ческих веществ получают наибольшее количество энергии, которое используют для самых различных целей.

38. Тело наземного растения не окружено водой со всех сторон, поэтому жидкость не может поступать внутрь через всю поверхность. Следовательно, ему надо «на­учиться» всасывать воду с помощью корневой систе­мы. Выталкивающая сила воды поддерживает тело водного растения в вертикальном положении. На суше с этой целью приходится использовать «ске­лет» — совокупность механических тканей. Важно также обеспечить перемещение поглощенной воды вверх по стеблю. Для этого необходима проводящая ткань. Необходимо и сократить потерю жидкости с поверхности тела, защитить его от ожогов и иссу­шающего действия лучей солнца. Для этого нужна покровная ткань.

48. Очень крупные животные потребляют огромное количество корма, хорошо заметны для хищника, часто бывают неповоротливы и малоподвижны, им трудно найти укрытие, при высоких температурах окружающей среды им трудно освободиться от избытков тепла. В то же время они могут постоять за себя, поскольку достаточно сильны, у них мало естественных врагов, продолжительность их жизни достаточно велика, им легче найти особь своего вида в период размножения.



Тема 3. Антропогенез

1. Что вы понимаете под термином «антропогенез»?

2. Почему современные человекообразные обезьяны (го­рилла, шимпанзе и др.) в процессе своего исто­рического развития не превратились в человека?

3. Чем объясняется большое число сходных черт меж­ду человеком и современными человекообразными обезьянами?

4. Чем объясняется наличие существенных различий между человеком и современными человекообразны­ми обезьянами?

5. Эволюция человека и человекообразных обезьян шла по пути конвергенции или по пути дивергенции? Почему вы так думаете?

6. Какие проблемы и трудности возникают у челове­ческого организма в связи с прямохождением?

7. Какое значение имеет противопоставление большого - пальца остальным на руке человека?

8. Почему кисти рук у обезьян крюкообразные?

9. В чем заключаются преимущества абстрактного мыш­ления перед конкретным?

10. Каково может быть биологическое значение надбров­ных дуг, сильно развитых у обезьян? Почему они не так развиты у человека?

11. Приведите примеры высокой способности к обуче­нию у современных человекообразных обезьян.

12. В чем заключается значение сводчатой стопы у чело­века? Почему этот признак не характерен для обе­зьян?

13. Почему у обезьян сильнее, чем у человека, развит лицевой отдел черепа?

14. Почему считается, что степень развития извилин головного мозга влияет на мыслительные способнос­ти? Как это можно объяснить?

15. Докажите на конкретных примерах, что уровень развития сознания обезьян ниже, чем у человека.

16. Почему у современных человекообразных обезьян не развилась членораздельная речь? Ведь они, как и предки человека, живут группами, и им тоже не­обходимо общаться друг с другом?

17. Что мешает человекообразным обезьянам эффектив­но передавать своим потомкам жизненный опыт, накопленный особью или семейной группой?

18. Приведите примеры передачи обезьянами своего жизненного опыта потомкам.

19. Что появилось раньше: речь или групповой образ жизни? Почему вы так думаете?

20. Какие из признаков человека не наследуются?

21. Что такое социальные отношения? Как они развива­лись в процессе антропогенеза?

22. Какие факторы эволюции человека возникли рань­ше: биологические или социальные? Почему вы так думаете?

23. Во многих литературных источниках написано, что в настоящее время жизнь человека перестала регу­лироваться естественным отбором. Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите конкретные дока­зательства вашей правоты.

24. Согласны ли вы с тем, что действие естественного отбора на современного человека ослаблено, по срав­нению с первыми этапами антропогенеза? Объясни­те свою позицию.

25. Приведите примеры проявлений наследственной из­менчивости у современного человека.

26. Объясните, почему биологическая эволюция челове­ка в последнее время замедлилась.

27. Приведите примеры социальной эволюции человека. Согласны ли вы с тем, что она продолжает ускорять­ся? Обоснуйте свою точку зрения.

28. Приведите примеры, указывающие на принципиаль­ное сходство процессов, протекающих в организме человека и животного. О чем говорит это сходство?

29. В чем конкретно заключается сходство основных эта­пов эмбрионального развития человека и животного?

30. Сравните строение конкретных систем органов чело­века и типичного млекопитающего животного. Ка­кой вывод можно сделать на основании итогов этого сравнения?

31. Чем понятие «рудимент» отличается от понятия «ата­визм»?

32. Что конкретно означает фраза: «химический состав внутриклеточной среды у человека и животного прин­ципиально сходен»?

33. У шимпанзе и современного человека гораздо боль­ше общих черт, чем у гиббона и человека. Как это можно объяснить?

34. Что могло заставить древних предков человека вый­ти из лесов и начать жить на открытых простран­ствах?

35. Дриопитек в основном питался растительной пищей, а неандерталец — преимущественно животной. Каким образом можно объяснить эти различия?

36. Челюсти австралопитека значительно массивнее, чем у современного человека. Что можно сказать об осо­бенностях питания австралопитека, основываясь на данном факте?

37. Какие преимущества приобрели предковые формы человека в связи с овладением огнем?

38. Как можно доказать, что кроманьонец более развит в социальном плане, чем неандерталец?

39. Какие причины (условия) могли привести к форми­рованию нескольких рас у человека?

40. В чем может заключаться биологическое значение:

а) обильного роста бороды и усов у европеоидов;

б) сильно развитой кожной складки над верхним ве­ком у монголоидов;

в) узких глаз у монголоидов;

г) темной кожи у негроидов?




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: