3. Науке известно множество примеров вымирания очень сложных по своему строению существ, относящихся к классам птиц и млекопитающих (мамонты, шерстистые носороги, гигантские олени, странствующие голуби, моа, эпиорнис, бескрылая гагарка и др.) В то же время сохранились до наших дней и продолжают существовать весьма примитивные растения, животные, микроорганизмы (например, амеба, гидра, хлорелла, бактерии гниения и др.). Несмотря на относительную простоту своего строения, эти организмы хорошо приспособлены к условиям среды, в которых они обитают. В целом же возникшее в процессе эволюции усложнение организации, как правило, действительно открывает новые возможности перед данной группой существ и повышает ее шансы на выживание в новых условиях.
4. Действительно, эволюционный процесс в большинстве случаев сопровождается усложнением форм жизни. Однако из каждого правила есть свои исключения, которые совсем не опровергают этого правила. Эволюция в основном сопровождалась освоением представителями,разных групп организмов все более усложняющихся комплексов условий существования, установлением более разнообразных взаимосвязей между организмом и средой обитания. Это требовало от них усложнения строения и более сложного поведения. Однако некоторые группы организмов перешли к жизни в более однородной среде (как это сделали, например, паразитические черви), что и привело их к упрощению строения и поведения. Поэтому общая дегенерация может рассматриваться как один из путей эволюции, и это совершенно не противоречит нашим традиционным представлениям об усложнении форм жизни в процессе исторического развития органического мира.
|
|
6. Возрастание численности особей в популяции может привести к расширению ареала, поскольку обострится борьба за существование (например, конкуренция за кормовые ресурсы). Освоение новых территорий сопровождается попаданием группировок особей в различные условия среды и в относительную изоляцию друг от друга. Разнонаправленное действие естественного отбора в этих условиях приведет к дивергенции, накоплению различий между группами особей, к превращению их в независимые друг от друга популяции, а в дальнейшем — к обособлению их в качестве самостоятельных видов. Таким образом, повышение численности особей в конкретной популяции может активизировать процесс видообразования. Следовательно, между разными характеристиками биологического прогресса существует реальная связь.
7. У биологического вида, традиционно существующего в пределах обширного ареала, может неуклонно сокращаться численность особей. Такое, например, происходит у многих видов хищных птиц (сокол-сапсан, скопа и др.). Очевидно, что такой вид находится не в состоянии биологического прогресса, а в состоянии биологического регресса.
|
|
8. Увеличение численности особей внутри вида, обитающего на океаническом острове и не способного перемещаться по воде или воздуху, не будет приводить к расширению его ареала. Достигнув критической точки, количество особей начнет постепенно снижаться под действием природных факторов (влияния хищников, болезней и др.).
9. Повышение численности особей данного вида не приведет к повышению интенсивности видообразования, если нет возможности расширять ареал и заняты все экологические ниши.
10. Если в процессе расширения ареала особи вида будут попадать только в условия, аналогичные исходным, то интенсивность видообразования, скорее всего, не повысится. Однако такое наблюдается нечасто.
11. Каждая из вымерших групп организмов в свое время находилась в состоянии биологического прогресса, а затем пережила состояние биологического регресса. В качестве примеров можно рассмотреть судьбу древних земноводных или пресмыкающихся.
13. Численность конкретного вида животных может быть велика, но постепенно снижаться. То же самое может происходить и с его ареалом, на данный моментеще достаточно обширным. Однако очевидна, что этот вид находится не в состоянии биологического прогресса, а в состоянии биологического регресса. Здесь важна тенденция (направленность изменения численности), а не количество особей. 14. Численность вида может быть невелика, но при этом — постоянно увеличиваться. При этом вид будет находиться в состоянии биологического прогресса, несмотря на пока еще небольшую численность.
22. Первые живые организмы могли быть гетеротрофными, поскольку в водах мирового океана, вероятно, содержалось большое количество готовых, синтезированных небиологическим путем органических веществ. Они могли служить пищей для первых гетеротрофных организмов.
23. Появление первых автотрофных организмов могло быть связано с истощением первоначальных запасов органических веществ в водах Мирового океана. Этим, вероятно, определялась необходимость искать новый способ добывания органики.
24. Вероятно, в водной среде, ставшей колыбелью жизни, еще отсутствовал свободный кислород.
29. Аэробные организмы в процессе окисления органических веществ получают наибольшее количество энергии, которое используют для самых различных целей.
38. Тело наземного растения не окружено водой со всех сторон, поэтому жидкость не может поступать внутрь через всю поверхность. Следовательно, ему надо «научиться» всасывать воду с помощью корневой системы. Выталкивающая сила воды поддерживает тело водного растения в вертикальном положении. На суше с этой целью приходится использовать «скелет» — совокупность механических тканей. Важно также обеспечить перемещение поглощенной воды вверх по стеблю. Для этого необходима проводящая ткань. Необходимо и сократить потерю жидкости с поверхности тела, защитить его от ожогов и иссушающего действия лучей солнца. Для этого нужна покровная ткань.
48. Очень крупные животные потребляют огромное количество корма, хорошо заметны для хищника, часто бывают неповоротливы и малоподвижны, им трудно найти укрытие, при высоких температурах окружающей среды им трудно освободиться от избытков тепла. В то же время они могут постоять за себя, поскольку достаточно сильны, у них мало естественных врагов, продолжительность их жизни достаточно велика, им легче найти особь своего вида в период размножения.
Тема 3. Антропогенез
|
|
1. Что вы понимаете под термином «антропогенез»?
2. Почему современные человекообразные обезьяны (горилла, шимпанзе и др.) в процессе своего исторического развития не превратились в человека?
3. Чем объясняется большое число сходных черт между человеком и современными человекообразными обезьянами?
4. Чем объясняется наличие существенных различий между человеком и современными человекообразными обезьянами?
5. Эволюция человека и человекообразных обезьян шла по пути конвергенции или по пути дивергенции? Почему вы так думаете?
6. Какие проблемы и трудности возникают у человеческого организма в связи с прямохождением?
7. Какое значение имеет противопоставление большого - пальца остальным на руке человека?
8. Почему кисти рук у обезьян крюкообразные?
9. В чем заключаются преимущества абстрактного мышления перед конкретным?
10. Каково может быть биологическое значение надбровных дуг, сильно развитых у обезьян? Почему они не так развиты у человека?
11. Приведите примеры высокой способности к обучению у современных человекообразных обезьян.
12. В чем заключается значение сводчатой стопы у человека? Почему этот признак не характерен для обезьян?
13. Почему у обезьян сильнее, чем у человека, развит лицевой отдел черепа?
14. Почему считается, что степень развития извилин головного мозга влияет на мыслительные способности? Как это можно объяснить?
15. Докажите на конкретных примерах, что уровень развития сознания обезьян ниже, чем у человека.
16. Почему у современных человекообразных обезьян не развилась членораздельная речь? Ведь они, как и предки человека, живут группами, и им тоже необходимо общаться друг с другом?
17. Что мешает человекообразным обезьянам эффективно передавать своим потомкам жизненный опыт, накопленный особью или семейной группой?
18. Приведите примеры передачи обезьянами своего жизненного опыта потомкам.
19. Что появилось раньше: речь или групповой образ жизни? Почему вы так думаете?
20. Какие из признаков человека не наследуются?
|
|
21. Что такое социальные отношения? Как они развивались в процессе антропогенеза?
22. Какие факторы эволюции человека возникли раньше: биологические или социальные? Почему вы так думаете?
23. Во многих литературных источниках написано, что в настоящее время жизнь человека перестала регулироваться естественным отбором. Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите конкретные доказательства вашей правоты.
24. Согласны ли вы с тем, что действие естественного отбора на современного человека ослаблено, по сравнению с первыми этапами антропогенеза? Объясните свою позицию.
25. Приведите примеры проявлений наследственной изменчивости у современного человека.
26. Объясните, почему биологическая эволюция человека в последнее время замедлилась.
27. Приведите примеры социальной эволюции человека. Согласны ли вы с тем, что она продолжает ускоряться? Обоснуйте свою точку зрения.
28. Приведите примеры, указывающие на принципиальное сходство процессов, протекающих в организме человека и животного. О чем говорит это сходство?
29. В чем конкретно заключается сходство основных этапов эмбрионального развития человека и животного?
30. Сравните строение конкретных систем органов человека и типичного млекопитающего животного. Какой вывод можно сделать на основании итогов этого сравнения?
31. Чем понятие «рудимент» отличается от понятия «атавизм»?
32. Что конкретно означает фраза: «химический состав внутриклеточной среды у человека и животного принципиально сходен»?
33. У шимпанзе и современного человека гораздо больше общих черт, чем у гиббона и человека. Как это можно объяснить?
34. Что могло заставить древних предков человека выйти из лесов и начать жить на открытых пространствах?
35. Дриопитек в основном питался растительной пищей, а неандерталец — преимущественно животной. Каким образом можно объяснить эти различия?
36. Челюсти австралопитека значительно массивнее, чем у современного человека. Что можно сказать об особенностях питания австралопитека, основываясь на данном факте?
37. Какие преимущества приобрели предковые формы человека в связи с овладением огнем?
38. Как можно доказать, что кроманьонец более развит в социальном плане, чем неандерталец?
39. Какие причины (условия) могли привести к формированию нескольких рас у человека?
40. В чем может заключаться биологическое значение:
а) обильного роста бороды и усов у европеоидов;
б) сильно развитой кожной складки над верхним веком у монголоидов;
в) узких глаз у монголоидов;
г) темной кожи у негроидов?