Категории персонала | Численность работников по годам, чел. | Отклонение по уд. весу или темп роста (+,-), % 2011 г. от | |||
2009 | 2010 | 2011 | 2009г. | 2010г | |
1. Всего работников, в том числе имеющих образование | 156 | 154 | 154 | 98,72 | -2 |
- высшее | 87 | 87 | 87 | 100,00 | - |
- среднее специальное | 63 | 61 | 61 | 96,83 | -2 |
- профессионально техническое | 5 | 4 | 4 | 80,00 | -1 |
- обще базовое | 1 | 2 | 2 | 200,00 | 1 |
Удельный вес работников, имеющих высшее образование, % | 40,38 | 39,61 | 39,61 | - | -0,77 |
Примечание – Источник: собственная разработка по данным организации.
Согласно данных таблицы видно, что в Гомельском райпо в 2011г. по сравнению с 2009 г. численность работников аппарата управления сократилась на – 2 чел., причем численность работников с высшим образованием не изменилась, уменьшилась численность работников со средне-специальным образованием на 2 чел. и профессионально-техническим образованиемна 1 чел. Как негативное, можно отметить что образовательный уровень работников аппарата управления недостаточно высокий 39,61%, причем отмечается уменьшение удельного веса работников с высшим образованием на 0,77 %, что свидетельствует о невнимательном отношении к формированию кадров райпо. Кадры являются главным ресурсом райпо, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности райпо и его конкурентоспособность на рынке.
|
|
Розничная торговая сеть является составной частью материально- техни-ческой базы, в Гомельском райпо она представлена сетью магазинов. Рассмотрим более подробно данные о розничной торговой сети в таблице 2.4 (Приложение В, Г, Д)
Таблица 2.4 – Структура розничной торговой сети Гомельского райпо за 2009-2011гг.
Показатели | Количество, единиц в году | Торговая площадь, м² в году | Отклонение (+;-) 2011г. к 2009г. | |||||
2009г. | 2010г. | 2011г. | 2009г. | 2010г. | 2011г. | По кол-ву, ед. | По тор. площ. м² | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1.Объектов розничной торговли | 139 | 138 | 141 | 9928,4 | 10006,2 | 10012 | 2 | 83,6 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1. стационарной торговли: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Магазинов | 132 | 130 | 130 | 9928,4 | 10006,2 | 10012 | -2 | 83,6 |
Мелкорозничной сети | 7 | 8 | 11 | - | - | - | 4 | - |
1.2. передвижной торговли (автомагазинов) | 7 | 8 | 7 | - | - | - | - | - |
1.3.Лавок на дому |
|
|
|
|
|
|
|
|
2.Удельный вес магазинов, % | 94,96 | 94,20 | 92,20 | 100 | 100 | 100 | -2,77 | - |
Примечание – Источник собственная разработка по данным организации
Согласно данных таблицы 2.4 в анализируемом периоде количество розничных торговых объектов Гомельского райпо уменьшилось в 2011 г. и составило 141 ед., что на 2 торговых объекта меньше по сравнению с 2009г. Розничная торговая сеть характеризуется преимущественно стационарной торговой сетью, удельный вес магазинов в 2009-2011 гг. составляет 92,96- 92,20 %.
|
|
Для обслуживания населения отдаленных малочисленных населенных пунктов района, в райпо в 2009-2011 гг. организована работа 7 автомагазинов, что является положительным моментом в деятельности организации.
За исследуемый период в райпо организована работа 11 ед. мелкорознич-
ных торговых объектов, количество которых увеличилось на 4 ед.- это палатки
и киоски, 2 из которых расположены на территории рынков (Сельмашевский,
и Давыдовский).
Положительным можно отметить что, несмотря на снижение количества магазинов, отмечается увеличение торговой площади на 83,6 м², которая в 2011 г. составила 10012 м².
Таким образом, в анализируемом периоде, изменилась структура розничной торговой сети райпо, то есть количество торговых объектов уменьшилось на 2 ед. В райпо организована работа 7 автомагазинов, реализующих продукты питания и непродовольственные товары первой необходимости.
Данные по типизации розничной торговой сети Гомельского райпо за 2011г. представлены в таблице 2.5, что позволяет рассмотреть используемые в торговой практике райпо типы магазинов (Приложение Ж).
Таблица 2.5 - Типы магазинов Гомельского райпо на 01.01.12г.
Тип магазина | Количество | Торговая площадь | ||
единиц | % | м² | % | |
1 Минимаркет (ТПС) | 81 | 61,4 | 5808 | 58,5 |
2 Продтовары | 26 | 19,7 | 1927 | 19,4 |
3 Промтовары | 25 | 18,9 | 2197 | 22,1 |
Всего | 132 | 100,0 | 9932 | 100,0 |
Примечание – Источник собственная разработка по данным организации
Согласно данных таблицы 2.5 видно, что из общей численности магазинов в Гомельском райпо больше всего приходится на минимаркет (ТПС), насчитывающий 81 единицу и составляющий 61,4 % от общей численности. На долю магазинов «ТПС» приходится также 58,5 % торговой площади. Это объясняется тем, что Гомельское райпо обслуживает преимущественно сельское население, проживающее в небольших населенных пунктах.
Затем, по значимости, выступает тип магазина «Продтовары», на долю которого приходится 19,4% от общей численности магазинов и 19,7% от общей торговой площади. Численность типа магазина «Промтовары» составила 25 единиц, что соответствует 18,9% от общего количества, и 22,1% от общей торговой площади.
Таким образом, среди магазинов Гомельского райпо, обслуживающих
преимущественно сельское население в небольших населенных пунктах, преобладают такие типы магазинов, как «Минимаркет ТПС».
Специализация розничной торговой сети в сельской местности определяется относительно малой плотностью сельского населения, небольшими объемами товарооборота сельских магазинов. Открытие специализированных магазинов в сельской местности должно быть экономически обоснованным. В связи с чем, можно отметь, что в райпо магазины относятся к группе неспециализированные магазины.
Для всесторонней оценки деятельности Гомельского райпо необходим анализ показателей деятельности райпо. На основе данного подхода, оценим результаты хозяйственно-финансовой деятельности Гомельского райпо за 2009-2011 гг.
Розничный товарооборот – сложный и многогранный показатель. Он характеризует объем товарной массы, перешедшей из сферы товарного обращения в сферу личного потребления. Представляет собой обмен товаров на деньги, в основном на денежные доходы населения, характеризует как денежную выручку торговли, так и сумму расходов на покупку товаров. Проанализируем изменение объема и структуры розничного товарооборота Гомельского райпо за 2009 – 2011 годы в таблицы 2.6 и на рисунке 2.2 на основании (Приложений Г, Д, Ж).