ГЛАВА III. Внутренние процессы на ярмарочной площади

 

 

Ярмарочная площадь

 

Каждый человек мечтает посетить ярмарку. Если ему удается, то он оказывается в центре всех событий. Благодаря этому человек меняется: пополняет свои знания, знакомиться с культурой и начинает задумываться о многом. Ярмарка дает ему понимание внешнего мира. Он начинает чувствовать себя его частью. Возвращаясь, домой делиться этим миром с родными: даря им подарки и свои впечатления. Как тот купец из сказки «Аленький цветочек», привез дары своим дочерям, которые изменили их судьбы.

В конце XIX века большинство ярмарок переводят на территорию города. Это было удобным, по мнению власти. Сами торговцы и местные жители были другого мнения. Ярмарка не была цельной. Торговые ряды находились в разных концах города. Из-за увеличения числа жителей было трудно, а иногда невозможно проехать по узким улочкам от одной торговой площади к другой. Вечером лучше не выходить на улицу: крики, песни, вопли, драки. Город становился грязным, зловонным и опасным. Лучше если ярмарка проходила не далеко от города. Там ярмарочный комитет следил за порядком, было просторно и удобно для жителей и торговцев.

Заниматься торговлей было очень престижно и выгодно. Простой торговец увеличивал свой капитал, и негласно принимался в высшие круги общества. Особенно когда за большие заслуги перед государем получал звание дворянина. Весь год купца был расписан, куда и когда он ездит на ярмарки. Обязательно в списке присутствовали крупные ярмарки, на которые он выезжал сам. На сельские праздники было достаточно отправить своего помощника.

Большие ярмарки требовали особого к себе внимания. На нее приезжали заранее. Если купец с Сибири - то за месяц, если с ближних городов то за неделю. Торговля начиналась задолго до официального открытия ярмарки. В это время купцы между собой сговаривались о продаже или обмене своего товара. Подготавливали торговое место, устанавливали цену, просматривали товар и приводили его в товарный вид. Ярмарочный комитет нанимал работников, для подготовки. Целый день на всей территории стучало, гремело, собиралось, устанавливалось, пилилось, мылось, красилось. Поэтому сюда со всей округи стекались толпы разношерстного народа - работа была для всех возрастов.

В день открытия поднимался флаг или несколько в разных торговых местах. По нему определяли ход торговли: если флаг запутается - торг затянется, если в сторону Сибири развернется - зауральские купцы будут с барышом, если в противоположную сторону - европейские.

Главной достопримечательностью для высшего сословия служили специально для них подготовленные ряды - Панские. В них было все чинно и ладно. Воздух свеж, играет оркестр за 25 копеек в сутки с лавки, нет суеты и толкотни. «Присядешь на лавочку у фонтана, и слушаешь соловья, которого можно приобрести в магазинчике рядом»[27].

Купцам с солнцем не нужно вставать - публика появиться здесь только к обеду. Главная улица их приведет к булочной или в кафе. Где можно выпить чаю со свежей выпечкой. Если проголодался - зайди в ресторан, откушай блюда разных кухонь и оцени «поварское искусство Никиты Егорова, П. Барбатенкова»[28] и других поваров. Можно каждый день посещать такие заведения. Особенно если ярмарка не далеко от города - питаться исключительно на её территории.

После обеда можно сходить в цирк, прогуляться по торговым рядам. Купить или присмотреть понравившуюся вещь. Обязательно молодым барышням выдавали деньги, которые можно потратить «на удовольствия»: ленты и шляпки, карусели, мороженное и м.д. Такие вещи как драгоценности, готовое платье покупал только батюшка или молодой супруг. Мужчины вели торг, женщине не прилично торговаться.

Все красиво одетые, по последней моде, мужчины и женщины медленно и не спеша прогуливаются вдоль торговых улиц. Соблюдая при этом этикет. Со стороны напоминает это обычную прогулку по саду или парку. С его долгими беседами и чтением газет в тени. Ближе к вечеру едут домой переодеваться, что бы посетить вечерние мероприятия. Обязательно сходить в Большой Ярмарочный театр на премьерные постановки столичных театральных труп. Огромным событием становился приезд иностранной труппы с оперными постановками «Риголетто», «Норма» и другими. На его сцене выступали лучшее артисты разных времен, например, Шаляпин в операх «Борис Годунов», «Русалка», «Фауст». Посетить зал собрания, литературный вечер, в гостином дворе. Наслаждаться звуками музыки и прекрасным голосом исполнительницы романса. На Нижегородской ярмарке проводились музыкальные вечера, которые назывались «Мушкарадом. Но их посещали мало, несмотря на их канканы и большое помещение»[29]. Такое общество было разрозненно, все старались придерживаться своей компании.

Самым посещаемым местом для мужчин были ресторации, которых, на крупных ярмарках, доходило до сотни. Они неофициально делились по группам и типам народа. Каждый ходил в определённый трактир, где его ждала своя компания. В этих заведениях традиционно совершались торговые сделки между купцами. Хоть биржа уже существовала, торговля по-прежнему держалась на честном купеческом слове. Многое зависело от выбора заведения, от качества блюд и понимания официанта. Если продавец был из Петербурга, то его вели в петербургское заведение. Знакомые и любимые блюда располагали купца к дальнейшему сотрудничеству и скидке на товар.

Веселье, без этикета, было только с цыганами. Офицеров и других мужчин, всю ночь напролёт развлекали они своими песнями и плясками. Артистов благодарили шампанским и деньгами. Последних уходило столько, что можно было купить нового коня, коляску, мебель и м.д. В особом порыве все деньги оставались у цыган, и им приходилось занимать, на дорогу домой.

Кроме городского высшего сословия сюда приезжало дворянство из родовых усадеб. Останавливались на своих дачах, снимали квартиры, комнаты. На всех помещений не хватало и для них работники сколачивали временный домик, устанавливали палатки и шатры. Убранство внутри было соответствующее - чувствовали себя как дома. Для них работали бани, прачечные, стилисты, залы для стрижки и бритья.

Нужно не забывать, что ярмарка проводилась в церковный праздник. Многие жители государства приходили сюда в качестве паломников. Что бы принять участие в крестном ходе, посетить и поклонится православным реликвиям, исповедоваться у святых отцов и попросить совета. Это были очень важные события для верующих. Невозможно соединить в одно целое ярмарку и престольный праздник. Это абсолютно два разных события проходивших в одно время и часто на одной территории. Человек не совмещал их, а переходил с одного на другое. Душевное состояние имело такой же переход. Такой переход не совершали паломники. Они вели скромную жизнь на территории монастыря: ночевали под его крышей, думали и говорили на «высокие» темы, наслаждались природной тишиной и душевным равновесием. Большинство из них не доходили до ярмарочной площади, что бы ни растерять всего приобретенного.

Главной составляющей любой ярмарки были крестьяне. Ярмарка для них была большой возможностью заработать деньги. Они продавали и покупали нужные товары. Работали: разгружали грузы, перетаскивали и волочили по мелководью суда и т.д. На каждой крупной ярмарке были особые места, куда крестьянин приходил утром для найма в работники.

Как мы уже упоминали, крестьяне торговали в специальном месте. Свои возы выстраивали по порядку, друг напротив друга. Иногда такие ряды были более километра и включили в себя весь ассортимент товаров. Торговали: сеном; зерном; продуктами питания; ложками и другими изделиями ремесла; досками; дровами; смолой; солью; игрушками и м.д. Здесь каждый покупатель найдет то зачем сюда пришел. У них цены дешевле, чем у купцов. За несколько недель работы ярмарки, крестьянин возвращался домой несколько раз и пополнял свой воз новой партией товара.

Сельская ярмарка и уездная заметно отличались от крупных ярмарок. Они были просты и соединяли всех участников этого долгожданного события. Народ срастался «в одно огромное чудовище и шевелился всем своим туловищем на площади и по тесным улицам…»[30].

В сельских городах и селах ярмарка имела огромное значение. Здесь, как и в других регионах нашего государства, готовились за долго и ждали ежегодного события с нетерпением. Ярмарка продолжалось не более недели, и собирала народ со всей округи. Дома пустели, села вымирали в ярмарочные дни.

Рано утром съезжались со всей округи крестьянские семьи. К берегу приставали плоты с товаром. Мужчины разгружали их и разбирали плоты, для продажи брёвен. Все занимали места на главной торговой площади. Она здесь была одна, и торговцы имели равное положение между собой. Торговали с воза, из-за прилавка и просто на земле.

Возле товара оставался кто-нибудь один, остальные шли на службу в храм. Торговля замирала и ждала своего часа. В отличие от городского населения, там перемешались традиции с европейскими, сельская глубинка придерживалась обычаев предков. Ярмарка на протяжении многих веков не меняла своего внешнего вида и внутреннего содержания.

Народ выходил из храма, поднимался флаг и торговля начиналась. Женщин было больше чем мужчин, от их красных сарафанов ярмарка приобретала особый колорит. Принаряжались они так, что мужья не сразу узнавали.

Страшно и интересно было человеку оказаться в первый раз на ярмарке. Поначалу он терялся в её рядах и в большом количестве людей. Молодая девица хваталась за рукав батюшки. Голова кружилась. Через пару часов всё проходило, человек привыкал, осваивался и уже самостоятельно, но продвигаемый толпой, перемещался от торговца к торговцу.

Главное не торопиться с покупкой товара. Нужно приглядеться, рассмотреть товар и прицениться. Торг начнется ближе к полудню. За то время пока он идет, крестьянин, снабжает себя всем на год вперед. Товар у приезжих купцов дешевле, чем в городских лавках. Купцов на ярмарке не много не более ста человек. Для них построены одноэтажные деревянные лавки со складом.

Ярмарка словно улей с осами: жужжит, кричит, спорит, хохочет, стучит, ругается и постоянно в движении. К обеду толпа замедляет ненамного свое движение в хаотичных рядах. Начинаются долгие беседы между купцами и местными. Про погоду, про политику, про войну. Купцы показывают им последние газеты. Женщины свои разговоры ведут в «красных» рядах.

Многие мужчины для обсуждения, услышанного собираются в штофных лавочках, харчевнях, ресторациях и кабаках. Последние располагаются в специальных шатрах, на окраинах площади или в некотором удалении от неё. Под их крышей находились длинные столы и лавки, между ними суетились разносчики, «…в одном из его углов стоял красный короб, и сидела страшно размалёванная дева.… В ожидании публики, которая бы могла оценить обаяние её голоса и расстроенного сундука-органа»[31]. Девица должна была привлекать посетителей в шатёр, но у неё иногда получалось совсем наоборот.

За порядком следил исправник и несколько помощников выбранных из крестьян. Здесь происшествий было не много, так как все в основном на виду и знакомы исправнику. К вечеру ярмарка стихала окончательно. Люди располагались на ночлег в основном под телегой или на ней. Женщины затягивали «долгие» песни. С началом следующего дня всё опять приходило в движение, но уже осознанное.

Сельские ярмарки намного душевнее, чем крупнейшие ярмарки. На них люди поистине отдыхали и веселились, это была одна семья. На больших ярмарках такого единства не наблюдалось. Все её участники делились на группы по статусам и интересам. У каждого была своя торговая зона и свой кабак. Крестьянину находиться на «знатной» ярмарке запрещалось, за этим строго следила полиция и солдаты.

Начало торговли, ознаменовал поднятый флаг. Но она начиналась задолго до официального открытия - с оптовых продаж. Первыми на ярмарках открывались бани, прачечные, сфера питания, постоялые дворы, цирюльни и т.д. Задействованы в работе были люди разных возрастов, национальностей и разных религий: мусульманство, католичество, православие, иудаизм, язычество и т.д. Все они работали на ярмарку и приносили пользу ей, а значит государству.

 

 

 

 

Балаганы

 

В первый день ярмарки, в первую очередь, все расходились по торговым рядам за товарами. Побывав несколько часов среди шума, гама и толкотни, посетители ярмарки уединялись в штофных лавках, кабаках и ресторациях. После многие из них направлялись в балаганные ряды. Здесь уже было полно народа разных возрастов.

Балаганы - это центр ярмарки, который заманивал людей посетить огромное разнообразие представлений. Само слово обозначало временные торговые ряды до XIX века, а после слало указывать на театрализованные зрелища. По их количеству, по именам владельцев и выступающих можно судить о размере и статусе ярмарки. О многолюдности на ярмарке судили по выпекаемому хлебу.

На сельских ярмарках балаганных рядов так таковых не было. На её территории могло находиться несколько палаток второсортных балаганов. Сельское общество всегда само себя развлекало на всех праздниках, которые проходили по одному сценарию и были однотипны. На них танцевали под балалайку или гармонику. Пели озорные частушки и песни. Водили хороводы. Качались на качелях. Зимой катались на санях и с гор. Молодые парни устраивали кулачные бои или боролись между собой, завоевывая сердце прекрасных дам. Ярмарку тоже ждала такая участь, если бы не приезжие артисты. Они вносили новые краски в старую картину. Образовывали и расширяли кругозор местного населения.

Взрослое население подолгу толпилось у потешных листов, которые были развешаны при помощи прищепок на пеньковые верёвки. Покупали себе генералов (иногда английских, но им выдавали их за русских полководцев), царей, изображения городов, листы с юмором, сцены битв и побоищ, «о городских нравах» и модах и т.п. В питейных «выставках» можно было послушать песни и игру на расстроенных инструментах «прекрасных дев». Цыгане здесь не выступали, у простого народа не было столько денег, сколько они могли заработать на «барском гулянии».

Потешные листы в своих выступлениях использовали раешники. Раешник - это человек показывающий картины в нутрии деревянного ящика, и сопровождает их шуточными пояснениями. Раешник - это хорошо образованный поэт и артист, виртуозно владеющий своим делом. Раек (потешная панорама, косморама) - это современный телевизор, открывающий дверь в другой мир. А переключает каналы в нём раешник: «Покалякать здесь со мной приходи народ честной…покажу вам всякие картинки, и господ, и мужиков в овчинке, а вы прибаутки да разные шутки с вниманием слушайте, яблоки кушайте, орехи грызите, картинки смотрите…. Вот, смотрите в оба, идёт парень и его зазноба: надели платья модные, да думают, что благородные… А зазноба отменная - баба здоровенная, чудо красоты, толщина в три версты… да глаза просто чудо: один глядит на вас, а другой в Арзамас. Занятно!»[32]. Желающих посмотреть, за копейку, на чудо бабу собралась толпа. Затеялась драка – все хотят посмотреть первыми. Посмотрев на изображение, иногда разочаровывались, обычный кавалер и дама. Многие платили за просмотр и отходили на расстояние - насладиться речью раешника. Но таких ценителей было не много.

Завидев вожака с медведем, все кидались в его сторону и обступали артистов плотным кольцом. Даже дед Савелий, под видом разных недугов не встававший с печи целую зиму, был тут. Начинались Медвежьи комедии на бытовые сцены, с поклона артистов честной публике. С начала Матрена Ивановна или Михайло Потапович показывал простые действа: как поутру умываются гусята и утята, как красны девицы прихорашиваются, как барин на сельскую красавицу смотрит, как дед Тихон с работы идет. В конце медведь танцевал под бубен с козой, в которую переодевался помощник. Себе на угощение собирал он в шляпу монеты, иногда клали туда всевозможные сладости: бублики, пряники, хлеб. Выступлений было не более трёх в день. Начинались они в середине ярмарки и повторялись через равные промежутки времени. Постоянно добавлялись новые сцены в основное выступление, для удержания публики. Главное в этот момент следить за своими карманами.

В конце XIX века в некоторые селения стал заглядывать театр «Петрушки». Петрушечник с набором кукол и один музыкант или шарманщик давали представления из-за ширмы всего за несколько копеек. Сценарии был для всех общий и имел несколько традиционных сцен: Петрушка разглядывает невесту, лечится у доктора, призывается в армию, его служба в армии и в конце спектакля, за все деяния Петрушки его утаскивает собака в преисподнюю. Спектакль не только веселил, но учил людей, что не нужно жить и вести себя как Петрушка, а, то за свои грехи попадешь в ад.

Петрушкин театр часто располагался в парусном шатре. В нутрии него стояли рядами длинные лавки, на которых размещалась публика. Напротив публики стояла ширма, а над ней сооружена сцена с кулисами. Сбоку располагался оркестр из нескольких музыкантов. Шатер наполнялся публикой и представление начиналось:

В начале своего представленья Петрушка представлялся и знакомился с публикой, она охотна, вступала с ним в беседу, и этот диалог продолжался по ходу всего спектакля. Петрушка: «Здравствуйте, господа! Я Петрушка-мусье, пришел повеселить вас всех: больших и малых, молодых и старых!»[33]. Если в шатре собирались одни мужчины, то для них разыгрывался особый спектакль, на тему «Петрушкины смотрины». В нем он осматривал достоинства и недостатки Матрены, на некоторые ему указывала публика. А также приглашал доктора на осмотр девушки. Они начинали все вместе решать жениться ему на ней или нет. Завязывался горячий спор, во время которого Матрена могла сбежать.

Зритель получал большое удовольствие от общения с Петрушкой и, выходя из шатра, они громко смеялись и повторяли фразы Петрушки, многие подрожали его танцу и движением.

На крупных ярмарках в виду большой конкуренции требовалась реклама балагану. Для этой цели нанимали специальных зазывал. Которые стояли на балконе и своими байками и прибаутками рассказывали народу о происходящем в нутрии балагана, об артистах, о событиях в стране и приглашали занять «последнее» место. Потеха их была бесплатная для всех окружающих, поэтому собирала много людей не способных оплатить билет. В толпе была слышна брань, ругань, «меткие» словечки, вставляемые в речь зазывалы, который тоже от них не отставал и ничем не отличался. Они стали терять популярность, в народе их считали обманщиками и лгунами - за речь, которая не соответствовала содержанию представления.

В нутрии крупных балаганов можно было увидеть: акробатические номера, комическую пантомиму, сценки из народного быта, сюжетные разговорные пьесы и т.п. Такой балаган за год посещал белее 10 ярмарок, с одной и той же программой. В небольших балаганах представления проходили менее красочно и ярко. В конце XIX века в них можно было увидеть «необычные» вещи: женщину с бородой, женщина - паук, теленок с двумя головами, человек - людоед и т.п. Людоед на глазах у присутствующих «разрывал» голубя, потом желающим предлагали выйти на сцену и стать едой для людоеда - добровольцев не оказывалось и представление заканчивалось. Это был не обман - никто не чувствовал себя обманутым. Наоборот приходили на другой день и посещали представленье, в надежде, что кто-нибудь согласиться. Истинным обманом были представления такого плана: поодиночке посетителя заводили в платку. В центре стоит зажженная свеча на табурете, его проводят вокруг нее и выводят на улицу. Всё представление окончено. Вывеска на палатке гласит: «Вокруг света за копейку». Владельцы палаток зарабатывали до двухсот рублей за сутки, никто не хотел быть в глазах общества одураченным. Такие выступления наносили большой вред. Они показывали, что можно не работать физически и зарабатывать большие деньги. Труд начинал обесцениваться. Легкий способ заработка приводил к угасанию многих ремёсел и промыслов вблизи проведения ярмарки.

Ярмарка по прежнему оставалась тем местом, где люди были уравнены. На городских праздниках такого давно уже не было. Горожане из высших кругов приходили на массовые гуляния до обеда, сословия ниже до вечера, а все остальные развлекались весь вечер. В это время высшее сословие посещало театры, балы и проводили вечера в кругу близких друзей. Они также делали выезды на ярмарку для просмотра премьеры сезона в ярмарочном театре. Самый знаменитый ярмарочный театр находился в Нижегородской ярмарке. Его приобрел Князь Шаховский Я.П.. В постановках принимала участие его собственная труппа из крепостных крестьян. Здесь выступали знаменитые московские и петербургские, итальянские и французские труппы с драмой, комедией и оперой. Зрители любили любого главного героя: благородного и отрицательного. В народном театре воспринимался только положительный персонаж. Зрителей из народа, к началу XX века, не удовлетворяли традиционные балаганы и комедии с Петрушкой. В народных массах изменились вкусы. Крестьяне стали белее грамотны и требовательны к содержанию представления.

Здание театра строили в виде прямоугольного сооружения из дерева или камня. Каменный театр функционировал постоянно, а деревянный строился только на период крупной ярмарки. Каменным театром на Нижегородской ярмарке владел театр князь Шаховский Я.П., в спектаклях принимала участие его собственная труппа из крепостных крестьян. С конца XIX века в театр приезжают на гастроли известные столичные труппы, в том числе иностранные. С самой столицы, приезжала сюда знать, чтобы посмотреть премьеры сезона. На каждодневных спектаклях не было свободных мест.

Следовательно, в толпе тяжело было понять, что тебе нужно. Она тобой управляла и руководила. Она тебя кидала в гущу событий, где народ:

«Шумит, поет, ругается,

Качается, валяется,

Дерется и целуется…

всё село шатается,

Что даже церковь старую

С высокой колокольнею

Шатнуло раз-другой! -

Тут трезвому, что голому,

Неловко…»[34].

Народу было много. Ярмарка многолика, многоголосна. Но при этом она собирала его в единый организм. В нем люди себя чувствовали одинаковыми и равными, за исключение крупных ярмарок. На них общество делилось на сословия. Для высшего общества ярмарка не самое яркое событие года. Часто не совершая покупок, а просто прогуливаясь в её рядах. Наслаждаясь музыкой, приятным общением с друзьями и старинными приятелями в местных кафе и ресторанах. Многие дамы не любили ярмарок и считали их грубыми. Мужчины наоборот находили их очень занятными и интересными.

Народу ярмарка давала не только развлечения, но временную хорошо оплачиваемую работу. Крестьяне приезжали на крупные ярмарки целыми семьями. Мужчины с утра уходили на приработок, а женщины и старшие дети вели торговлю с воза. Подавали изделия ремёсел, промысла, скот, излишки продуктов питания и т.д.

Сельские ярмарки проходили громче и душевнее. Это самая настоящая ярмарка, проходившая на протяжении многих столетий без изменений. Начиналась всегда традиционно со службы в храме. После неё люди выходили и «терялись» в рядах ярмарки. Она оставалась надолго в памяти людей, некоторые передали эту память потомкам.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Торговля известна с древних времен. В те времена люди меняли один товар на равнозначный ему другой. Особых мест обмена не было. Они стали появляться только с ростом и укреплением городов. Торговля в городах проходила на главной площади или на широкой улице. Она собирала местных жителей, чтобы продать избытки продуктов питания, изделия ремёсел и промыслов. Торговля велась на открытом воздухе и в определённые дни. Эти места стали называться рынками, торгом или базаром.

Город не мог прокормить всех жителей, как деревня или село. Он нуждался в большом ассортименте и количестве товара. Этот ассортимент в город доставлял приезжий или местный «гость». Гость - это богатый человек, который занимался торговлей не только в нашей стране, но и выезжал в другие страны. В своих лавках он продавал заморские товары, привезенные из других городов: ткани, драгоценные металлы, оружие, меха, мёд, восточные сладости и т.п.

Чтобы город стал торговым нужно несколько условий. Во-первых, город должен быть расположен на реке, которая его будет связывать с другими городами, и давать выход в море. Во-вторых, он должен стоять на торговом пути. Например, «из варяг в греки» и «из варяг в Булгары». Один путь давал выход к Черному морю, другой к Каспийскому морю.

За прочными стенами города, торговые люди чувствовали себя уверенными и защищенными. Такую защиту в период феодальной раздробленности они получили в лице православных монастырей и церквей. Так как они меньше подвергались разорению.

У православных монастырей было еще одно преимущество. Сюда раз в год на престольный праздник стекалось много верующих, которые нуждались в пище и одежде. У стен постепенно складывается торг, который проходил раз в год во время праздничных мероприятий. Этот ежегодный торг начинают называть ярмаркой. Когда точно появился термин «ярмарка» никому ни известно. Историки сходятся во мнении, что первой ярмаркой стала Мологская в Ярославской губернии. Упоминания о ней, в письменных источниках, самые ранние.

Ярмарка до XVII века проходила всегда одинаково. С утра большинство её участников отстаивали праздничную службу. Затем все расходились по торговым рядам. Покупали товары, общались, развлекались. Ярмарка была доступна для всех желающих. С приходом к власти Петра Первого ситуация меняется. Увеличиваются пошлины и разные сборы, которые поступают теперь в казну. Вход на ярмарочную территорию стал платным, и за приобретенный товар нужно было заплатить налог. Екатерина II отменяет эту систему. Благодаря этому ярмарки начинают появляться в селах и уездных городах. Но там где есть храм. Без него это был обычный торг, который в сельской местности ни кому был не нужен.

В этот период происходит разделение русской культуры на «господскую» и «народную». В столицах ярмарки сопровождаются салютами и маскарадами, а также совмещаются со светскими праздниками: коронацией, новым годом и т.д. Ярмарка в рамках города перестает быть праздником - это место для торговли. Оно приносит местным жителям неудобства: шум, грязь, приток воров, толкотню на тесных улицах.

С разделением культуры происходит еще большее разделение в обществе. Высшее сословие начинает отделяться на крупных ярмарках от простого народа - создаются специальные «панские» ряды, куда крестьянам и босякам вход закрыт. В них продают только элитные товары: дорогие шубы, парижские платья, ювелирные украшения, редкое оружие и т.п. Здесь нет шума и толкотни. Торговая улица выстлана, свежей травой, лавки покрашены и имеют приятный вид. Можно не спеша прогуливаться под музыку, почитать газету в тени у фонтана, перекусить или пообедать в ресторанах и кафе, сходить в ярмарочный театр или на музыкальный вечер.

В уездных городах и селах ярмарка остается по-прежнему «событием года». Проходит она по одному и тому же сценарию на протяжении многих столетий. С утра большинство народа сходятся в храм на службу, которая посвящена престольному празднику. И только после службы поднимается флаг на ярмарочной площади и начинается торговля. Она продолжается не более трёх дней и собирает весь народ. Парни и девушки достигшее брачного возраста обязательно принимали участие в ярмарке. Знакомились, сговаривались и играли свадьбы.

К такому событию готовятся заранее. Прибирают улицу, ремонтируют заборы, подготавливают комнаты для сдачи приезжим. Ярмарка влияет на село где она проходит. Здесь фасады домов обшиты доской и выкрашены, на многих есть роспись и резные элементы. Новые дома строятся с расчетом на ярмарочных постояльцев - они большие и двухэтажные. Одежда у местных жителей выполнена из фабричных тканей и была более разнообразна.

На таких ярмарках все её участники по-прежнему имеют равное положение. Торговая площадь одна. На ней торгуют крестьяне и купцы 3-й и 2-й гильдии. Главенствующую роль здесь занимает крестьянин, который торгует излишками продуктов питания, изделиями ремесла и промысла, сеном, дровами и т.п. Свои ряды они делают из возов груженых товаром. Выстраивают их по порядку и напротив друг друга - образуют улицу. Таких улиц на площади несколько. У кого товара не много тот раскладывает его на землю.

Купцы торгуют в деревянных лавках. Одноэтажные лавки, состоят из торгового места и небольшого склада для хранения товара. На втором этаже двухэтажной лавки купец со своими помощниками может жить во время ярмарки. Такие лавки на Востоке назывались «фундук», у нас были распространены на крупных ярмарках.

Купец играл большую роль в торговле. На Север он привозил товары южного происхождения: хлеб, масло и другое. На Юг доставлял: лес, смолу, рыбу, меха. Если в стране был не урожай, например, хлеба, то он привозил его из других стран. Благодаря ему происходит равномерное распределение товаров по всей территории государства.

Купец 1 гильдии - это «лицо» страны. Он часто выступал в роли дипломата. Знал придворный этикет, несколько иностранных языков, был толерантным к чуждым верованиям, нравам, обычаям, взглядом. Умел писать, читать, считать. Купец изучал во время ярмарок особенности каждого региона, и после изучения и анализа увиденного он знал, что нужно местному населению и как общаться с народом во время торговли. Но он не имел право раствориться в чужой культуре, а первую очередь сохранять свои характерные культурные особенности, связанные с происхождением и принадлежностью к тому или иному народу.

Выезжая за границу, купец общался с местными торговцами и с покупателями. После общения у каждого из них было собственное мнение о другом государстве. Которое часто фиксировалось на бумаге и передавало интересный взгляд на нашу страну.

Ярмарка играла большую роль в образовании местных жителей. Она имела свой «телевизор» - Раек. Это был квадратный или прямоугольный деревянный ящик. С фасадной стороны находилось несколько оконцев, в которые люди смотрели и узнавали мир. Внутри райка были помещены лубочные картинки с изображением русских и иностранных царей, полководцев, мод и нравов заграничных, городов, сказочных и былинных героев и т.д. Каждую картину раешник сопровождал красочным описанием, которое иногда не имело ничего общего с изображением.

Лубочные картинки были очень популярны в народе. Стоили они не дорого, а пользы приносили много - обучали грамоте, наукам, рассказывали о культуре разных стран и т.п. Крестьяне их покупали в большом количестве и развешивали на видном месте в доме. Потешные листы не несли агрессию, были выполнены в спокойных тонах и заключали в себе патриотический смысл.

Ярмарка способствовала развитию ремесел. Мастера общались между собой - появлялись новые формы изделий и новые техники изготовления из своего материала. Например, портнихи обращали внимание на модные наряды барышень. Затем новые элементы привносили в русскую крестьянскую одежду. Это могли быть складочки, воланы, рюшечки, вышитые розы и т.д.

Участники ярмарки между собой общались, торговля шла бойко, они радовались такому событию и встрече со своими родственниками, проживающими в других регионах. С которыми подолгу засиживались в ресторациях, штофных и «выставках». На крупных ярмарках у каждого были свои излюбленные места. Татары ходили в татарский кабак, москвичи в московский ресторан и т.д. Питейные заведения уже тогда можно было поделить по количеству звезд. Одна звезда для нищих, две - для крестьян, три - для средних сословий, четыре - для купцов второй и третьей гильдии, пять - для знати. К пятизвездочным заведениям относятся рестораны, где приготавливают свои блюда лучшее и знаменитые повара мира. Здесь можно откушать улиток, лягушек, омаров и т.д.

Именно с ярмарок пошла традиция заключения крупных торговых сделок в ресторанах. Покупатель приглашал продавца в его любимое заведение. Приятная обстановка и вкус родных блюд располагал продавца на сторону покупателя, который мог, получить согласие на дальнейшее сотрудничество и скидку на оптовую закупку.

Развлечений на ярмарке было много. Самым популярным в народе был Петрушка и вожак с медведем. Петрушка вступал в беседу со зрителем и советовался с ним. Темы представления были бытовые: смотрины невесты, лечение у доктора, служба в армии, покупка коня у цыгана. Он высмеивал власть и бюрократический аппарат. За это представления подвергались цензуре. Вожак с Матреной Ивановной и Михайло Потаповичем пародировали местных жителей: как поп Василий идет в храм, как девушки на гулянье собираются, как барин на сельскую красавицу смотрит и т.п.

На крупных ярмарках в балаганных рядах показывали акробатические номера, сценки на бытовые сюжеты, комические пантомимы, женщину-паука, «людоеда» и даже двухголового теленка. Посмотреть на представления собиралось множество народу. Стоило оно не дорого всего несколько копеек за вход. Балаганные шатры хорошо оформлялись с наружи и внутри. Из-за большой конкуренции владельцы шатра нанимали специальных зазывал, которые под любым предлогом заманивали посетителя на представление.

На ярмарке всегда было шумно и весело. Каждый старался уловить все моменты праздника. Человек испытывал удовольствие. Все увиденное навсегда оставалось у него в сердце. Он жил с этим эмоциями и передавал их своим детям и внукам. Рассказывал им и тем самым вызывал желание стать частью ярмарки.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Алферов М.Ф. Хроника Вельской земли. [Текст] / М.Ф. Алферов -Вельск: малое предприятие «Вельти», 1995. - 95 с.

2. Алферов М.Ф. Очерки из истории Вельского уезда. [Текст] / М.Ф.Алферов, С.И. Тупицин - Вельск: ОГУП «Вельская типография», 2003. - С. 128 -147.

3. Большая Советская Энциклопедия. В 30 томах. Т.30. Экслибрис - Я я. [Текст] / Гл.ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. - М.: «Советская Энциклопедия», 1978. - С. 552 -553.

4. Борсук О. Макарьев: монастырь и ярмарка. [Текст] / О. Борсук //Живописная Россия. - 2007. - №3. - С. 31-33.

5. Веревкина Г.А. Из истории Евдокиевской ярмарки в селе Благовещенском: сборник. [Текст] / Г. А. Веревкина // Крестьянская живопись Поважья. Из собраний музеев Архангельской области. - М., 2003. - C. 254-265.

6. Вехов Н.В. Старинные ярмарки Архангельской губернии. [Текст] / Н. В. Вехов // Московский журнал. - 2004. - №11. - C 43-49.

7. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Т. I. [Текст] - М.: Издательство академии наук СССР, 1951г. - 210 с.

8. Дранников В. Мезенская (Крещенская) ярмарка [Текст] / В. Дранников // У Белого моря. - 1995. - N 3. - С. 9.

9. Евдокиевская ярмарка в 1876 г. [Текст] // Архангельские губернские ведомости. - 1876. - № 31. - С. 2-3.

10. Захаров В. Н. Западноевропейские купцы в России: эпоха Петра I [Текст] / В. Н. Захаров. - М.: РОССПЭН, 1996. - 345 с.

11. Зуева Е.В. Ярмарки и торговля на Красном Бору. [Текст] // Красноборск торговый город. По материалом фондов и научного архива Красноборского историко – мемориального и художественного музея им. С.И. Тупицина, личного архива С.И. Тупицина. - Красноборск, 2007. - С. 2-14.

12. Казиев Ш. М. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке. [Текст] / Ш.М. Казиев, Карпеев И.В. - М.: Молодая гвардия, 2003. - 452 с.

13. Канишев В.В. Приспособление ради выживания. [Текст] // Революция и человек: Быт, нравы, поведение, мораль.: [Материалы всерос. науч. конф., сост. 14-15 нояб. 1995., г. Москва / Редкол.: П.В. Волобуев (отв. ред.) и др.; РАН. Отд. истории. Науч. совет "История революций в России"; Ин-т рос. истории.] - М.: ИРИ РАН, 1997. - C. 103-110.

14. Карамзин М.Н. Предание веков [Текст] / Сост., вступ. ст. Г.П. Макоговенко; комм Г.П. Макоговенко и М.В. Иванова; Ил. В.В. Лукашова.-М.: Правда, 1989. - 768 с.

15. Князева Л. Е. Сретенская ярмарка в Шенкурске: сборник статей. [Текст] / Л.Е. Князева // Крестьянская живопись Поважья. Из собраний музеев Архангельской области. - М., 2003. - C. 266-270.

16. Коничев К. Песни Севера. Частушки. Пословицы. Загадки. [текст] - Архангельск: Архангельское книжное издательство, 1955. - 168с.

17. Коринфский А.А. Народная Русь. [Текст] - Смоленск: «Русич», 1995.- 659 с.

18. Кулишер И.М. История экономического быта Западной Европы. 10-е изд., стереотип. Т.1-2. [Текст] – Челябинск: Социум, 2008. – 1030 с.

19. Лейман И. И. Ярмарки на Европейском Севере России: организация и проведение (середина-вторая половина XIX в.) [Текст] / И. И. Лейман // Вестник Поморского университета. Серия. Гуманитарные и социальные науки. - 2007. - № 3. - С. 16-19.

20. Лемехов И. Ярмарочных торговцев приучали к культуре. [Текст] / И. Лемехов // Бизнес-класс экспресс Архангельск. - 2003. - 23 - 29 июня. - C. 3.

21. Ливитов А.И. Избранные произведения. [текст] / Вступ.статья и сост. Е. Жезловой; Ил.худож. Л. Хайлова. - М.: «Художественная литература», 1988. - 324 с.

22. Лубченков Ю.Н. Города России. [Текст] / Ред. Г. Потаповская. - М.: «Белый город», «Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2006. - С. 256 - 257.

23. Максимов С.В. Избранное. [Текст] /Подготовка текста, сост.,вступ.статья,примеч. С.И. Плеханова; оформ. Ю.Алексеевой; Ил. И.В. Тихонова. - М.: Сов. Россия, 1981.- 560 с.

24. Мельников П.А. Очерки бытовой истории Нижегородской ярмарки: (1817-1917). [Текст] /П.А. Мельников: / отв. ред. И.А. Скляров.-2-е изд. - Нижний Новгород: АО «Нижегород компьютер центр пользователей», 1993. - 300 с.

25. Мельникова Л. Становление ярмарочного города в Западной Европе в XI – XII веках. [Текст] / Л.А. Мельникова.// Федерализм. - 2011. - № 2. - С. 193-198.

26. Михеевский А.Н. История села Благовещенское. [Текст] / А.Н. Михеевский. - Архангельск, 1997. - С.33-46.

27. Молчанов К.С. Описание Архангельской губернии. [Текст] / К.С. Молчанов. - М., 2009. - 272 с.

28. Муравьёва Л.А. Торговое предпринимательство в России XVII. [Текст] / Л.А. Муравьёва // Финансы и кредит. -2005г. -№ 28. - С. 72 - 80

29. Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо. [Текст] / сост. К.Ф. Яковлев.- Ярославль: Верхнее-Волжское книжное издательство, 1968. - 423с.

30. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX века. [Текст] - Л.: Искусство, 1984. - 191с.

31. Ниеми Эйнар. Поморская торговля глазами норвежцев. [Текст]/ Э. Ниеми. // Оттар: науч.-попул. журн. Музея г. Трумсе. - Трумсе, 1992 - N 192. - С.15-23.

32. Никитин А. Хождение за три моря. [Текст] // Библиотека литературы Древней Руси. - СПб.: «Наука», 1999. - Т.7. - С. 348-379

33. Ноговицын В. У Соли Вычегодской. [Текст] / В. Ноговицин. - Котлас, 1992.- С. 32-33.

34. Овсянкин Е.И. Архангельск купеческий. [Текст] / Е.И. Овсянкин. - Архангельск, 2000.-528с.

35. О сдаче удельным ведомствам лавок, торговых помещений, ларей и открытых мест на Евдокиевской ярмарке с 26-го февраля по 8-е марта в с. Благовещенском Шенкурского уезда Архангельской губернии [Текст] // Архангельские губернские ведомости. - 1896. - 24 января. - № 7. - С. 1-2.

36. Окладников Н. А. Торговые ярмарки на Мезени (XVI - начало XX в.). [Текст] / Н. А. Окладников // Мезень и Мезенский край в истории Отечества и Баренцева региона: Сборник статей. - Архангельск, 2006. - Ч. 1. - С. 95 - 109.

37. Поморская энциклопедия: в 5 т. Т. 3: Экономика Архангельского Севера. [Текст] / гл. редактор О.М. Соколов; редкол.: Р.В. Белякова, Н.Д. Добрынина, Э.В.Залукаева и др. АГТУ, Ломоносовский фонд. - Архангельск: Арханг. гос. техн. ун-т, 2006. - С. 323-325.

38. Поморская энциклопедия: в 5 т. Т. I. История Архангельского Севера. [Текст] / гл. редактор В.Н. Булатов, сост. А.А. Куратов; редкол.: Е.Г. Аушева, В.П. Базаркина, В.Н. Булатов и др. ПГУ, Ломоносовский фонд, Поморский научный фонд. - Архангельск: Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2001. - 483с.

39. Попов В. Сольвычегодская старина. [Текст] // Материалы и исследования к 500-летию г. Сольвычегодска: сб. ст. - Сыктывкар: 1994. - С. 59-199.

40. Репин Н.Н. Архангелогородские купцы и внешняя торговля в XVIII веке [Текст] / Репин Н.Н. // М. В. Ломоносов и национальное наследие России:Тез.докл.междунар.науч.конф. - Архангельск,1996.-Ч.IV. - С.67-69.

41. Рогов А.П. Черная роза. Книга о русском народном искусстве. [Текст] - М.: «Современник», 1978. - С. 72-121.

42. Тунгусов А.А. Мой Верхнетоемский район. [Текст] - Архангельск: Поморский университет, 2001. - С. 230-237.

43. Тупицын С.И. Хроника земли Красноборской. [Текст] - с. Красноборск, 1998. - 180с.

44. Челищев П.И. Путешествие по северу России в 1791. [Текст] / П.И. Челищев. - М., 2008. - 304 с.

45. Чехов А. П. Ярмарка. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. Т.1 Сочинения. [Текст] - М.: Наука, 1974. - 543 с.

46. Шульгин П. Ярмарка в истории России. [Текст] / П. Шульгин // Живописная Россия, 2007. - №5. - С. 2-6.

47. Угрюмов А.А. Кокшеньга: Историко-этнографические очерки. [Текст] / Издание 2-е, доп. - Вологда, 2003. - С. 55-62.

48. Фолькролный театр. [Текст] / Сост., вступ.статья, предисл. к текстам и комммент. А.Ф. Некрыловой и Н.И. Савушкиной. - М.: Современник, 1988. - 476с.

49. Ярмарки. [Текст] // Архангельские губернские ведомости. - 1901. - №168.- С.2-4

50. Базиль Кербле. Русская культура. Этнографические очерки. [Текст] / Кербле Базиль; / сост. и предисл.: Франсис Конт; пер. с фр.: Г. Кабакова, Я. Богданов; послесл.: А. Байбурин. - СПб: Европейский Дом, 2008. - 207 с.

51. Дальняя торговля. [Текст] // Очерки истории исламской цивилизации. В 2 т. Т.1./ ред. Е.В. Романова; пер. ст. Ю.М. Кобищанов, - М.: РОССПЭН, 2008. - С. 81-207.

52. Галанин А.В.Чудь Заволочская. [электронный ресурс] // URL: http://ukhtoma.ru/chud11.htm., (дата обращения 8.04.2015.)

53. Безобразов В.П. Очерки Нижегородской ярмарки. [электронный ресурс] // URL: http://www.knigafund.ru/books/16063/read#page3., (дата обращения 10.01.2015).

54. Вылегжанина Т. Алексеевская ярмарка - торжок, который кормил весь год. [электронный ресурс] // URL: http://www.kotelnich.info/history/item/47-alekseevskaya.html, (дата обращения 20.12.2014).

55. Даль В. Ярмарка. [электронный ресурс] // URL: http://slovardalja.net/word.php?wordid=44288, (дата обращения 23.12.2014).

56. Каневская М.З., Кленский А.Ф. Полная история Нижегородской ярмарки. [электронный ресурс] // URL: http://www.knigafund.ru/books/23145/read#page1. (дата обращения 18.01.2015).

57. Степанов В. Б. Курские базары и ярмарки. [электронный ресурс] // URL: http://old-kursk.ru/book/stepanov/fair013.html. (дата обращения 04.04.2015).

 

 


[1] Арские земли - территория древних удмуртов.

[2]Дальняя торговля. [текст] // Очерки истории исламской цивилизации. В 2 т. Т.1./ ред. Романова Е.В.; пер. ст. Ю.М. Кобищанов, - М.: 2008. - С. 108.

[3] Мельникова Л. Становление ярмарочного города в Западной Европе в XI – XII веках [текст] / Л.А Мельникова.// Федерализм. - 2011. - № 2. - С.197

[4] Вылегжанина Т. Алексеевская ярмарка - торжок, который кормил весь год. [электронный ресурс] // URL: http://www.kotelnich.info/history/item/47-alekseevskaya.html, (дата обращения 20.12.2014).

 

[5] Руссено́рск, руссоно́рск, «Моя-по-твоя», “как-спрек” - смешанный русско-норвежский язык, обслуживавший общение поморских и норвежских торговцев на северном побережье Норвегии.

Существовал с 1750 по 1914 годы, когда велась активная морская торговля зерном и рыбой между Норвегией и Поморьем.

[6] Галанин А.В.Чудь Заволочская. [электронный ресурс] // URL: http://ukhtoma.ru/chud11.htm., (дата обращения 8.04.2015.)

 

[7] Мурашкинцев. А. Ярмарки. [электронный ресурс] // URL: http://enc-dic.com/brokgause/Jarmarki-47433.html. (дата обращения 5.03 2015).

[8]Канишев В.В. «Приспособление ради выживания». Революция и человек: Быт, нравы, поведение, мораль.[текст] // Отв. Ред Волобуев - М: 1997г. - С 103.

[9] Пушкин.А.С. Поэзия. [текст] / Сост. предисл. и коммент. И.З. Сурат; худож. В.В. Медведьев. - М.: 2004. - С. 579

[10]Кулишер И.М. История экономического быта Западной Европы. [текст] - Челябинск: 2008. - С. 334.

[11] Кулишер И.М. История экономического быта Западной Европы.[текст] - Челябинск: 2008. - С.331.

[12] Дальняя торговля.[текст] // Очерки истории исламской цивилизации. В 2 т. Т.1./ ред. Е.В. Романова, пер. ст. Ю.М. Кобищанов, – М.: РОССПЭН, 2008. - С.159.

[13] Там же, С 82.

[14] Максимов С.В. Избранное. [текст] / Подготовка текста, сост.,вступ.статья,примеч. С.И. Плеханова; оформ. Ю.Алексеевой; Ил. И.В. Тихонова. - М.: 1981.- С.90

[15] Вылегжанина Т. Алексеевская ярмарка - торжок, который кормил весь год. [электронный ресурс] // URL: http://www.kotelnich.info/history/item/47-alekseevskaya.html, (дата обращения 20.12.2014).

 

[16] Лубченков Ю.Н. Города России. [текст] / Ю.Н. Лубченков. - М.: 2006. - С. 256.

[17] Степанов В. Б. Курские базары и ярмарки. [электронный ресурс] // URL: http://old-kursk.ru/book/stepanov/fair013.html. (дата обращения 04.04.2015).

[18] Кулишер И.М. История экономического быта Западной Европы. [текст] – Челябинск: 2008. – С.328.

[19] Алферов М.Ф. Очерки из истории Вельского уезда. [текст] / М.Ф Алферов, С.И. Тупицин - Вельск: 2003. - С. 139.

 

[20] Степанов В. Б. Курские базары и ярмарки. [электронный ресурс] // URL: http://old-kursk.ru/book/stepanov/fair013.html. (дата обращения 04.04.2015).

 

[21] Чехов А. П. Ярмарка. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. Т.1 Сочинения. [текст] - М.: 1974. - С.248

[22] Алферов М.Ф. Очерки из истории Вельского уезда. [текст] / Алферов М.Ф., Тупицин С.И - Вельск: 2003. - С. 139.

[23] Дальняя торговля. [текст] // Очерки истории исламской цивилизации. В 2 т. Т.1./ ред. Е.В. Романова; пер. ст. Ю.М. Кобищанов, – М.: 2008. – С.108

[24] Базиль Кербле. Русская культура. Этнографические очерки [текст] / Кербле Базиль - СПб: 2008. - С.68.

[25] Рогов А.П. Черная роза. Книга о русском народном искусстве.[текст] - М.: 1978. - С.78.

[26] Порудоминский В. «А рассказать тебе сказку?» Повесть о жизни и трудах сказочника А.Н. Афанасьева. [Текст] - М.: 1970 г. - С 5.

[27] Степанов В. Б. Курские базары и ярмарки. [электронный ресурс] // URL: http://old-kursk.ru/book/stepanov/fair013.html. (дата обращения 04.04.2015).

[28] Безобразов В.П. Очерки Нижегородской ярмарки. [электронный ресурс] // URL: http://www.knigafund.ru/books/16063/read#page3., (дата обращения 10.01.2015).

[29]Безобразов В.П. Очерки Нижегородской ярмарки. [электронный ресурс] // URL: http://www.knigafund.ru/books/16063/read#page3., (дата обращения 10.01.2015).

 

[30] Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки.[Текст] - М.: Издательство академии наук СССР, 1951г. - С.26.

[31] Ливитов А.И. Избранные произведения.[текст] - М.: «Художественная литература», 1988. - С.27

[32] Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало XX века.[Текст] – Л.: 1984. – С.90.

[33] Фолькролный театр. [Текст] / Сост., вступ.статья, предисл. К текстам и комммент. А.Ф. Некрыловой и Н.И. Савушкиной. – М.: 1988. – С.261.

[34] Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо. [Текст] / сост. К.Ф. Яковлев.- Ярославль: 1968. - С. 150.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: