ГЛАВА I. Ярмарка в истории России

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Глава 1. ЯРМАРКИ В ИСТОРИИ РОССИИ.. 2

1.1 Ярмарка в окружающем социальном мире. 2

1.2 Торговые люди. 10

Глава 2. ВЛИЯНИЕ ЯРМАРКИ НА МЕСТНОСТЬ И ЕЁ НАСЕЛЕНИЕ. 16

2.1 Внешний вид ярмарки. 16

2.2. Ярмарка – культурно-информационный центр. 23

Глава 3. ВНУТРЕННИЕ ПРОЦЕССЫ НА ЯРМАРКЕ. 29

3.1 Ярмарочная площадь. 29

3.2. Балаганы.. 35

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что наше современное общество стало интересоваться народными, традиционными праздниками. Одним из таких праздников является ярмарка. Их повсеместно возрождают в городах и селах.

Современные ярмарки не похожи на традиционные ярмарки, которые проходили до начала XX века. Это связанно в первую очередь с тем, что их проводят, а ярмарка проходила сама по себе и обязательно в престольный праздник. Она была дополнением к нему и без этого праздника - это был обычный торг, который сейчас повсеместно устраивается. Очень важно донести этот главный аспект до организаторов современной ярмарки. В первую очередь это будет способствовать восстановлению сельских храмов и увеличению православной паствы.

Ярмарка должна образовывать своего зрителя, а не просто его развлекать и удовлетворять запрос на приобретение материальных ценностей. Для этого нужно более подробно изучать материалы по ярмаркам. Тем более в последнее время увеличился выпуск региональной краеведческой литературы на тему истории села и местной ярмарки.

Объект исследования: Ярмарка как социокультурный феномен.

Предмет исследования: Ярмарка в традиционной Русской культуре.

Хронологические рамки дипломной работы включает период с XVII века до 20-х гг. XX века.

Топографические границы работы охватывают территорию Российской Федерации.

К проблеме описания ярмарок стали обращаться еще в начале XVII века. Первое полное описание было составлено по указу Петра Первого, асессором Мякининым в 1719 году. К сожалению, оно не сохранилось. В 1933 году было составлено второе полное описание самой крупной ярмарки в Российской Империи – Нижегородской. Его составили Каневская М.З. и Кленский А.Ф. В 1865 году свой взгляд на ярмарку представил читателям русский экономист и статистик В.П. Безобразов. В своих трудах авторы освещают: историю появления и развития Макарьевской - Нижегородской ярмарки, перечисляют название рядов и ассортимент товаров, широко рассматривают тему благоустройства для разных сословий общества. В 1917 году выходит труд Мельникова А.П. «Очерки бытовой истории Нижегородской ярмарки», в котором автор прослеживает динамику развития на протяжении столетия с 1817 года по 1917 год. Он обращает внимание н изменения ярмарочных традиций в связи с повышением уровня образованности купцов, с развитием путей сообщения и общим ускорением темпов хозяйственной жизни.

Свой взгляд на происходящие событий внутри ярмарки передают непосредственные её участники писатели-путешественники, этнографы беллетристы, бытописатели. Такие как, Максимов С.В., Челищев П.И, купец Афанасий Никитин, французский путешественник и писатель - Теофиль Готье и мн.др. Авторы обращают внимание на участников ярмарки, качество товара, о ход торговле и её недостатки ярмарки, передают национальные и религиозные особенности многих народов. Современники-очевидцы дают емкое описание мелких деталей ярмарки, на которые не обращали внимания известные исследователи того времени. Например, Максимов указывает, что в г. Парфеньтьев проходит ежегодная грибная ярмарка. Для которой, вся слабая половина населения, в лице женщин, стариков и малолетних детей сушили грибы разных сортов. Ярмарочная продажа приносила им доход до трёхсот рублей за сезон. Эти высокие заработки очень влияли на мужскую гордость, поэтому большинство мужского населения проводило время в кабаках и трактирах, которых в городе было великое множество.

Региональные краеведы и исследователи, проанализировав и сравнив материалы по истории ярмарок Архангельского края. Сумели обобщить и предают особенности ярмарки и местности в которой она проходит. А также рассказывают о деятельности местных купцов, об особенностях местной торговли и причинах исчезновения ярмарок. Это всё отображено в работах: Алферов М.Ф., Тупицин С.И., Князева Л. Е., Дранников, В., Лейман И. И., Михеевский А.Н., Ноговицын В., Овсянкин Е.И., Окладников Н. А., Попов В.

Особоё внимание торговле, в том числе и на ярмарке, уделил французский исследователь Базиль Кербле. Он не обошел вниманием отходнические промыслы и выделил характерные черты на основе анализа географического, политического, экономического положения.

Ярмарка стала ярким проявлением культуры. Образы ярмарки – неотъемлемая часть произведений Чехова А.П., Пушкина А.С., Некрасова Н.А., Ливитова А.И., Гоголя Н.В.. Авторы, создавая свои произведения, опирались на известные факторы касающихся ярмарки, сумели передать неповторимый мир и гармоничную красоту «ярмарочного организма».

Несмотря на то, что ярмарке уделяли внимание многие исследователи, в настоящий момент отсутствует полная картина последовательности событий происходивших на ярмарке.

Цель: проанализировать ярмарку в традиционной русской культуре.

Задачи:

- выявить влияние и значение ярмарки для населения определённой местности;

- определить этапы хода ярмарки;

- найти характерные особенности сельской и городской ярмарки;

- рассмотреть особенности ярмарочной культуры.

В работе были использованы сравнительно-исторический метод и метод аналогии.

Структура работы, определяется логикой исследования и состоит из введения, трёх глав, шести параграфов, заключения и списка литературы. В первой главе определяется понятие «ярмарка» и «торг», рассматривается история возникновения и развитие ярмарки, в которой ярко выраженная культурная составляющая. Перечисляются условия для появления ярмарки и влияние местоположения на статус праздника. Также речь идет о людях, которые занимались торговлей.

Вторая глава посвящена внешнему виду ярмарке и её основным составляющим. Здесь подробно описывается её влияние на местную торговлю, население и внешний вид села, города. О роли купца - как главного информатора того времени. О ярмарке - как единственном информационном центре того времени.

В третьей главе речь идет о внутренних процессах ярмарки. В ней показано, какие изменения произошли в ярмарке после разделения культуры на городскую и народную, как это повлияло на внешний вид самой ярмарки. В соответствии с этим, какие увеселения располагались в торговых рядах, и какие были популярны среди разных слоёв населения. Все выводы глав суммируются в заключении.

 

ГЛАВА I. Ярмарка в истории России

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: