Цели и задачи опытно-практической работы. Первичная диагностика определения уровня подготовленности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

 

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования были поставлены цель и задачи опытно-практической работы.

Цель опытно-практической работы: выявить эффективные методы и приёмы формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста. Разработать конспекты ОД с использованием эффективных методов и приёмов формирования звуковой аналитико-синтетической активности у детей старшего дошкольного возраста. Провести первичную диагностику по определению уровня подготовленности детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

1. Провести повторную диагностику и проанализировать полученные результаты.

Опытно-практическая работа осуществлялась на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №21» городского округа города Стерлитамак в старшей группе.

Список детей, принимающих участие, в исследовании представлен в таблице 1.

Таблица 1

Список детей старшей группы№1

Фамилия Имя ребёнка
1 Абдулов Денис
2 Бикбулатов Тимур
3 Валиахметов Рузиль
4 Кабелова Света
5 Веденеев Костя
6 Супов Илья
7 Волков Павел
8 Щербакова Наташа
9 Назарова Карина

 

Для определения уровня подготовленности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста определили критерии освоения раздела программы «Подготовка к обучению грамоте»

Таблица 2

Критерии подготовленности к обучению грамоте

Уровень развития Баллы Описание критерия
Высокий уровень 3 балла Ребенок умеет делить слова на слоги, пользуясь моделью слова называть слова с заданным звуком, проводить звуковой анализ слова, с помощью схем различает согласные звуки: твёрдые и мягкие, понимает роль звука в слове, у него хорошо получается вычленять ударение, определять его место в слове, различает слово и предложение.
Средний уровень 2 балла Ребенок испытывает затруднения в делении слова на слоги, назывании слова с заданным звуком, проведении звукового анализа слова, с помощью схемы различении согласных звуков: твёрдые и мягкие, понимает роль звука в слове, у него получается вычленять ударение, иногда совершает ошибки, выполняя задание, различает слово и предложение.
Низкий уровень 1 балл Ребенок не умеет делить слова на слоги, не называет слова с заданным звуком, с трудом проводит звуковой анализ слова, не различает согласные звуки: твёрдые и мягкие, не понимает роль звука в слове, у него не получается вычленять ударение, определять его место в слове, с трудом различает слово и предложение.

 

Диагностика по разделу программы «Обучение грамоте» осуществлялась с помощью методики Ф.Г.Даскаловой, включающей в себя выполнение детьми 6 заданий, за каждое задание ребенок получал 1-3 балла, согласно уровню его развития, после выполнения 6 заданий, результаты разместили в общую таблицу и сделали вывод об уровне подготовленности к обучению грамоте. Опишем подробно проведение диагностики.

Задание 1. Ребёнку предлагается подобрать слова, в которых один, два и три звука. Если ребёнок затрудняется, ему предлагаются предметные картинки. Даётся задание разложить картинки на три части. В первой - слова с одним слогом, во второй - слова с двумя слогами, в третьей - с тремя. Слова: мак, мел, стол; лампа, лужа, книга; машина, рябина, малина.

По результатам диагностики умения делить, слова на слоги было выяснено, что у 2 детей высокий уровень развития данного умения, у 5 детей средний уровень развития, у 3 детей низкий уровень развития умения делить слова на слоги. Результаты диагностики представлены в таблице 3.

 

Таблица 3

Результаты диагностики умения делить слова на слоги

Фамилия Имя ребёнка Баллы Критерий оценки
1 Абдулов Денис 11 ребёнок не справляется с заданием
2 Бикбулатов Тимур 33 ребёнок выполняет задание с помощью карточек, прибегая к помощи воспитателя
3 Валиахметов Рузиль 33 ребёнок выполняет задание с помощью карточек, прибегая к помощи воспитателя
4 Кабелова Света 33 ребёнок самостоятельно выполняет задание без опоры на наглядность или с помощью карточек, но без ошибок или исправляет их самостоятельно
5 Веденеев Костя 33 ребёнок самостоятельно выполняет задание без опоры на наглядность или с помощью карточек, но без ошибок или исправляет их самостоятельно
6 Супов Илья 22 ребёнок выполняет задание с помощью карточек, прибегая к помощи воспитателя
7 Волков Павел 22 ребёнок выполняет задание с помощью карточек, прибегая к помощи воспитателя
8 Щербакова Наташа 2 ребёнок не справляется с заданием
9 Назарова Карина 22 ребёнок не справляется с заданием

 

Задание 2. Давай будем называть по очереди слова, которые начинаются со звука "р", потом со звука "рь".

Результаты диагностики умения называть слова с заданным звуком показали, что у 3 детей высокий уровень развития данного умения, у 4 детей средний уровень развития, у 3 детей низкий уровень развития умения называть слова с заданным звуком. Результаты диагностики представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты диагностики умения называть слова с заданным звуком

Фамилия Имя ребёнка Баллы Критерии оценки
1 Абдулов Денис 2 справляется с заданием с помощью воспитателя
2 Бикбулатов Тимур 3 ребёнок выполняет задание, но допускает ошибки, самостоятельно исправляя их
3 Валиахметов Рузиль 2 ребёнок выполняет задание, но допускает ошибки, самостоятельно исправляя их
4 Кабелова Света 3 ребёнок правильно выполняет задание
5 Веденеев Костя 3 ребёнок правильно выполняет задание
6 Супов Илья 2 ребёнок выполняет задание, но допускает ошибки, самостоятельно исправляя их
7 Волков Павел 2 ребёнок выполняет задание, но допускает ошибки, самостоятельно исправляя их
8 Щербакова Наташа 2 справляется с заданием с помощью воспитателя
9 Назарова Карина 2 справляется с заданием с помощью воспитателя

 

Задание 3. Ребенку предлагается карточка, на которой изображен цветок «роза». Необходимо, пользуясь схемой определить, сколько клеточек нарисовано внизу рисунка? (Четыре). Что обозначает каждая клеточка? (Звук). Сколько звуков в этом слове? (Четыре). Какие звуки в этом слове можно долго тянуть, петь, громко кричать и при этом во рту ничего не мешает? ("о"; "а"). Как называются такие звуки? (Гласные). Какой фишкой обозначаются? (Красной). Найди место гласных звуков в слове и обозначь их фишками. Какие звуки в этом слове нам мешают произносить зубы и язык? ("р"; "з"). Как называются звуки, которые нельзя пропеть, прокричать? (Согласные). Какой фишкой обозначается согласный звук? (Серой). Найди место согласных звуков в слове и обозначь серыми фишками.

Диагностика умения проводить звуковой анализ слова по схеме показала, что у 2 детей высокий уровень развития данного умения, у 5 детей средний уровень развития, у 3 детей низкий уровень развития умения проводить звуковой анализ слова. Результаты диагностики представлены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты диагностики умения проводить звуковой анализ слова

Фамилия Имя ребёнка Баллы Критерий оценки
1 Абдулов Денис 2 ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем
2 Бикбулатов Тимур 2 ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого
3 Валиахметов Рузиль 2 ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого
4 Кабелова Света 3 ребёнок самостоятельно и правильно проводит звуковой анализ слова
5 Веденеев Костя 3 ребёнок самостоятельно и правильно проводит звуковой анализ слова
6 Супов Илья 2 ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого
7 Волков Павел 2 ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого
8 Щербакова Наташа 1 ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем
9 Назарова Карина 2 ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем

 

Задание 4. Вниманию ребёнка предлагается две картинки - с изображением луны и лисы. Воспитатель спрашивает: Какой первый звук в слове лиса? ("ль"). Какой первый звук в слове луна? ("л"). Какие это звуки? (Это звуки-братцы; если ребёнок забыл, то воспитатель помогает ему вспомнить этот термин). Назови большого братца ("л"). Как ещё называем большого братца? (твёрдый согласный). Фишкой, какого цвета обозначает твердый согласный звук? (синей). Назови маленького братца ("ль"). Как мы его ещё называем? (мягкий согласный). Какой фишкой его обозначаем? (зелёной). Обозначь твёрдые звуки в этих словах фишками синего цвета, а мягкие - зелёными. Назови парные звуки этих согласных.

Результаты диагностики умения различать согласные звуки: твёрдые и мягкие показали, что у 2 детей высокий уровень развития данного умения, у 4 детей средний уровень развития, у 4 детей низкий уровень развития умения различать согласные звуки. Результаты диагностики представлены в таблице 6.

Таблица 6

Результаты диагностики умения различать согласные звуки

Фамилия Имя ребёнка Баллы Критерий оценки
1 Абдулов Денис 1 ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем
2 Бикбулатов Тимур 2 ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого
3 Валиахметов Рузиль 2 ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого
4 Кабелова Света 2 ребёнок самостоятельно проводит звуковой анализ слова
5 Веденеев Костя 3 ребёнок самостоятельно проводит звуковой анализ слова
6 Супов Илья 3 ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем
7 Волков Павел 1 ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого
8 Щербакова Наташа 3 ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем
9 Назарова Карина 1 ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем

 

Задание 5. Работа с фишками разного цвета (красный, синий, зелёный). Произнести слово «игла» так, чтобы в нём услышать ударный гласный звук. Поставь фишку над ударным звуком. Затем воспитатель переставляет фишку (теперь она стоит над звуком "и"). Предлагает прочитать ребёнку слово с перенесённым ударением. Так говорят? Исправь мою ошибку - поставь нужный звук под ударение (ребёнок должен передвинуть фишку) и произнести слово, чтобы было правильно.

Результаты диагностики умения вычленять ударение, определять его место в слове показали, что у 3 детей высокий уровень развития данного умения, у 4 детей средний уровень развития, у 3 детей низкий уровень развития умения вычленять ударение, определять его место в слове. Результаты диагностики представлены в таблице 7.

Таблица 7

Результаты диагностики умения вычленять ударение, определять его место в слове

Фамилия Имя ребёнка Баллы Критерий оценки
1 Абдулов Денис 2 ребёнок справляется с заданием при активной помощи воспитателя или не справляется совсем
2 Бикбулатов Тимур 3 ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок
3 Валиахметов Рузиль 2 ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок
4 Кабелова Света 3 ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок
5 Веденеев Костя 3 ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок
6 Супов Илья 1 ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок
7 Волков Павел 3 ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок
8 Щербакова Наташа 1 ребёнок справляется с заданием при активной помощи воспитателя или не справляется совсем
9 Назарова Карина 1 ребёнок справляется с заданием при активной помощи воспитателя или не справляется совсем

 

Задание 6. Воспитатель показывает картинку с изображением белки и предлагает составить предложение о белке, сосчитать слова в предложении.

Результаты диагностики умения различать слово и предложение показали, что у 5 детей высокий уровень развития данного умения, у 3 детей средний уровень, у 2 детей - низкий уровень. Результаты диагностики представлены в таблице 8.

Таблица 8

Результаты диагностики умения различать слово и предложение

Фамилия Имя ребёнка Баллы Критерий оценки
1 Абдулов Денис 3 ребёнок справляется с заданием при активной помощи воспитателя или не справляется совсем
2 Бикбулатов Тимур 2 ребёнок различает понятия "слово" и "предложение"; понимает, что в предложении содержится какая-либо мысль (у белки пушистый хвост; белка грызёт орешки и т. д.)
3 Валиахметов Рузиль 2 ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок
4 Кабелова Света 2 ребёнок различает понятия "слово" и "предложение"; понимает, что в предложении содержится какая-либо мысль (у белки пушистый хвост; белка грызёт орешки и т. д.)
5 Веденеев Костя 3 ребёнок различает понятия "слово" и "предложение"; понимает, что в предложении содержится какая-либо мысль (у белки пушистый хвост; белка грызёт орешки и т. д.)
6 Супов Илья 1 ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок
7 Волков Павел 3 ребёнок различает понятия "слово" и "предложение"; понимает, что в предложении содержится какая-либо мысль (у белки пушистый хвост; белка грызёт орешки и т. д.)
8 Щербакова Наташа 1 ребёнок справляется с заданием составить предложение только по образцу воспитателя
9 Назарова Карина 1 ребёнок справляется с заданием составить предложение только по образцу воспитателя

 

Разместим итоговые результаты диагностики по шести заданиям в сводную таблицу для определения уровня подготовленности к обучению грамоте детей седьмого года жизни.

Таблица 9

Результаты диагностики по подготовке обучению грамоте

Фамилия, имя ребёнка Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Задание 6 Баллы Вывод об уровне развития
1 Абдулов Денис 2 2 2 2 2 3 39 Низкий
2 Бикбулатов Тимур 3 3 2 2 3 2 115 Средний
3 Валиахметов Рузиль 3 2 2 2 2 2 114 Средний
4 Кабелова Света 3 3 3 3 3 2 117 Высокий
5 Веденеев Костя 3 3 3 3 3 3 18 Высокий
6 Супов Илья 2 2 2 1 1 1 9 Низкий
7 Волков Павел 2 2 2 3 3 3 14 Средний
8 Щербакова Наташа 2 2 1 1 1 1 8 Низкий
9 Назарова Карина 2 2 2 2 1 1 10 Низкий

 

Из таблицы 9 видно, что в исследуемой группе у 2 детей высокий уровень усвоения раздела программы «Обучение грамоте», у 4 - средний уровень, у 4 - низкий уровень. Представим результаты исследования в виде диаграммы.

                                                                                            Диаграмма 1

 

По результатам диагностического исследования было выявлено, что у 2 детей (20%) высокий уровень подготовленности к обучению грамоте, у 4 детей (40%) средний уровень, у 4 детей (40%) низкий уровень. Результаты диагностики выявили необходимость организации работы по подготовке детей к обучению грамоте с использованием моделирования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: