Жизненный и творческий путь

Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 г. в с. Усть-Уда Восточно-Сибирской (ныне Иркутская область) области в крестьянской семье.Мать — Нина Ивановна Распутина, отец — Григорий Никитич Распутин. С двух лет жил в деревне Аталанке Усть-Удинского района. Окончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа, об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского», 1973 г.В 1959 г. окончил историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» в 1961 году.

В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири» Восточно-Сибирского книжного издательства. В 1980-х годах был членом редакционной коллегии «Роман-газеты». Жил и работал в Иркутске, Красноярске и в Москве.

9 июля 2006 года в результате авиакатастрофы, произошедшей в аэропорту Иркутска, погибла дочь писателя, 35-летняя Мария Распутина, музыкант-органист. 1 мая 2012 года в возрасте 72 лет умерла жена писателя — Светлана Ивановна Распутина.

14 марта 2015 года был госпитализирован, находился в коме. 14 марта 2015 года, за 4 часа до своего 78-летия, Валентин Григорьевич Распутин скончался во сне, а по иркутскому времени это было 15 марта, поэтому земляки считают, что он умер в свой день рождения. Соболезнования родным и близким писателя выразил Президент России Владимир Путин. 16 марта 2015 года в Иркутской области был объявлен траур. 19 марта 2015 года писатель был похоронен в Знаменском монастыре Иркутска.

Широкую известность Распутину принесла повесть “Деньги для Марии” (1967), сюжет которой (поиски денег для доверчивой и неискушенной в бухгалтерских делах продавщицы сельской лавки, обвиненной в растрате) позволил писателю психологически глубоко раскрыть характеры самых разных людей, показать, как нравственные вершины, так и глубины человеческого падения.

Последующие повести “Последний срок” (1970), “Живи и помни” (1974), “Прощание с Матерой” (1976) укрепили за писателем славу одного из лучших представителей так называемой деревенской прозы.

В начале 80-х гг. писатель создал цикл рассказов (“Век живи — век люби”, “Что передать вороне?”, “Наташа” и др.), в которых отошел от деревенской тематики, хотя и остался верен нравственной проблематике.

Результатом наблюдений над далеко не лучшими изменениями в жизни деревни и нравственности людей стала публицистическая повесть “Пожар” (1985). Эта тема продолжена и в недавнем рассказе писателя “Нежданно-негаданно” — может быть, одном из самых пронзительных и самых страшных произведений В. Распутина.

Однако уже в его повести “Дочь Ивана, мать Ивана” (2003), несмотря на драматизм сюжета (русская девочка Света изнасилована рыночным торговцем азербайджанцем. Ее мать Тамара Ивановна, убедившись, что преступник окажется безнаказанным, сама вершит возмездие: прямо в прокуратуре убивает насильника из собственноручно изготовленного обреза), писатель утверждает, что формуле “все продается и покупается” (родителям Светы предлагали деньги, чтобы они забрали заявление) в России еще по-прежнему предпочитают формулу “преступление — наказание”. То, что сделала Тамара Ивановна, опирается на родную мораль, на осознание долга матери заступиться за свое дитя. “Виновата, — говорит героиня, — буду ответ держать. Сделанного не воротишь. А я и не жалею о сделанном. Теперь мне каторга шесть лет, а если бы насильник ушел безнаказанным — для меня бы и воля на всю жизнь сделалась каторгой”.

В. Распутин много сил тратит на решение актуальных проблем современности: экологических, нравственных, литературно-организационных. Он печатает очерки и статьи на эти темы, главы публицистической книги “Сибирь, Сибирь…”. Писатель был депутатом Верховного Совета СССР (1989—1991), членом Президентского совета. Много работает на общественной ниве и в родном ему Иркутске.

Творчество Валентина Распутина довольно часто противопоставляют “городской прозе”. И действие у него почти всегда происходит в деревне, и главные герои (точнее, героини) в большинстве случаев — “старинные старухи”, и симпатии его отданы не новому, а тому древнему, исконному, что безвозвратно уходит из жизни.

Все это и так и не так. Критик А. Бочаров справедливо заметил, что между “городским” Ю. Трифоновым и “деревенским” В. Распутиным при всем различии много общего. Оба ищут высокую нравственность человека, обоих интересует место личности в истории, в роде. Оба говорят о влиянии прошлой жизни на современную и будущую, оба не приемлют индивидуалистов, “железных” деловых суперменов и бесхарактерных конформистов, забывших о высшем назначении человека. Словом, оба писателя разрабатывают философскую проблематику, хотя и делают это по-разному, глубоко индивидуально.

В каждой повести В. Распутина разрабатывается сюжет, связанный с испытанием, выбором, смертью. В “Последнем сроке” говорится о предсмертных днях старухи Анны и о собравшихся у постели умирающей матери ее детях. Смерть высвечивает характеры всех персонажей, и в первую очередь — самой старухи. В “Живи и помни” действие переносится в 1945 г., когда особенно не хотелось умереть на фронте герою повести Андрею Гуськову и он дезертировал. В центре внимания писателя — нравственные и философские проблемы, вставшие как перед самим Андреем, так и — в еще большей степени — перед его женой Настеной. В “Прощании с Матерой” описывается затопление острова для нужд ГЭС, последние дни перед потопом стариков и старух, оставшихся на Матере. В этих условиях обостряется вопрос о смысле жизни, о соотношении нравственности и прогресса, о смерти и бессмертии.

Во всех трех повестях В. Распутин создает образы русских женщин, носительниц нравственных ценностей народа, его философского мироощущения, литературных преемниц шолоховской Ильиничны (“Тихий Дон”) и солженицынской Матрены (“Матренин двор”), развивающих и обогащающих образ сельской праведницы. Всем им присуще чувство огромной ответственности за происходящее, чувство вины без вины, осознание своей слитности с миром, как человеческим, так и природным.

Старикам и старухам, носителям народной памяти, во всех повестях писателя противостоят те, кого, используя выражение из “Прощания с Матерой”, можно назвать “обсевками”.

Пристально вглядываясь в противоречия современного мира, Распутин, подобно другим писателям – «деревенщикам», видит истоки бездуховности в социальной действительности (человека лишили чувства хозяина, сделали винтиком, исполнителем чужих решений). Вместе с тем писатель предъявляет повышенные требования к самой личности. Для него неприемлем индивидуализм, пренебрежение такими народными национальными ценностями, как Дом, труд, могилы предков, продолжение рода. В статье “Мой манифест” (1997) Распутин писал: “Центровкой, то есть приведением себя в безопасное положение, для русского человека всегда были родной дом и родной дух. Дом — как природная историческая обитель, удобная только для нас, в углах своих и стенах повторившая нашу фигуру. И дух — как настрой на Божественное и земное, степень нашего тяготения к тому и другому, какая-то незамеченная дробь с числителем и знаменателем, стремящаяся к цельности”.

Все эти понятия обретают в прозе писателя материальное воплощение, описываются в лирико-поэтической манере. Порой даже герои, частично утратившие свою духовность, на какое-то время нравственно воскресают, оказавшись под обаянием этих понятий. От повести к повести усиливается в распутинском творчестве трагизм авторского мировосприятия.

И все же писатель верит в духовное здоровье русского народа, передавая свою веру в образах-символах (солнца, царского лиственя, таинственного зверька).

Начатое еще в солженицынском “Матренином дворе” противопоставление сочного народного языка бездуховной казенной речи последовательно проводится во всех произведениях В. Распутина. Его любимые персонажи говорят живым образным языком, не лишенным и диалектных слов. В кульминационных сценах их речь становится афористичной, близкой к пословицам и поговоркам, воплощающим в себе народную мудрость.

Позднее творчество писателя претерпело некоторые стилевые изменения. В небольших рассказах “Век живи — век люби” и “Что передать вороне?” писатель, развивая уже освоенные им психологические и символические художественные приемы, одновременно преодолевает границы сугубого жизнеподобия за счет использования иррациональных ситуаций, говорит о таинстве бытия человека, о связи самых, различных явлений с законами космоса, о стремлении человека выйти за пределы обычной жизни и о его ответственности за духовное и физическое падение.

С другой стороны, в рассказах “Век живи — век люби”, “He могу-у” и особенно в повести “Пожар” превалирует авторский публицистический пафос. Вместе с тем главный герой повести шофер Иван Петрович Егоров не является лишь рупором авторских идей. Это вполне распутинский персонаж: человек совестливый, не столько обвиняющий земляков, сколько казнящий себя. Пожар помог ему преодолеть нравственную усталость, отбросить малодушную мысль об отъезде. И здесь автор, оставляя финал повести открытым, тем не менее дает понять читателю, что жизнь не окончена, что его герой вышел из обрушившегося на него испытания более закаленным, что он еще поборется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: