double arrow

Фонетические средства выразительности речи

    Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на занятии продолжим разговор о языковых средствах выразительности речи; вспомним, повторим, обобщим всё, что нам уже известно о фонетических средствах выразительности речи.

    Умение строить речь красиво, выразительно – подлинное искусство. Об этом хорошо знали уже древние греки. Впервые «цветы красноречия» были описаны в античной риторике задолго до нашей эры (именно поэтому практически все названия выразительных средств языка имеют древнегреческое происхождение). Таким образом, ещё в античные времена началось изучение средств выразительности, были описаны их основные виды.

    Существует великое множество определений и классификаций языковых изобразительно – выразительных средств. Мы рассмотрим основные выразительные средства языка, знание которых будет вам необходимо ещё и на ЕГЭ по русскому языку.

    Для начала представим их в виде схемы:

    Фонетические приемы в русском языке – наименьшая группа литературных фигур речи. Это специальное употребление слов с повторением определенных звуков или фонетических групп с целью изображения художественных образов. К ним, помимо перечисленных, также относят альтернацию, звукопись и звукоподражание.

    Нередко мы слышим или читаем о том, что наш родной язык очень красивый и благозвучный. Так говорят о нем и иностранцы, которые не знают русского языка. То есть они судят только по впечатлению от звучащей речи. Почему же русская речь воспринимается на слух как красивая, благозвучная? Причин этому несколько.

    В нашем языке не так много слов, в которых рядом расположено три и более согласных. Мало и таких слов, в которых рядом два гласных (звука, а не буквы: в слове «её», например, между гласными согласный Й).

    А приблизительно равное количество в слове гласных и согласных звуков и воспринимается на слух как приятное.

    Звуки речи можно описать не только с точки зрения артикуляции (гласные или согласные и т.п.), но и, как все вообще звуки, с точки зрения акустики (акустика – это раздел физики, изучающий звуки). Выяснилось, что звуки речи, обладающие определенными акустическими характеристиками, воспринимаются как приятные, тогда как те, что обладают другими характеристиками, – как неприятные. В русском языке много «приятных» звуков. Однако в создании выразительного произведения участвуют и те, и другие.

    Использование автором различных фонетических средств речевой выразительности является также основой звукового символизма.

    Во-первых, надо отметить, что писатели и особенно поэты пользуются и просто особенностями слов для создания образа. Допустим, подбирают слова с примерно равным количеством гласных и согласных. Это нельзя считать в полной мере средством выразительности, но произведение в этом случае воспринимается как легкое и музыкальное.

    Во-вторых, есть и собственно фонетические изобразительные средства.

    Обычно такие образные средства языкаиспользуют поэты в стихотворных произведениях или писатели в лирических отступлениях, при описании пейзажей. Авторы применяют повторяющиеся звуки для передачи громовых раскатов или шуршания листьев.

    Аллитерация - повтор ряда согласных, создающих звуковые эффекты, которые усиливают образность описываемого явления. Например: «В шёлковом шелесте снежного шума». Нагнетание звуков С, Ш и Щ создает эффект подражания свисту ветра. У А. Ахматовой: «В беЛом пЛамени кЛонится куст / Ледяных осЛепитеЛьных роз» (в первой строке твердый Л, а во второй – мягкий Л’).

    Вариант этого приема – так называемая скандинавская аллитерация, когда все слова, скажем, в названии начинаются на одну и ту же букву. Особенно она популярна в Англии. Допустим, у Г.К. Честертона цикл «Пять праведных преступников», у Дж. Роулинг герои Годрик Грифиндор, Салазар Слизерин, Минерва Макгонагал и т.д.

 

    Аллитерация - древнейший стилистический прием усиления выразительности стиха повторами согласных звуков. Этот прием встречается в народной поэзии и в литературе всех народов мира. Им богаты стихи Гомера, Гесиода, Горация, Вергилия и многих позднейших поэтов Европы — Данте, Петрарки, Ронсара, Шекспира. Чувство меры и художественный такт поэта определяют выбор, характер и уместность аллитерации в стихе; правил пользования ею нет и быть не может.

    Ассонанс - повтор гласных звуков с целью создания выразительного художественного образа: «Марш, марш - машем флагом// Маршируем на парад». Гласный «а» повторяется для создания эмоциональной полноты чувств, уникального ощущения всеобщей радости и открытости.

    Имеется в виду повтор именно звуков, а не букв, то есть, как правило, гласных в сильной (ударной) позиции.

Приведем пример ассонанса на звук [А] из стихотворения А. Блока:

О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!

 

    Звукоподражание – подбор слов, сочетающих определенный набор звуков, который создает фонетический эффект: вой ветра, шелест травы и другие характерные природные звуки. Это использование звуков речи, передающих какие-либо природные звуки для создания целостной картины в произведении, подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы. Считается, что звукоподражание – один из видов аллитерации.

    Самые распространённые примеры звукоподражания связаны с употреблением шипящих для передачи шорохов и шуршания или звуков [Г] и [Р] для передачи грохота. Приведем пример из стихотворения А. Барто:

Скажи потише:
«Шесть мышат» —
И сразу мыши
Зашуршат.

    Альтернация – это чередование звуков. Мена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления.

Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть.

    Звукопись – это приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине.

Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой Перестукивали стыки: на восток, восток, восток… (П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)

    Звукопись - прием усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков.

    Наиболее распространенной формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придает тексту своеобразную симметрию.

Например:
Я мечтою ловил уходящие тени,
уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали рисовались,
Вкруг меня раздавались от Небес до Земли.
(Бальмонт)

    Основной принцип усиления фонетической выразительности речи состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке звуков. Звуковое сближение слов усиливает их образную значимость, что возможно только в художественном тексте, где каждое слово выполняет важную эстетическую роль.

    Если остались какие – либо вопросы, можно посмотреть видео - https://znaika.ru/catalog/5-klass/russian/Vyrazitelnye-sredstva-fonetiki.html

 

Проверь себя!

1. Почему речь воспринимается на слух как благозвучная

а) В ней примерно равно количество гласных и согласных

б) В ней больше гласных, чем согласных

в) В ней больше согласных, чем гласных

г) Нет правильного ответа

2. Какое из перечисленных ниже средств выразительности не является фонетическим?

а) Аллитерация

б) Ассонанс

в) Звукоподражание

г) Оксюморон

3. Аллитерацией называется

а) Повторение одной и той же гласной

б) Повторение одной и той же согласной

в) Повторение сочетания гласный и согласный

г) Нет правильного ответа

4. Ассонанс — это повторение

а) Ударных гласных звуков

б) Безударных гласных звуков

в) Гласных букв

г) Нет правильного ответа

5. Какое средство выразительности использовано в строчке "Камыши шуршали тише"?

а) Аллитерация

б) Ассонанс

в) Звукоподражание

г) Парцелляция

6. Определи средство выразительности:

Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен. (А. Пушкин.)

7. Определи средство выразительности:

Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой.

8. Определи средство выразительности:

Когда гремел мазурки гром... (А. Пушкин.)

9. Определи средство выразительности:

Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле...

10. Определи средство выразительности:

А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.

11. Определи средство выразительности:

Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В Ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
лелею травы, лелею нивы.

12. Определи средство выразительности:

Вверху рычат германские моторы:
— Мы фюрера покоррные рабы,
Мы превращаем горрода в грробы,
Мы — смерть... Тебя уже не будет скорро.
(«Пулковский меридиан» В. Инбер)

Ответы:

1-а, 2 – г, 3- б, 4- а, 5 – в, 6- ассонанс, 7- аллитерация, 8 – звукоподражание, 9 – аллитерация, 10- аллитерация, 11- ассонанс, 12- звукоподражание.























Незадание

1. Перечитайте стихи любимых поэтов, вспомните скороговорки и попробуйте в них найти примеры использования приемов фонетической выразительности – аллитерации (повтора согласных) и ассонанса (повтора гласных).

На сегодня всё, до встречи через неделю!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: