Ментальные формы: идеология (религия), наука и искусство выстраивают фигуры: фигуры догм, фигуры фактов, математических форм и понятий; фигуры композиций и сюжетов. Философ не мыслит фигурами, философ мыслит концептами. Концепт не понятие, «…концепт недискурсивен, и философия не является дискурсивным образованием, так как не выстраивает ряда пропозиций» (Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия» М.-Спб. 1998 с.34). Концепт – это событие, которое не может быть интерпретировано как научный факт, а как создание какой-то квазиреальности со своими пространственно-временными измерениями, со своей логикой построения: «Философские концепты – это фрагментарные единства, не пригнанные друг к другу, так как их края не сходятся. Они скорее возникают из бросаемых костей, чем складываются в мозаику. Тем не менее, они перекликаются, и творящая их философия всегда представляет собой могучее Единство – нефрагментированное, хотя и открытое, это беспредельная Всецелостность, Omnitudo, вбирающая их все в одном и том же плане» (там же, с.49). Они не составляют четкой логической системы: «Концепты напоминают архипелаг островов или же костяк - скорее позвоночный столб, чем черепную коробку, - тогда план подобен дыханию, овевающему эти изолированные островки. Концепты - это абсолютные объемы, неправильные по форме и фрагментарные по структуре, тогда как план представляет собой абсолютную беспредельность и бесформенность, которая есть ни поверхность ни объем, но всегда фрактальна» (там же с.49)
Это не значит, что концептуально только философское знание, концептуальна всякая мысль, пока она не оформлена в статичные фигуры веры, знания и действия. Всякая мысль открыта, ибо это творческий процесс, мысль есть движение, есть «выброс в Ничто». Философия - лишь «пиратская стоянка» или «биржа» Мысли, где идет лишь «распродажа» и накопление «награбленного», совершаются крайне рискованные спекулятивные сделки.
Философ, как подчеркивал Д.Г. Льюис, «… похож на купца, «бойко торгующего», но не имеющего капитала, который давал бы ему возможность выполнить его обязательства. Он выдает векселя, но у его нет ни золота, ни имущества в обеспечение долгов, его векселя не представляют действительных ценностей, хранящихся на складах. Как ни величественны кажутся его спекуляции, первый несговорчивый кредитор, требующий немедленно уплаты по векселю, делает метафизика банкротом» (Льюис Д.Г. История философии. Т.1. СПб., 1892. с.16-17). Потому-то история философия часто выглядит как история идейных банкротств. Но эти банкротства взрывают человеческую культуру, создают кризисы, благодаря которым культура приобретает модернизационный динамизм.
Философия – это улей «жалящих Оводов» – концептов. Концепт – не понятие, концептуальное мышление – не сухое рассудочное оперирование понятиями и не индуцирование истин из фактов. Концепт - это форма критической мысли, актуализирующая потенциально назревающие проблемы.
Концепт как логос
Концепт не утверждает, он порождает. Сократ утверждал, что он занимается искусство повивальной бабки – майевтикой. Русский философ И.И. Лапшин в своей работе «Философия изобретения и изобретение в философии» (1922) правильно подчеркивал, что понятие зачатия в смысле деторождения в латинском языке обозначается тем же словом, что и концепт – conceptio.
Концепт – это животворящий «Логос», это катализирующий центр кристаллизации новых форм ментальных систем. Во всех сферах деятельности существуют формы концептуального мышления: в виде лозунгов, манифестальных проповедей, общих методологических установок. Но собственная стихия концептуального мышления – это философия, да и тот, кто в какой-либо частной области выступает, как создатель концептуальных идей является философом по существу, да таковым формально или неформально понимается.
Главная задача философских концептов не дать истину: истину-правду или истину-справедливость;- а породить стремление к поиску истины, правды и справедливости. Дать понимание и общие директивы на то, как это делать. Главная задача философских концептов не дать истинную картину мира, а дать порождающий толчок» к формированию нового понимания мира. Дать общенаучную парадигму (или научно-исследовательскую программу). Это может быть достигнуто не только в результате комплексного анализа современных достижений научного знания во всех её областях, что, конечно, крайне желательно. Но главным для философских концептов создание общенаучных парадигм, порождение-инициирование новых форм миропонимания, концептуальное раскрытие новых горизонтов научного или иного знания. Главная задача философских концептов - это не дать адекватное понимание культуры, хотя это крайне желательно. Но суть философских концептов дать парадигму понимания культуры, породить адекватное понимание её процессов. Дать общее понимание поведенченских стратегий в обществе. Главная задача философских концептов не дать картину будущего, что желательно. Эти картины-утопии могут потом людям будущего показаться ошибочными. Но главная задача породить смыслы и вектора дальнейшего движения культуры человечества, породить пути и приоткрыть горизонты будущего человечества.
2. Формы философского концепта- «кончетти», «рунические» шифры» метафоры и мысле-образы
1. Концепт как сoncetti
Часто главным для философского концепта является не соответствие реальности, а инициация понимания реальности методом «бурлекса», «вызывающей броскости» и «оригинальности», т.е быть concetti. Изобретателем «кончетти» (concetti) был итальянский поэт Джамбатиста Марино (1569-1625). Кончетти типичная «барочного», т.е. нелинейного мышления, что является одной из основ мировоззрения философа Ландшафта. Кончеттти - это блестяще выраженные тонкие мысли, остроумные словесные выдумки, симулякры. Но эта форма служит не для создания смыслов без смысла, а для инициации внимания к тому или иному фвкту.
Основное в философском концепте в качестве его легитимации служит не логика, не эксперимент. В качестве легитимации-доказательства служит его «яркость», «выразительность» и эффективность воздействия на умы людей. Философский концепт должен удивлять, поражать, раскрывая тем самым новые горизонты понимания мира и самого себя.
2.Концепт как шифр
Философский концепт не понятие, которое четко старается определить свой объем и содержание. Концепт содержит несколько уровней, часто проникая в пласты бессознательного, выступая, таким образом, формой кодирования смыслов. Концепт часто «скрытен», ибо его реальный смысл в бессознательном. Философский концепт является еще словом, которое «гипнотизирует», шифрует смыслы и идеи на уровне бессознательного, воздействуя на архетипы бессознательного. В этом его сила.
3.Философские метафоры и мысле-образы
Человек понять реальность во всей её полноте не может, он познает её лишь путем частичных моделей-подобий, имеющих характер аналогий и метафор, ибо человек переносит на окружающий мир образы присущих ему социальных практик и известных ему типов знания об окружающей реальности, он вообще склонен больше к пониманию мира художественно - метафорически. Потому-то философия, которая стремится дать целостное понимание мира, всегда оперирует мысленными метафорами и мысле-образами. Мысленные метафоры и мысле-образы – основная форма концепта. Философский концепт – это не научное понятие. Для понимания не нужна излишняя «ученость», но это и не художественная метафора, ибо: «Нет красоты в правдивом слове, нет правды в сказанном красиво» (Лао-цзы Дао де цзин § 81).
Описаниереального «Жизненного мира» требует реального жизненного языка, требует языка мысленных метафор и мысле-образов концептов. Именно – мысленных метафор, а не художественных, которые служат для совершенного иного типа повествования и имеют в философии роль вспомогательного средства. Концепт также не является молитвенным «шифром трансценденции», «руническим» символом религиозного сознания, который служит для целей достижения «откровений» и «просветлений». Также философ, хотя и должен знать в полном объеме всю проблематику современной ему науки и её истории, но не должен вдаваться в тонкости эмпирических исследований; – он концептуалист – неприкаянный «Абеляр» современности, творец концептов: мысле-образов, мысленных метафор – беспокоящих «Оводов», а не научных теорий, которые используют образы и аналогии, но мысле-образ - не теоретизированный образ, а мысленная метафора – это не аналогия, - аналогия это рационально-эмпирически фундированное подобие. Мысле-образ и мысленная метафора только пробуждают-возбуждают Мысль, смущая-раздевают Сознание,давая им направление, заставляя потом им реализоваться в идеологии, науке и искусстве, выразиться в социальных формах и типах хозяйственных практик. Конечно, это не значит, что весь текстовой массив философии должен состоят из мысленных метафор, нет. Философский текст - это «ризома» из концептов, молитвенных «шифров трансценденции», художественных метафор, научных понятий и категорий. И именно это композиционное единство концептов, трансцендентных «рунических шифров», художественных метафор, научных понятий и категорий придает философскому тексту очарование и уникальность. И всякий раз, массив философского текста при рассмотрении той или иной проблемы поворачивается определенной стороной: то он собственно философствует, то молитвенно проповедует, то художественно выражает, то научно доказывает. Философский текст пульсирует-летает: то взлетает в высоты откровения; то поэтически пролетает над поверхностью культурного Ландшафта; то опускается на его поверхность, копается в гомусно-гумусных нечистотах его бытия, пролезает в его пещеры.
В философии большую роль играет рациональные формы мышления, хотя как подчеркивает В. С. Степин, «…первичными формами бытия философских категорий как рационализации универсалий культуры выступают не столько понятия, сколько смыслообразы, метафоры и аналогии» (Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2000. с.279). Степин так же согласен, что в философии одновременно присутствуют как символические и метафорические способы мышления, так и понятийно-категориальные. Отсюда, по его мнению, «.. неустраняемая неопределенность в использовании философской терминологии, включенность в ткань философского рассуждения образов, метафор и аналогий, посредством которых высвечиваются категориальные структуры, пронизывающие все многообразие культурных форм» (Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2000. с.280)
3. Философский дискурс - ризома концептов.
Концепт обладает образной поэтичностью. Философский концепт оперирует предметностями, создавая псевдообразы реальности. На базе этого он инициирует изменение ментальности и образа действия в культуре.
Как ясно из вышеизложенного ландшафтное мышление – это пространственное мышление, т.е. мышление в режиме мысле-образа. Мысле-образ выражается не словами, не текстом, а картами и их легендами, где текст служит вспомогательным средством. Само сознание человека организовано не словами или текстами, а «ментальными картами». Понятие «ментальная карта» возникло в рамках когнитивной психологии, увлечение этим термином за рубежом с 60-х годов вообще приобрело характер терминологической «эпидемии». Интересно в этом отношении отметить мало упоминаемого в современной отечественной мысли, но довольно популярного во французской философии последней трети XX века – философа- «бунтаря» Ж.О. Ламетри (1709 -1751) – скандально известного творца «Человека-машины» (1747). Он утверждал о наличии интеллектуального восприятия, ибо, по его мнению, знание открывается при помощи «…тщательного исследования ощущений», он правильно писал: «..когда я вижу четырехугольник, я не замечаю в нем с первого взгляда ничего, чего бы не видели даже животные, между тем как геометр, затрачивающий весь ум на открытие свойств этой фигуры, получает из впечатления, которое этот четырехугольник вызывает в его чувствах, бесконечное количество интеллектуальных восприятий, которые ускользают всегда от тех, кто, ограничиваясь ощущением предмета, не видит дальше, чем видят его глаза» (Ламетри Ж.О. Сочинения. 2 изд. М. 1983. с.118). Видно, что тут даны наметки феноменологии. Более явственно видны они в его концепции «мозгового экрана». Вот что он писал: «…все у нас воображение и все составные части души могут быть сведены к одному только образующему их воображению; таким образом, суждение, размышление и память представляют собой вовсе не абсолютные части души, но настоящие модификации своеобразного «мозгового экрана», на котором, как от волшебного фонаря, отражаются запечатлевшиеся в глазу предметы» (Ламетри Ж.О. Сочинения. 2 изд. М. 1983. с.193). Здесь видна ориентация Ж. О. Ламетри к «объемному» типу понимания ментальности, стремление перевести мышление в режим «мысле-образов».
Режим мысле-образа предполагает использование поэтико - метафорического языка, языка «воображения», языка картин и панорам. Он не может применять язык М. Хайдеггера, который претендовал на философа Ландшафта, ибо стилистика его языка находится в вопиющем противоречии с режимом образного мышления ландшафтно мыслящего философа. Философ Ландшафта, действуя в рамках реального описания мира не видит никакого смысла в употреблении языковых систем, которые не создают понятной четкости и образной наглядности. Философ Ландшафта всегда, следуя И.В. Гете и А. Гумбольдту, употребляет язык понятных и простых жизнеописаний, следуя в этом самой природе, которая не любит искусственности и уродливости во всем. К самим вещам! И это реальный, а не лозунговый призыв Гуссерля, который непонятно по какому поводу его философских «откровений» был провозглашен.. Я призываю же реально: К самим вещам!! К миру природы, к миру культуры!! Её явлений и проблем. Осуществляет это философ Ландшафта в разных «регистрах».
1. Стоическое «постижение». Явление культуры не может быть понято только на основе научной методологии, для этого требуется восприятие явления всей целокупностью познавательных способностей. Это было понято еще стоиками. Случайность истории не дает нам в должной мере оценить творчество ведущих античных философов времени – древних стоиков, хотя объем их произведений по всем областям философии и иных знаний был необъятен. Если кого и считать за основную фигуру древней европейской философии, то это не Платон или Аристотель, а стоик Хрисипп. Так это и понималось древними. Но традиция имеет специфику двигаться извилистыми путями, а потому волей судьбы и цепи случайностей мы имеем в качестве «главных философов» Платона и Аристотеля. Тем не менее, хотя тексты древних стоиков до нас не дошли, стоицизм через свое мощное влияние на все сферы нашел выражение в других памятниках эллинистической культуры, ставших фундаментом новоевропейской. Через такой механизм неявной традиции он стал не только традицией, а прямо-таки бессознательным архетипом всей европейской культуры. И вся современная философия XX века большей частью – всего лишь реконструкция учения стоицизма, данная в различных вариантах. Основы современной логики и философии языка, основы феноменологии и её теории феноменологической редукции и интенциональности, основы психоанализа (у стоиков половая способность включалась в познавательные способности души), основы экзистенциализма – все это было разработано стоиками. К примеру, философия Хайдеггера – это развитая в подробностях и, к сожалению, изложенная тяжелым языком философия Марка Аврелия, в которой также как и в философии М. Хайдеггера ярко выражена темпоральность человеческого присутствия в мире. Как правильно подчеркивает А.Столяров: «..стоическая гносеология представляет собой едва ли не первую (и еще очень несовершенную) попытку обойтись без «идей» как посредствующего звена, при помощи некоторой интуиции «схватить» чувственную реальность «как она дана» в своей изменчивости и текучести» (Столяров А.А. Стоя и стоицизм М.,1995. с.68).
«Каталептическое» («постигающее») представление - основной «конёк» эпистемологии стоицизма, получивший, как свидетельствуют источники, популярность в среде афинской интеллигенции. Сутью этого «постигающего» представления является стремление соединить разделенные непроходимой стеной со времен Парменида и Платона эйдетический мир «истины» и чувственный мир «мнений». Стоики пошли по пути Аристотеля, который стремился также объединить два этих мира, используя понятия «формы» и «материи» на основе энергетической концепции. Но они более эффективно разрешили эту проблему, максимально приблизив два этих мира. Как подчеркивал А.Лосев: «Если Аристотель отличается от Платона тем, что он приковал самостоятельные эйдосы, эти идеальные формы вещей, к самим вещам, то стоики отличаются от Аристотеля тем, что они еще дальше пошли в приближении идей к вещам, а именно тем, что они окончательно растворили идеальность в самих вещах и ее собственную структурность стали понимать по аналогии с напряженностью физических качеств, принципиально отождествляя и смешивая то и другое» (Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М.2000. с.175)
Постигающее представление – это разумно-оформленное представление. Представление, которое максимально ясно и понятно человеческому уму, в котором ум внутренне убежден, что оно истинно. По свидетельству Секста Эмпирика стоики утверждали «…что существует три [начала], объединенные одно с другим: наука, мнение и расположенное на границе между ними постижение. Из них наука – это непогрешимое, устойчивое, непреложное постижение при помощи разума; мнение – это бессильное и ложное одобрение; постижение же – посреди этого, будучи одобрением со стороны постигающего представления» (Секст Эмпирик Сочинения в двух томах. 1976. т.1 с.91)
Стоики, по свилетельству Секста Эмпирика, утверждали, что наука существует лишь для мудрых, мнение – для глупых, а вот «постижение» общее для всех. Тем более, что стоики утверждали, что полное знание недостижимо, хотя и нельзя сказать, что мы ничего не знаем. Мы можем «схватить» нечто похожее на истину, которая есть, нечто среднее между знанием и мнением. Зенон давал такое понимание «каталептического» представления или постижения. Он показывал ладонь с растопыренными пальцами, говоря – это впечатление; далее он слегка сгибал пальцы ладони, говоря, что это согласие; наконец он сжимал ладонь в кулак – и говорил – это постижение (схватывание).
Наиболее эффективным выражением целостного познания является феноменология. По традиции основателем феноменологической философии считается Э. Гуссерль, хотя в принципе, первыми феноменологами можно считать стоиков. Многие, утверждают, что стоики были «сенсуалистами» и «онтологистами». Но это мнение неверно. Если до будущих поколений дойдет фрагмент начала первой книги «Идей к чистой феноменологии и феноменологической философии» Гуссерля, которая начинается фразой: «Естественное познание начинается с опыта и остается в опыте» (Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М., 1999. с.25), - то у них также возникнет мнение о Гуссерле как «радикальном эмпирике». Что далеко не так. На самом деле, стоическая философия может быть понята и реконструирована на базе именно феноменологии.
2. Эстетическоепознание.
Мир культуры, да и окружающей природы познается не только на базе каких-то логических форм и установленных закономерностей. Этот мир переживается человеком, осваивается им эмоционально. Как писал еще И.Тэн: «Разум не только не присущ человеку от природы, не только не составляет всеобщего явления в человечестве, но, надо также признать, его влияние на поведение человека и человечества весьма ничтожно.. Истинные хозяева человека – его психический склад, телесные потребности, животный инстинкт, наследственный предрассудок, воображение, преобладающая страсть в в целом, а в частности – личный интерес семьи, касты, партии» (Тэн И. Происхождение современной Франции. Т.1, с.335)
3.Верую, чтобы понимать.
Философия Ландшафта – это философствование в режимах воображения и «мысле-образов». Потому она не наука и не искусство, она просто Философия, которая является философией по существу и мыслит в тех формах, которые не присущи ни науке, ни искусству, а присущи именно философии. Всякое мышление не беспредпосылочно, хотя имеет базу «радикальное сомнение. Тем не менее, всегда существуют исходные базовые отправные концепты, которые принимаются на веру. Это и служило известным утверждением Августина: «Верую, чтобы понимать». Это в большей мере относится именно к философии, которая является своеобразной формой светской религии. Она часто использует концепты, которые не могут быть ни верифицируемы, не фальсифицируемы, ибо философские концепт - это псевдопонятие. Но это и не религиозная проповедь. А если и похожа на религиозную проповедь, то она основывается все-таки на фактах и реалиях окружающего мира.