Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||
1.Постановка цели и задач урока | 1.1. Загадывает загадку о цирке 1.2. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока 1.3. Ставит цель заслушивания текста | Отгадывают загадку Выдвигают предположения о теме урока Слушают вопросы учителя Отвечают на вопросы учителя | Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать её. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. | Слушать собеседника Строить понятные для собеседника высказывания. | Контролируют правильность ответов учащихся. | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. |
|
|
Данная технологическая карта предлагается как образец на сайте РАО. Мы привели только один фрагмент, который займет минут 5 урока, но описание этого фрагмента занимает гораздо больше времени. Насколько функционально для проектирования урока писать задачи развития УУД, например, коммуникативных: «слушать собеседника», «строить понятные для собеседника высказывания»? Мы полагаем, что дети стараются строить понятные для собеседника высказывания, когда учатся говорить. Они для этого и начинают говорить, чтобы их понимали. Насколько сегодня мы обогащаем это их умение? Возьмём для примера ещё одну задачу, уже в познавательной сфере. Дети, отгадав загадку, предполагают, что тема урока будет такой же, как ответ загадки. В это время учитель, оказывается, формирует у детей способность выдвигать и обосновывать гипотезу. Неужели догадка и гипотеза – это одно и то же? И неужели те 5 секунд урока, в которые дети называют возможную тему, смогут как-то повлиять на их умение выдвигать гипотезы? Мы понимаем, что педагогу НАДО что-то написать, вот он и пишет. Но зачем?
Заполнение всех граф таблицы вызывает трудности у педагога. Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи отдельных этапов по видам действий, конкретизация содержания этапов деятельности педагога, видов деятельности обучающихся и результатов этой деятельности на каждом этапе. Если мы уточняем формируемые УУД для всех трёх видов метапредметной деятельности на каждом шаге урока, а таких шагов у нас может быть, например, 10, то мы прописываем 30 задач, которые решаем в эти 45 минут урока, помимо предметных и личностных задач. Можно ли решать такое количество задач? Конечно, нет. Тогда, зачем мы их пишем?
|
|
Предлагаемые структуры образовательных карт объёмны, громоздки, что не облегчает, а, напротив, увеличивает и затрудняет труд учителя по разработке урока. В качестве образцов заполненных технологических карт в интернете мы можем найти разработки уроков, представленные на 10-17 страницах. Сложность и трудоёмкость создания технологической карты привела к тому, что появились сайты, на которых учителю предлагают платные услуги по созданию технологических карт урока или занятия. В интернете или в печати предлагаются конструкторы технологических карт с готовыми наборами формулировок для различных элементов карты, чтобы процесс создания карты стал процессом выбора шаблонов. Все это приводит к схематизации уроков, их поверхностному проектированию, внедрению шаблонности, формализма как придания формы при потере сущности.
Эти и другие проблемы приводят к тому, что технологическая карта превращается в ненужную бумажную работу, которая не облегчает, а затрудняет труд учителя, приводит к его формализации и к имитации работы по развитию универсальных, личностных и предметных учебных умений школьников.
Мы задались целью упростить схему технологической карты урока, руководствуясь принципами главного звена и сохранения необходимого и достаточного в её структуре.
Цель нашей модели: вооружить педагога простым, работающим и эффективным методом проектирования урока, позволяющим реализовать современные требования к уроку и являющимся реальным механизмом организации инновационного педагогического мышления, обеспечивающим выполнение основных функций технологической карты:
- проектирование образовательного результата и путей его достижения;
- создание визуального образа урока;
- планирования урока как завершённой последовательности этапов;
- координации и синхронизации действий учителя и учащихся;
- оценки замысла урока по критериям – активность учащихся, целостность, завершённость.
Технологическая карта должна решать главную задачу образования в соответствии с ФГОС – помогать учителю проектировать развитие личности ученика через его деятельность и способствовать организации урока в соответствии с этим требованием.
При разработке модели технологической карты как компонента педагогического процесса, направленного на повышение его эффективности, мы опирались на следующие общие методологические принципы:
· системность,
· структурированность,
· алгоритмичность,
· технологичность,
· принцип главного звена;
· простота и понятность;
· компактность;
педагогические принципы:
· интерактивность,
· приоритет работы учеников, а не учителя;
· максимальная самостоятельность учащихся;
· направленность на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
Мы предлагаем модель технологической карты урока, которая будет размещаться на 1-2 страницах, и будет проектировать как сущность урока развитие деятельности детей во времени. Сопоставляя глаголы, характеризующие действия детей, мы будем видеть степень и динамику их активности и самостоятельности, смену видов деятельности, достаточность или недостаточность этой деятельности для завершённости учебного цикла.
В традиционном плане урока расписывалась в основном содержательная сторона урока, что было связано с доминированием знаниевой парадигмы. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать включённость учащихся в учебную деятельность.
|
|
Важным нюансом в пользу замены план-конспектов технологической картой является наличие возможности проектировать способы организации учебной деятельности на каждом этапе урока. Этот факт позволяет современному педагогу оценить рациональность отбора содержания материала, адекватность применяемых форм и методов работы в их совокупности
Составление технологической карты урока соответствует требованиям ФГОС нового поколения, что обеспечивает востребованность и популярность технологической карты урока в педагогической среде;
Предлагаемая нами технологическая карта урока позволяет учителю:
- увидеть деятельность участников урока целостно и системно;
- выделяя этапы урока, полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, при более тщательном планировании всех этапов урока, приводящих к намеченному результату;
- согласовывать действия учителя и ученика;
- корректировать, варьировать действия всех субъектов педагогической деятельности – учителя и учеников;
- планировать урок через организацию самостоятельной деятельности школьников в процессе обучения.
- реализовать планируемые результаты ФГОС;
- сформировать у учащихся УУД в процессе изучения темы, раздела, всего учебного курса, видя решение задач по развитию УУД через действия учеников;
- спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- выполнить диагностику достижений планируемых результатов учащимися в процессе и по результатам освоения темы;
- соотнести результат с целью обучения;
- обеспечить повышения качества образования.
Цель технологической карты - обеспечить пооперационное формирование мыслительных процессов, способствовать повышению эффективности обучения учащихся и повышению уровня их творческого развития.
Основные задачи:
|
|
· определение места урока в изучаемой теме, разделе;
· определение цели урока и фиксация планируемых результатов на личностном, предметном и метапредме тном уровнях в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
· постановка задач урока
· группировка отобранного учителем содержания учебного материала, определение последовательности его изучения;
· выбор форм и методов организации деятельности учащихся на уроке с целью активизации познавательного интереса учащихся и создание оптимальных условий для овладения учащимися универсальными учебными действиями.
Ниже предложены обобщённые модели технологических карт. Они варьируются в зависимости от решаемых задач по формированию универсальных учебных действий. Если ключевыми являются задачи по формированию познавательных умений, то на этапе рефлексии мы обсуждаем с ребятами, научились ли мы новым способам познания и в анализе урока отмечаем, насколько уместно в данной теме было ведение работы по их формированию.