Строение и звучание инструмента

Строение

На резонаторном корпусе (бывает разной формы) размещается ряд или несколько рядов деревянных, бамбуковых или металлических пластин-язычков, служащих источником звука. У простейших образцов — плоский, у более сложных — полостной резонатор из панциря черепахи, долбленого дерева, полой тыквы и др., на резонаторной доске крепятся язычки (4-30). Высокий порожек ограничивает звучащую часть язычков. При игре (стоя, на ходу, сидя) калимбу зажимают ладонями рук, согнутых под прямым углом и плотно прижатых к бокам, или держат на коленях, большими и указательными пальцами обеих рук защипывают и отпускают свободные (верхние) концы язычков, приводя их в состояние вибрации. Калимбы бывают различных размеров; длина корпуса 100—350 мм, длина язычков 30-100 мм, их ширина 3-5 мм. Звукоряд калимбы зависит от количества язычков.

 

Акустика

Ламеллофоны - это инструменты с маленькими зубцами или «ламелями», на которых играют щипками. В отличие от струнных инструментов или инструментов воздушной колонны, таких как флейты, обертоны щипковых ламелей негармоничны, что придает mbira характерный звук. Ингармонические обертоны являются наиболее сильными в атаке и довольно быстро исчезают, оставляя почти чистый тон. Когда зубец сорван, соседние зубцы также создают вторичные вибрации, которые увеличивают сложность гармоники отдельной ноты.

Ритм

Музыка Mbira, как и большинство африканских музыкальных традиций к югу от Сахары, основана на кросс-ритме. Пример из части куцинхира традиционной пьесы mbira dzavadzimu «Nhema Musasa» дает Дэвид Пеньялоса, который замечает, что левая рука играет остинато «басовую линию», а правая рука играет верхнюю мелодию. Композитная мелодия является украшением кросс-ритма 3: 2 (также известного как гемиола)

 

Настройка

Для африканских mbira и других ламеллофонов характерно иметь самые низкие ноты в центре с более высокими нотами в крайнем левом и крайнем правом положении - это эргономичная тонкость, поскольку большой палец может поворачиваться так, что все пальцы легко доступны, Тем не менее, традиционные африканские настройки используют ноты, которые не лежат в сетке западной темперированной шкалы, а традиционные макеты ноты mbira часто бывают своеобразными, иногда со смежными зубцами, составляющими часть шкалы, но затем добавляется странная нота, бросающая вызов образцу,

Исторически сложилось так, что настройки mbira не были сопоставлены точно с западными масштабами; нет ничего необычного в том, что последовательность из семи нот на мбире «растягивается» в более широком диапазоне частот, чем западная октава, и интервалы между нотами отличаются от интервалов в западном масштабе. Настройки часто были своеобразными с изменениями во времени и от одного игрока к другому. Клавиша mbira производит богатый комплекс обертонов, который варьируется от одного инструмента к другому в зависимости от намерений его изготовителя и случайностей изготовления, так что некоторые инструменты просто звучат лучше, когда нажимаются некоторые ноты знакомой настройки. В связи с возросшей популярностью mbira в Северной Америке, Европе и Японии в последние десятилетия зимбабвийские производители mbira стремятся более равномерно настраивать свои инструменты для экспорта, но среди mbira на их родине все еще остаются значительные различия.

Настройки варьируются от семьи к семье и относятся к относительным интервалам, а не к абсолютным высотам. Наиболее распространенным тюнингом, играемым по всей Зимбабве и среди не зимбабвийских игроков mbira во всем мире, является Nyamaropa, похожий на западный миксолидийский режим. Имена также могут различаться в разных семьях; Гарикай Тирикоти разработал «оркестр mbira», который имеет семь различных настроек, каждая из которых начинается с разного интервала одной и той же шкалы из семи нот, где можно играть на всех инструментах в одном исполнении. Гарикай использует семь настроек: Bangidza, Nyabango, Nhemamusasa, Chakwi, Taireva, Mahororo и Mavembe (все они также являются названиями традиционных песен, за исключением Mavembe и Nyabango). Наиболее близким к тому, что обычно называют "Ньямаропа", является его настройка "Нхемамуса". (Примеры настроек 3,4 Приложение)

 Особые настройки

· Ньямаропа (миксолидийский режим) (считается старейшим и наиболее представительным в культуре шона). В нем подчеркивается единство с помощью музыки, создание полиритмов благодаря наличию сразу двух игроков Mbira, а стили пения сопровождают Mbira, например Huro (высокие эмоциональные ноты, которые наверху из диапазона певца) & Mahon'era (мягкий хриплый голос в нижней части диапазона певца) или оба элемента. Один Мбира считается неполным для исполнения.

· Дамбацоко (Ионический режим), в исполнении семьи Муджуру. Название относится к их исконным могильникам.

· Донгонда, обычно настроенная ньямаропой мбира с правой стороной, отмечает ту же октаву, что и левая (на октаву ниже, чем обычно).

· Katsanzaira (режим Дориана), самая высокая высота традиционных настроек mbira. Название означает «тихий дождь перед бурей».

· Mavembe (также: Gandanga) (фригийский режим), Sekuru Gora утверждает, что изобрел эту настройку на похоронной церемонии. Скорбящие пели знакомую песню с незнакомой мелодией, и он вышел из хижины и настроил свою mbira, чтобы соответствовать вокальным линиям. Другие игроки mbira спорят, что он это придумал.

· Nemakonde (фригийский режим), те же музыкальные отношения, что и mavembe, но настройка Nemakonde является очень низким тоном.

· Saungweme (сплющенный весь тон, приближающийся к 7 тонам равный характер).

 

Разновидности мбиры.

Варианты


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: