Глава I. Императорская власть в Византии

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина:«Всеобщая история»

 

Наименование темы: «Образ идеального государства в зеркале трактата «Об управлении империей» Константина VII Багрянородного»

 

Код работы КР:         направление 44.03.05 Педагогическое образование                                     (с двумя профилями подготовки)

историческое и экономическое образование

 

Руководитель                                          канд. ист. наук, ст. преподаватель

Егорова Юлия Сергеевна

 

Выполнил студент                                   Кудряков Евгений Александрович

 

Группа, курс                                                              ПИЭ – 21, II курс

 

 

Дата сдачи                                                                  _____________________

Дата защиты                                                               _____________________

Оценка по защите                                                      _____________________

(подпись преподавателя)

 

 

Вологда

2017



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение. 3

Глава I. Императорская власть в Византии. 6

1.1. Роль и статус императорской власти…………………………………………..7

1.2. Образ идеального императора в его внешней и внутренней политике…….10

Глава II. Взаимоотношение с другими странами……………………………..……………………….……………………..14

Заключение. 21

Список используемой литературы: 24

 


                                                                                                                                

ВВЕДЕНИЕ

Среди большого количества источников по периоду Средневековья особую роль занимает комплекс письменных источников византийского императора Константина VII Багрянородного (908-959). К их числу относится целый ряд таких трактатов как «О фемах»,  «О церемониях», а также исследуемый в данной курсовой работе письменный исторический источник «Об управлении империей» (948-952).

Актуальность темы заключается в том, что данный исторический источник несет в себе огромный потенциал для изучения всего Византийского государства X века. Проблема изучения управления отдельных государств и империй позволяет сформировать целостную историческую картину. В первую очередь данный трактат отличается глубоким авторским замыслом, большим количеством сюжетных линий. Константин дает советы и рекомендации в дипломатии, а также некоторые советы внутренней политики византийской империи, приводятся исторические данные соседних с Византией государств. Отличительной чертой работы является то, что для современников текст остался неизвестным. Он предназначался только для личного использования, для наследника Константина VII Багрянородного ­ –  Романа II. Много споров по поводу авторства трактата, был ли он индивидуальным или все-таки коллективным.  Все эти факты приковывают интерес историков к изучению текста, а также детальному его анализу.

Для исторической науки имя византийского императора X века очень хорошо знакомо, связывают его не только с историей одного из самых могущественных государств, но и близлежащих стран и народов. В это время Византийская империя переживала один из самых благоприятных периодов своего существования, наряду с военными действиями одновременно заключались мирные договоры и прекращались многовековые распри. Все это имело под собой почву для рассвета культуры. Несмотря на то, что период правления Константина VII был непродолжительным, всего 14 лет, он сумел войти в историю благодаря своим решениям и управленческому потенциалу. В исторической науке данный период напрямую связан с термином «Македонский ренессанс», отличительной характеристикой которого является повышенный интерес со стороны правителей и народа к классической науке и усвоение классических мотивов христианским искусством. Также проводилась масштабная реформа государственного управления, изменялся принцип управления, создавались фемы.

Цель данной курсовой работы: анализ представлений Константина Багрянородного об идеальном государстве на примере Византии. Данная цель определила постановку и решение следующих задач:

1.  Анализ трактата «Об управлении империей» Константина Багрянородного, содержащий информацию о видении императором идеального государства.

2. Изучить историографию по данному вопросу на наличие точек зрения по дискуссионным вопросам.

3.  Поиск информации о Константине Багрянородном, как о политическом деятеле X  века.

Объект исследования –  образ идеального государства, по мнению императора Константина VII Багрянородного.

Предметом исследования является анализ взглядов и представлений Константина VII на организацию, управление успешной и процветающей Византии на основе трактата.

Так как работа посвящена изучению одного письменного трактата, поэтому для написания курсовой источниковой базой курсовой работы является  труд  византийского императора Константина VII Багрянородного «Об управлении империей»[1]. Использовался текст перевода российских историков Г.Г. Литаврина и А.П. Новосельцева.

Методы исследования. В данной работе используется метод анализа фактографического материала зафиксированного Константином Багрянородным, выявление и исследование важных сведений, которые отражают проблематику организации и управления Византии в X веке. В работе применяются совместные методы двух исторических дисциплин, таких как методы исторического исследования и источниковедение.

 

 

  


ГЛАВА I. ИМПЕРАТОРСКАЯ ВЛАСТЬ В ВИЗАНТИИ

Известно, что текст наставления имел конфиденциальный характер и предназначал только узкому кругу читателей, можно сказать о том, что читателем был только один человек – сын Константина VII Роман II Младший (959-953). Современники не видели текст, он был опубликован позже и стал важным источником по императорской власти. Историкам было важно знать все перекрестные линии видения Константином неограниченной власти, каким должен быть правитель, какие ошибки он не должен совершать, как должен строить свою политическую «карьеру».

Если познакомиться поближе с жизненным путем императора, то можно убедится в том, что он был не таким уж и легким, наоборот тернистым и сложным. В этот мир он пришел в статусе незаконнорожденного будущего императора великого государства. Его отец долгое время не мог обеспечить преемственность своей власти по наследству. Но в 905 году его мечта осуществилась, но для этого еще предстояло сделать огромный путь в несколько десятилетий. Пол его жизни прошло под регентством не только родных людей. «Числясь императором с трех лет, Константин подлинно стал им лишь в возрасте сорока лет. Будучи столь долго отстраненным от дел управления империей, он, видимо, заполнял свой досуг изучением различных наук, ознакомлением с наследием античной литературы» [2].  Такой сложный путь к престолу оставил свои следы на политике нового императора.

Для изучения исторического трактата важно понимать уровень образованности автора, глубину его правильности предположений. В историческом сообществе много вариаций на эту тему, единого мнения по этому поводу нет. Некоторые занимают критическую позицию о том, что Константин был не очень образованным человеком, который не знал истории. Другие наоборот считают его одним из самых образованных правителей. Но если заходит речь об уровне образования, тогда уже появляется еще один спорный вопрос авторства произведения «Об управлении империей». Ведь, только человек глубоко образованный может в своем произведении приводить серьезные исторические данные не только своего государства, но и историю сопредельных стран.

Немаловажен факт взаимоотношений между Константином VII и его сыном, для которого и был составлен трактат. В данном вопросе очень много спорных вопросов. По мнению историков Литаврина и Новосельцева, мира и понимания между императорскими представителями не было. «… Отец и сын были по духу чужими друг другу людьми»[3], и до семилетнего возраста Константин не занимался его образованием, а доверял его образование своим приближенным. В дальнейшем придя к власти многие верные Константину люди были отстранены от своих занимаемых должностей. Но если анализировать Предисловие трактата, то можно совершенно не согласится с предполагаемой версией российских историков. Там не прослеживается никакая напряженность в отношениях. Наоборот, все носит настоящий отцовский характер любви к своему сыну. 

  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: