8.1. Изображаем схемы вала шестерни и вала колеса редуктора с указанием сил, возникающих в зацеплении.
Рисунок 2 – Схема нагружения валов цилиндрического одноступенчатого вертикального редуктора
8.2. Определяем окружное усилие, возникающее в зубчатой передаче:
где - диаметр делительной окружности колеса, - вращающий момент.
8.3. Определяем радиальное усилие:
,
где =20 – угол зацепления; - угол наклона зубьев в косозубых передачах;
8.4. Определяем осевое усилие:
9 Подбор подшипников качения
9.1 Быстроходный вал:
9.3Горизонтальная плоскость.
а) Определяем опорные реакции:
Проверка
9.4Строим эпюру изгибающего момента в горизонтальной плоскости .
9.5Вертикальная плоскость.
а) Определяем опорные реакции:
Рисунок 3 – Эпюры суммарных
моментов
Проверка
9.6 Строим эпюру изгибающего момента в вертикальной плоскости
9.7. Определяем суммарные реакции опор:
9.8.Определяем суммарный изгибающий момент:
9.. Строим эпюру крутящего момента:
.
9.1.6. Определяем эквивалентный момент и стоим эпюру:
.
9.1 Тихоходный вал
9.3Горизонтальная плоскость.
а) Определяем опорные реакции:
Проверка
9.4. Строим эпюру изгибающего момента в горизонтальной плоскости
9.5.Вертикальная плоскость.
а) Определяем опорные реакции:
Рисунок 4 – Эпюры суммарных
моментов
Проверка
9.6. Строим эпюру изгибающего момента в вертикальной плоскости
9.7. Определяем суммарные реакции опор:
9.8.Определяем суммарный изгибающий момент:
9.9. Строим эпюру крутящего момента:
.
9.10. Определяем эквивалентный момент и стоим эпюру:
.
9.11. Окончательный выбор подшипников.
а) Определяем требуемый коэффициент работоспособности подшипника:
На основании неравенства , находим подшипник, коэффициент работоспособности которого , несколько больше найденного .
Где Q – расчётная нагрузка, воспринимаемая подшипником;
- угловая скорость вращения колеса подшипника.
h – 5000 часов – рекомендуемая долговечность подшипника.
б) Определяем приведённую нагрузку на подшипник для косозубой передачи:
где, R – радиальная нагрузка на опору равная F =388кН,
- осевая нагрузка на опору;
- при вращающемся внутреннем кольце;
= (1,2…1,6)- коэффициент безопасности принимаем 1,5;
= 1 – температурный коэффициент;
= 1,5 – коэффициент осевой нагрузки;
10 Подбор и проверка шпонок
Зубчатые колёса в редукторе соединяются с валами при помощи призматических шпонок. Материал 45 ГОСТ1050-88. Допускаемое напряжение на смятие .
Так как принят вал-шестерня, то проверка выполняется только для тихоходного вала.
где - крутящий момент на тихоходном валу;
- диаметр вала под колесом;
- длина шпонки;
= ,
- радиус закругления торца шпонки;
- ширина шпонки;
- глубина паза в вале.
Размеры шпонки 5х10х40
Условие выполняется.