ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
Содержание работы:
1) Ознакомление с методикой определения влажности, зольности и выхода летучих веществ;
2) изучение опытных установок по определению указанных характеристик топлива;
3) определение влажности зольности и выхода летучих исследуемой пробы топлива;
4) анализ полученных результатов.
1.Определение влажности топлива
Общие сведения
Влажность топлива – примесь балластная. Она снижает тепловой эффект горе -
ния, так как вода своим присутствием уменьшает долю горючих элементов в единице массы или объёма топлива, и, кроме того, при горении топлива вода испаряется, отнимая на это часть тепла реакции.
В твёрдом топливе различают внешнюю, гигроскопическую и общую влагу. Внешняя влага - влага, механически удерживаемая наружной поверхностью топлива при его смачивании (дождём, тающим снегом и т.д.). Эта влага удаляется при естественной сушке топлива до равновесного состояния с окружающей средой; такое топливо называется воздушносухим.
Гигроскопическая влага - влага, заполняющая поры и капиляры твёрдых топлив и удерживающаяся в них после воздушной сушки. Её также называют влагой аналитической пробы топлива . При определении гигроскопической влаги топливо предварительно доводят до воздушносухого состояния при определённых условиях окружающей среды – при относительной влажности воздуха 60 ±2% и температуре 20 ± 5°С (аналитическая проба топлива). Гигроскопическая влага удаляется из топлива путём нагревания его в сушильном шкафу при определённом тепловом режиме.
Общая влажность топлива – сумма внешней и гигроскопической влаги, то есть это влажность рабочей массы топлива
В настоящее время для определения влажности твёрдого топлива преимущественно используется весовой метод. Он основан на сопоставлении убыли массы высушенной пробы топлива с первоначальной массой навески топлива. Проба топлива высушивается постепенно в термостате при постоянном тепловом режиме.
Порядок проведения опыта
Взвесив с точностью до 0,001 г просушенный стаканчик (бюксу) с притёртой крышкой, насыпают в него 1-2 г измельчённого топлива, высушенного при комнатной температуре, и снова взвешивают.
Помещают открытую бюксу с топливом 2 и крышку 5 в нагретый сушильный шкаф 1 (рис.1) и выдерживают в течение 1ч. Во время высушивания топлива следят за температурой воздуха в шкафу по термометру 4 и поддержи -вают её посредством имеющихся регуляторов 6, 7 в пределах 102-105°С, 3 - вентиляционная заслонка.
Если температура в термостате будет выше 110°С, то из топлива начнут выделяться горючие летучие вещества, что исказит результаты опыта. При температуре в нём ниже 100°С из топлива удаляется не вся гигроскопическая влага.
После высушивания топлива бюксу закрывают крышкой и вынимают (лаборатор - ными щипцами) из шкафа, помещают в экси - катор на 10-15 мин для охлаждения. Чтобы предотвратить поглощение влаги топливом из воздуха, находящегося внутри эксикатора, в него насыпают хлористый кальций.
После охлаждения бюксу вынимают из эксикатора и взвешивают (на тех же весах).
Для проверки полного удаления влаги бюксу с топливом, открыв крышку, снова помещают в термостат на 10-15 мин, а затем вторично охлаждают и взвешивают. Так поступают до тех пор, пока разница с предыдущей массой после сушки будет менее 0,003 г, то есть до постоянной массы.
Относительная влажность топлива (аналитическая) определяется по формуле
где g - масса пробы топлива до сушки, г;
- масса топлива после сушки, г;
g1 – убыль массы при высушивании топлива, г;
2. Определение зольности топлива
Общие сведения
Зола – негорючая минеральная часть топлива. В золу твёрдого топлива входят: глинозём Аℓ2O3 и Н2О, свободный кремнезём SiO2,окислы железа FeO и Fe2O3, известь CaО, магнезия MgO, щёлочи, хлориды и др.
По происхождению различают золу внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя (первичная) зола – минеральные вещества тех растений, из которых образовался тот или иной сорт топлива. Количество первичной золы является величиной характерной и постоянной для каждого определённого сорта топлива.
Внешняя зола состоит из вторичной, образовавшейся за счёт заноса пласта минеральными веществами, и третичной, являющейся пустой породой, захваченной при добыче топлива или при его транспортировании и перегрузках.
Обычно в лаборатории определяют общую зольность топлива весовым методом при соблюдении следующих условий:
1. Сжигание следует проводить при свободном доступе воздуха (при достаточном для горения количестве воздуха).
2. При сжигании необходимо следить, чтобы не возникало пламя. Топливо должно тлеть, а не гореть, так как пламенное горение сопровождается уносом твёрдых частиц топлива и золы. В случае появлении пламени тигель следует прикрыть на несколько секунд крышкой.
3. При температуре прокаливания тигли с золой выдерживают до постоянной массы (или до разности в массе в 0,1% от массы первоначальной навески топлива).
Если уменьшающаяся сначала масса золы при дальнейшем прокаливании начнёт увеличиваться, то это указывает на окисление солей железа. В этом случае за массу золы принимается последняя масса, разнящаяся с предыдущей не более, чем на 0,1%, независимо от того, уменьшалась или увеличивалась масса.
Содержание золы в топливе уменьшает теплоту его сгорания и часто усложняет процесс горения отдельных сортов топлива: происходят механическая неполнота сгорания многозольных топлив, зашлаковывание топок легкоплавкой золой, большой вынос золы (до 80%) при факельном сжигании с сухим золоудалением.
Порядок проведения опыта
Взвесив с точностью до 0,001 г просушенный тигель, насыпают в него 1-2 г измельчённого топлива, высушенного при комнатной температуре, и снова взвешивают.
Тигель с топливом 6 ставят в предварительно разогретую до температуры 800°С муфельную печь 1 (рис.2), 2 – нагреватель, 6 – реостат.
Вначале тигель 6 ставят у входа в муфель и выдерживают 10 мин. При по- явлении пламени тигель на несколько секунд прикрывают крышкой.
Затем постепенно, со скоростью около 1 см в минуту, подвигают тигель в зону полного накала муфеля. Дверцу печи закрывают и прокаливают топливо в течение 40 мин, следя за постоянством температуры по термоэлектрическому пирометру3, 4 (t = 800°С).
Об окончании сжигании топлива судят по исчезновению искрения в тигле и получению серого или желтоватого порошка золы. Наличие обугленных частиц чёрного цвета в тигле говорит об остатке несожжённого кокса. В таком случае прокаливание следует продолжить.
Убедившись (визуально) в окончании прокаливания, вынимают щипцами тигель из муфельной печи, ставят его на асбестовую или фарфоровую подставку и охлаждают в нём до комнатной температуры.
Охлаждённый тигель взвешивают.
Проверку содержания золы в пробе топлива производят путём повторного прокаливания в течение 20–30 мин до постоянной массы.
Полученные данные позволяют определить:
а) содержание золы в аналитической пробе топлива:
где - масса золы, г;
g – масса топлива до прокаливания, г;
б) содержание золы в абсолютно сухом топливе:
где - аналитическая влага топлива.
3. Определение выхода летучих веществ
Общие сведения
В процессе нагревания всех видов твёрдого топлива происходит распад органических веществ горючей массы с выделением газообразных продуктов разложения – летучих веществ. Они бывают горючие и негорючие. К первым относятся: водород, окись углерода, метан, сложные углеводороды, ко вторым – водяные пары.
Твёрдый остаток топлива, полученный после отгонки летучих веществ, называется коксом. Он состоит из углерода и золы. Кокс различают: порошко-образный, слипшийся, сплавленный, слабоспёкшийся, рыхлый, вспученный и др.
Содержание летучих веществ и характер кокса влияют на процесс горения топлива: температуру воспламенения, характер пламени, оживление процессов горения на решётке в случае спекающихся коксов и т.д.
По количеству летучих веществ и характеру кокса каменные угли маркируют на длиннопламенные, газовые, тощие и др., а также учитывают эти характеристики при выборе способа сжигания топлива и конструкции отдельных элементов топки.
Количество летучих принято определять на горючую массу топлива VГ с помощью весового метода. Сущность метода заключается в нагревании навески топлива в закрытом тигле при температуре 850°С. выход летучих веществ вычисляется по разности между общей потерей массы и потерей, происходящей за счёт испарения влаги.
Порядок проведения опыта
Взвесив с точностью до 0,001 г просушенный тигель 6 (см. рис. 2) с крышкой, помещают в него 1 г измельчённого топлива, покрывают крышкой и снова взвешивают.
Открывают дверцу муфельной печи 1, нагретой до устойчивой температуры 850°С, и быстро ставят в печь тигель 6, закрытый крышкой.
Продолжительность нагревания пробы угля массой 1 г составляет 7 мин. При навеске более 1 г об окончании нагревания топлива судят по исчезновению язычков пламени из отверстия в крышке. это свидетельствует о завершении сгорания основной массы летучих веществ.
Температура при нагревании навески топлива не должна превышать 850°С, что контролируется термоэлектрическим пирометром 3,4.
По окончании нагревания тигель вынимают из печи. При наличии налёта сажи на внешней поверхности тигля опыт повторяют, так как это приводит к искажению весовых соотношений.
Вынутый тигель охлаждают на воздухе 5 мин и окончательно в эксикаторе до комнатной температуре.
После охлаждения тигель с коксом взвешивают и определяют искомые величины:
а) выход летучих в аналитической пробе топлива:
где g1 – убыль массы топлива, г;
g – масса навески топлива, г;
- влажность аналитической пробы топлива, %;
б) содержание кокса в топливе:
в) выход летучих на условную горючую массу:
где - содержание золы в аналитической пробе топлива, %.
В конце опыта рекомендуется осторожно высыпать твёрдый остаток из тигля на бумагу и, осмотрев его, указать характер полученного кокса.
Анализ полученных результатов
В конце проведения опытов нужно сравнить полученные данные влажности, зольности и выхода летучих веществ топлива с нормативными вели -чинами для данного сорта топлива (табл. 2) и при наличии значительных рас - хождений установить причины этого.
Обобщение опытных данных по исследуемому топливу приводят в табл.1.
Таблица 1
Сорт топлива
Показатели | AC % | VГ % | Примечание * | |
Опытные Нормативные Расхождение |
* Привести объяснения выявленных расхождений.
При сравнительных подсчётах определяют приведенную влажность
и приведенную зольность топлива
где - низшая теплота сгорания рабочей массы топлива, ккал/кг (табл. 2.);
- соответственно влажность и зольность рабочей массы топлива, %
(табл. 2).
При значении < 3 % топливо считают маловлажным, при > 8 % -сильновлажным.
Если < 4 %, топливо считают малозольным.
Таблица 2
Республика, край, область | Бассейн, месторождение | Марка топлива | % | % | AC % | % | VГ % | |
УССР, Донецкая, Луганская области; РСФСР, Ростовская область | Донецкий | Д Г Т А Ж | 13,0 8,0 5,0 8,5 9,0 | 21,8 23,0 23,8 22,9 35,5 | 25,0 25,0 25,0 25,0 39,0 | 4,5 3,0 1,5 2,5 1,3 | 44,0 40,0 15,0 3,5 30,0 | 4680 5260 5780 5390 4300 |
РСФСР, Кемеровская область | Кузнецкий | Д Г Т | 12,0 8,5 6,5 | 13,2 11,0 16,8 | 15,0 12,0 18,0 | 4,0 3,0 1,5 | 42,0 40,0 13,0 | 5450 6240 6250 |
Коми АССР | Печорский: Воркутинское | Ж | 5,5 | 23,6 | 25,0 | 1,8 | 33,0 | 5650 |
Интинское | Д | 11,0 | 25,4 | 28,6 | 7,0 | 40,0 | 4370 | |
РСФСР, Пермская область | Кизеловский | Г | 6,0 | 31,0 | 33,0 | 1,5 | 42,0 | 4700 |
РСФСР, Свердловская область | Егоршинское | ПА | 8,0 | 23,9 | 26,0 | 1,5 | 9,0 | 5350 |
РСФСР, Красноярский край | Минусинский: Черногорское | Д | 14,0 | 15,5 | 18,0 | 8,0 | 44,0 | 5030 |
РСФСР, Иркутская область | Черемховское | Д | 13,0 | 27,0 | 31,0 | 4,5 | 47,0 | 4270 |
Контрольные вопросы
1. Как объяснить влияние балластных примесей – влажности, зольности - на тепловой эффект горения топлива?
2. Как классифицируется влажность и зольность топлива? Летучие вещества и кокс?
3. Каким методом пользуются для определения зольности, влажности и выхода летучих веществ?
4. Как определяется гигроскопическая влажность топлива?
5. Почему температура воздуха в сушильном шкафу поддерживается 102-105°С?
6. Каково назначение и устройство эксикатора?
7. Как определяется содержание золы в абсолютно сухом топливе?
8. Каково назначение, принцип действия и устройство термоэлектрического пирометра?
9. Как влияют на процесс горения топлива содержание летучих веществ и
характер кокса?
10. Как определяется выход летучих веществ на горючую массу топлива?
11. Как классифицируется топливо: по величине приведенной влажности топлива, по приведенной зольности?